Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:34, реферат
Стиль руководства/лидерства - типичная для руководителя/лидера система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.
Сразу же нужно отметить, что в традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в экспериментальных исследованиях эти понятия очень трудно развести, и практически используются единые методики.
Типология К. Левина. Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства/лидерства:
Стиль руководства/лидерства - типичная для руководителя/лидера система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.
Сразу же нужно
отметить, что в традиции социальной
психологии исследуется вопрос именно
о стиле лидерства, а не руководства.
Но в экспериментальных
Типология К.
Левина. Классический эксперимент проведен
под руководством К. Левина (1938). Группа
детей-подростков (мальчики 11-12 лет) под
руководством взрослых лепили маски
из папье-маше. Руководители трех групп
(взрослые руководители, а не лидеры,
стихийно выдвинувшиеся из среды
детей) демонстрировали разный стиль
руководства, а экспериментаторы сравнивали
затем эффективность
- авторитарный (директивный);
- демократический (коллегиальный);
- попустительский
(разрешительный, либеральный).
Каждый из стилей имеет две характеристики - формальную (Ф), в которую входят приемы и способы руководства, и содержательную (С), которая определяет решения, предлагаемые группе.
Рассмотрим характеристики каждого из стилей руководства.
Авторитарный стиль
Ф: деловые, краткие
распоряжения; запреты без снисхождения,
с угрозами; четкий язык, неприветливый
тон; похвала и порицания
Демократический стиль
Ф: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы. С: мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.
Попустительский стиль
Ф: отсутствие
похвалы, порицаний; никакого сотрудничества;
позиция лидера - незаметно в стороне
от группы. С: дела в группе идут само
собой; лидер не дает указаний; работа
складывается из отдельных интересов
участников группы.
Левин в своих
работах рекомендовал именно демократический
стиль как наиболее эффективный
стиль руководства. Эту позицию
разделяли у нас многие специалисты
по психологии управления, то есть задачей
руководителя считалось "совершенствование
индивидуального стиля
Типология Блейка-Моутон.
Типология стилей управления по Левину
сейчас рассматривается как несколько
устаревшая. Большинство исследователей
пользуется типологией Блейка-Моутон
(1971), поясняемой рис. 4.
Охарактеризуем
стили управления по Блейку-Моутон:
1.1 - руководитель прилагает минимальные усилия, достаточные лишь для того, чтобы сохранить организацию;
1.9 - внимательное
отношение к людям, что
9.1 - руководитель
обеспечивает высокий уровень
функционирования организации,
5.5 - баланс
между необходимостью
9.9 - выполнение
работы осуществляется
Блейк и Моутон
также, как и К. Левин, выделяют самый эффективный,
по их мнению, стиль - 9.9 - но признают, что
при изменении ситуации (особенно в конфликте)
возможна перестройка основного стиля.
Типология Херси-Бланшара.
В 70-е гг. 20 в. к изучению организаций стали
применять теорию систем и системного
подход, в соответствии с которыми организация
рассматривается как открытая система,
активно взаимодействующая с внешней
средой. Это привело к отказу от универсализма
и возникновению ситуационной теории
управления, в соответствии с которой
не существует идеального управления,
а его эффективность зависит от адекватности
действий руководителя в зависимости
от ситуации. Этой теории соответствует
типология Херси-Бланшара (рис. 5).
Рис. 5. Стили
управления по Херси-Бланшару
Как интерпретируются
оси координат на рис. 5?
Сильная ориентация
на людей означает, что для руководителя
важен микроклимат в коллективе
(группе), насколько сотрудники заинтересованы
заданием, поручают ли они удовольствие
от порученной им работы. Слабая ориентация
на людей, в свою очередь, не означает,
что руководителя вообще не волнуют
нужды его подчиненных; она означает,
что в данной ситуации (при решении
данной задачи) руководитель непосредственно
не решает проблемы создания благоприятного
микроклимата, его контакты с подчиненными
минимальны.
Ориентация
на задачу означает степень структурированности
задания (руководитель лишь обозначает
проблему или четко указывает, что,
как и в какие сроки должно
быть сделано). Другими словами, слабая
ориентация на задачу вовсе не означает,
что руководителя на заботит конечный
результат.
Дадим характеристики
стилей руководства по Херси-Бланшару.
Предписание
- руководитель точно ставит задачу
перед подчиненным, при этом ему
не важно, насколько его взгляды
разделяются в коллективе, он не
принимает предложения
Убеждение - руководитель
рекламирует свою позицию и идеи,
посредством убеждения
Сотрудничество
- руководитель на равных с подчиненными
участвует в формировании задачи.
Инициатива в определении тактики
и ее реализации принадлежит группе,
а задача руководителя - постоянно
поддерживать инициативу и заинтересованность
подчиненных, наравне с ними участвовать
в работе и не слишком контролировать.
Делегирование
- руководитель делегирует право принятии
решения группе (или подчиненному)
, однако при необходимости готов оказать
помощь. Группа самостоятельно определяет
задачи, вырабатывает тактику и выполняет
работу. Процесс обсуждения проблем может
происходить и без руководителя. Руководитель
лишь наблюдает за ходом выполнения работы
(не всегда впрямую), но ответственность
за конечный результат лежит на нем.
Как мы видим,
руководитель/лидер должен владеть
разными стилями руководства
в зависимости от обстановки. При
выборе конкретного стиля руководства
нужно учитывать по меньшей мере три
фактора:
1.Ситуация (спокойная,
стрессовая, неопределенная). В ситуации
дефицита времени оправдан
2.Задача (насколько
четко структурирована). К решению
сложных проблем необходимо
3.Группа (ее
особенности по полу, возрасту, времени
существования). Для сплоченного
коллектива, заинтересованного в
решении задачи, адекватен демократический
стиль; в пределе, в
Эффективный
руководитель должен иметь в своем
арсенале все четыре стиля и использовать
их в соответствии с конкретной ситуацией.
Однако в реальности у каждого
руководителя есть свой доминирующий,
вспомогательный и