Место и роль элит в политическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 05:19, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности, структуры и функции политической элиты.
Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать место и роль элиты в политическом процессе;
- рассмотреть структуру и функции политической элиты;

Содержание

Введение ……………………………………………………........................ .3
Место и роль элит в политическом процессе ……………………….…..… .5
Структура и функции политической элиты……………………….....….... .27
Механизм взаимодействия элит и граждан демократического общества ……………………………………………………….…………..………… .27
Особенности политической элиты в России.27

Заключение………………………………………..…………………………...….. .56
Список литературы……………………………………………………………….. .58
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

Копия (2) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИ1.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

      Отмеченные  обстоятельства важно  учитывалась при  изучении конкретных функций, выполняемых  политической элитой.

      Этих функций достаточно много.

      Наиболее  из существенных:

  • стратегическая,
  • коммуникативная,
  •   организаторская,
  • интегративная.

      На  первом месте среди  названных функций  стоит  стратегическая функция. Его содержание заключается в  разработке стратегии  и тактики развития общества,  определение политической программы действий.  Она проявляется в генерировании новых идей,  отражающих общественные потребности в радикальных переменах, в определении  стратегического  

направления общественного развития, в выработке концепции  назревших реформ.

      Стратегическая  функция в полной мере  может быть реализована на высшем уровне политической элиты -  парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощника  президента.

      Успешная  реализация стратегической функции политической элиты определяется не только качественным кадровым составом «мозгового штаба», привлекаемого  к выработке политического курса страны. Она зависит так же от состояния общественного мнения в стране, его отражения  в принимаемых политических решениях.

        Речь идет о следующей важнейшей функции политической элиты – коммуникативной. Она предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп, а так же   слоев населения и реализацию их в практических действиях. Эта функция включает в себя умение  видеть особенности настроений  различных социальных общностей, быстро и точно реагировать на изменения  в общественном мнении по различным  животрепещущим вопросам.

      В целях налаживания тесных контактов  с различными социальными группами  в каждом государстве политическое руководство использует регулярные личные встречи с людьми,  поездки по стране и т.д.

      Организаторская функция. Политическая элита во все времена  сталкивалась, и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит  наиболее эффективными будут те,  которые в большей мере способны  обеспечить поддержку своих программ массами.

      Выработанный  стратегический курс воплощается в системе различных политических мероприятий. К ним относятся:

  • законодательные (принятие законов и др. законодательных актов парламентом, правительством);
  •  
  • мобилизующие (различные формы воздействие на общественное сознание, формирование настроений, ценностных ориентаций людей);
  • регулирующие (распределение и перераспределение ресурсов материальных, людских, финансовых);
  • координирующие (координация центральных и региональных действий);
  • контролирующие;
  • корректирующие и другие.

      Таким образом, строение элитарного слоя, осуществляющего в государстве и обществе функции власти и управления, чрезвычайно сложно. Для понимания механизма формирования государственной политики уже недостаточно использовать только категории элиты и контрэлиты.

      Социальное  предназначение политической элиты отражается, прежде всего, в тех функциях, которые она выполняет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Механизм  взаимодействия элит и граждан демократического общества
 

     В мире существуют две тенденции в  формировании и воспроизводстве  политической элиты.

     Первая  типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является исторически первым поэтому преобладает в консервативных обществах.

     Вторая  типична для демократических  государств и соответственно ее обуславливает  гораздо более широкий круг социальной базы и требует для своего функционирования высокой политической культуры, что является следствием развития политической системы. Хотя и для стран с демократическими принципами государственности диапазон открытости может в большой мере отличаться.

     Властвующая элита: понятие и структура. Кроме  политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную и военную элиты.

     Экономическая элита - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников.

     Идеологическая, информационная элита - ведущие представители  гуманитарных наук, образования, СМИ, которые  выполняют в обществе функцию  формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и убеждений  людей.

     Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима.

     Культурная  элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции.

 

     

     Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

     Стабильная  демократия требует, чтобы элиты трактовали политику не как искусство «воевать» между собой, а как искусство договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на признанные ценности существования демократических институтов.

