Личность и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
Семья – неотъемлемая часть обще

Содержание

1. Типы личностей в политике и факторы их политического поведения…….3
2. Политическая социализация личности, ее агенты, основные типы и стадии………………………………………………………………………………5
3. Сравнительный анализ предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма…………………….11
4. Список литературы…………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Содержание 

       Введение………………………………………………………………2 стр.

    1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа…………………………………………………4 стр.
    2. Типология семейных структур и их основные разновидности.        Основные функции семьи………………………………………....8 стр.
    3. Назовите этапы жизненного цикла семьи и  кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы…………………………..13 стр.

      Заключение…………………………………………………………...14 стр.

      Список литературы…………………………………………………..15 стр.

 

     Введение 

     Семья считается одним из четырех фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает  малой группой – самой сплоченной  и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав  множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. 

     Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее  общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья –  начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Однако всегда ли мы задумываемся над вопросами:

  • Почему люди живут семьями?
  • Семья – это личное дело каждого или она как-то связана с обществом?
  • Влияет ли семья на общество или общество оказывает «давление» на семью?
  • Всегда ли существовала семья?
  • Сохранится ли семья в будущем?
  • Выдержит ли семья суровые испытания, которые переживает наше общество сегодня?

     Проблемы  семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины  семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, – вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

Социология семьи  – одна из наиболее развитых областей социологического знания.  

1. Социологический  анализ семьи в  единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа.

     Существование семьи, как и всех социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему  действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

     Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Понятие социального института, его виды.

        Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты. 

     «Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи».

     Социальный  институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе.

     Социальные  институты обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением  духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают.

     Общими  признаками, которые характеризуют  все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок  и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен. Важнейшими социальными институтами являются:

     а) экономические (собственность, деньги, банки);

     б) политические (государство, партии, союзы);

     в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.

     Социальные  институты выполняют разнообразные  функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие.

     Социальные  институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений  конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.

     Итак, имея специфические  особенности  и отличаясь друг от друга, социальные институты вместе с тем функционируют в тесной связи друг с другом и дополняют друг друга.

Брак  – основа семейных отношений.

        «Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».

     Иными словами, брак – это контракт, который  заключается тремя сторонами  – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата – дата заключения  брачного соглашения, но не проставлена дата  окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

     Институт  брака самим фактом своего существования  свидетельствует, что общество преднамеренно  разделило все виды половых отношений  на одобряемые и неодобряемые, а  государство – на разрешенные  и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.

     В любом обществе – древнем или  современном – семья формируется, как правило, через брак. Брак –  санкционированный обществом сексуальный  союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо  в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, считаются законнорожденными, а дети, рожденные вне брака – незаконнорожденными.

     Брак  – совокупность обычаев, которые  регулируют супружеские отношения  мужчины и женщины. В современной  европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.

     Все эти нормы, по определению американского  социолога К. Дэвиса, формируют некую  целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей и другие.

     Итак, брак – институт, регулирующий отношения  только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и  отношения между родителями и  детьми. 

 

2. Типология семейных  структур и их  основные разновидности.  Основные функции  семьи.

         Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. Самая распространенная форма организации семьи - супружеская или нуклеарная семья. Ее основу составляет пара людей (мужа и жену), связанных брачными отношениями и в ее состав также входят дети. Другой распространенной формой семейной организации является родственная (расширенная) семья. Она основывается не только на супружеских отношениях двух людей, (т.е. включает нуклеарную семью), но и на кровном родстве большого числа родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, в нашем обществе родственные связи поддерживаются в основном на уровне семейных сборов, торжеств и др. церемониальных мероприятий. А важнейшие социальные функции выполняются супружеской семьей. Это отражено и в законах, нравственных нормах, требующих, чтобы родители поддерживали своих детей. Но в них ничего не говорится об обязанностях по отношению к братьям, сестрам, тетям и дядям. Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и наполовину входит в семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей. В таких семьях ответственность и забота распределяются среди большого числа членов семьи и, например, у ребенка появляется большая возможность для общения и социализации к большому числу социальных ролей, он в большей степени защищен от жизненных невзгод даже в случае смерти матери или ухода ее из семьи.

         По характеру распределения семейных  обязанностей, по тому, как решается  в семье вопрос о лидерстве,  социологи выделяют 3 основных типа семьи:

  • Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: экономическая зависимость женщины от супруга; функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена хозяйка); признание безусловного приоритета мужчины вопросах семейного главенства.
  • Нетрадиционная семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.
  • Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решения бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; эмоциональная насыщенность отношений.

        Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужичины мало участвуют в ведении хозяйства.

      Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Основными функциями семьи являются:

  1. Функция сексуального регулирования. Семья — это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто, нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи.
  2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества — воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, дети были физически и психически здоровыми и впоследствии, имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
  3. Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.
  4. Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.  Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения.
  5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.
  6. Защитная функция.  Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
  7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейно жизни включают обязательную помощь каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Информация о работе Личность и политика