       Элиты могут играть  и играют активную  и независимую роль в общественных процессах, однако в своих действиях они так или иначе зависят от масс. Например, политическая элита нуждается в поддержке со стороны широких кругов общественности. Это означает, что ее автономия определяется определенной сферой, выходя за рамки которой политическая элита рискует потерять власть или шансы ее получить

     . В этой связке  элиты и общественность  взаимодействуют  так: с одной  стороны, представители  той или иной  элиты пытаются  получить поддержку  граждан (на выборах,  референдумах), а с другой – модифицировать их убеждения или даже создать новые. В свою очередь граждане или их ассоциации пытаются влиять на элиты так, чтобы они принимали такие решения, которые бы отвечали интересам граждан и их объединений. Это очень сложный и динамичный механизм взаимодействия элит и граждан может существовать настолько долго, насколько долго существует принципиальная согласованность между интересами граждан и политикой элиты. Если разногласия между массами и элитой достигают критической точки (когда элита уже не способна обеспечить себе минимум необходимой поддержки со стороны граждан), указанный механизм распадается и место старой элиты занимает новая.

     Таким образом, политическая  стабильность общества во многом зависит от принципиальной согласованности ценностно-нормативных систем элиты и граждан и их ассоциаций.

 

  1. Особенности политической элиты  в России

     Политическая  культура российской элиты складывается веками, имеет исторические традиции и использует опыт своих предшественников. Однако в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений.

     Для России, как и для других посткоммунистических государств, характерными являются общие  черты, определяющие особенность правящей элиты: усиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриэлитного соперничества и повышение мобильности.

       Также элита является неравномерной.  Внутри правящей элиты существует  небольшая сплоченная группа, стоящая на самом верху властной пирамиды. Эта группа насчитывает, как правило, 20-30 человек и является самой закрытой, сплоченной и труднодоступной для исследований.

     В настоящее время правящая элита  представляет собой закрытую, самовоспроизводящуюся систему, происходит расширение теневой зоны ее повседневных управленческих практик.

       В результате этого снижается  реальное политическое значение  демократических институтов власти, их функционирование приобретает  формально-процедурный характер; увеличивается роль теневого лоббирования политических решений; нарастают отчуждение общества от политической элиты и государства, политико-идеологическая индифферентность и протестная пассивность населения, что дает широкие возможности манипуляции общественным сознанием в частногрупповых интересах.

     В настоящее время, как и во времена  СССР, происходит монополизация власти узким кругом лиц, существует формальное или неформальное «политбюро» как  центр принятия политических решений. Кроме того, в элиту включаются, зачастую неформально, лица, входящие в околоэлитное  

     окружение: помощники, советники, начальники вспомогательных  служб, родственники, лечащие врачи.

     Серьезное воздействие на принятие решений  оказывают аналитические службы, а также канцелярия и Администрация  Президента.

     Формирование  современной политической элиты  происходит во многом на основе преемственности по отношению к старой.

     Выделяются  две важные особенности современной  политической элиты России – идейная, нравственная слабость и стремление любой ценой удержаться у власти.

       У элиты отсутствуют идеологические  ориентиры как в виде системы  нравственных ценностей, так и  в виде социально-политической  доктрины, долговременной программы реформ.

     Совершенно  справедливо отмечается, что существенным фактором риска является крайне низкий уровень общей, политической и правовой культуры современной российской правящей элиты, способствующий нарушению демократических норм, коррупции, нигилистическому отношению к запросам и потребностям общества. Недостаток культуры у политической элиты сказывается в недооценке рисков, ставке на неограниченное терпение как элемент традиционной российской ментальности, в стратегической и идейной несостоятельности.

       В связи с этим В.С. Кот  отмечает, что в России сложилось  два народа – элита и обслуживающий ее персонал (меньшинство) и невостребованное, не вписавшееся в рынок большинство.

     Юридическая наука отмечает, что в основе углубляющегося политического и нравственного  кризиса лежит кризис доверия к власти: пренебрежительное отношение к политической модели государства; в стране сложилась ситуация, когда Президент не верит губернаторам и своему окружению, губернаторы не верят Москве, бизнесмены не верят власти, власть – им, и они вместе не верят стране, в которой работают и иногда проживают.

 

     

     В политической структуре России можно  выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка  сотрудничающих друг с другом —  это политические элиты и электорат  столичных городов и провинции.

       В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее время выдвигается на первый план этнический фактор: происходит группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

     Особенностью  процесса эволюции политической элиты  России является ее противоречивость: правящая группа приобретает черты аналогичных групп демократических стран (основой служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения); с другой стороны, внутри элиты господствует мировоззрение, характерное для советской номенклатуры (стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.). На воспроизводство прежних стереотипов влияют укрепившиеся в сознании россиян традиции, преемственность проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой. В большей степени это прослеживается на региональном уровне. Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность.

Информация о работе Место и роль элит в политическом процессе