Либерализм и неолиберализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:15, реферат

Описание работы

Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм, принципы которого заимствованы многи­ми политическими течениями. Наиболее полно идеи классического либе­рализма воплотились в политической и экономической практике англо­саксонских стран, прежде всего — в США. В 1947 г. был образован Ли­беральный интернационал. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции. Например, в совре­менном Европарламенте либералы имеют пятую по численности фракцию. Либеральная идеология преимущественно радикального толка стала оказы­вать свое влияние и на политические процессы в СНГ, особенно в России.

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 60.50 Кб (Скачать)


15.2. Либерализм и неолиберализм

Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм, принципы которого заимствованы многи­ми политическими течениями. Наиболее полно идеи классического либе­рализма воплотились в политической и экономической практике англо­саксонских стран, прежде всего — в США. В 1947 г. был образован Ли­беральный интернационал. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции. Например, в совре­менном Европарламенте либералы имеют пятую по численности фракцию. Либеральная идеология преимущественно радикального толка стала оказы­вать свое влияние и на политические процессы в СНГ, особенно в России.

Понятие «либерализм» вошло в политический лексикон Европы в на­чале XIX в. Однако его истоки как идеологии и политического течения восходят к XVII —XVIII вв., периоду разрушения феодальных порядков и установления буржуазных общественных отношений. Источником либе­ральной идеологии явилась потребность создания такой концепции об­щественного устройства и государства, которая противостояла бы монар­хическому, абсолютистскому государству. Возникнув исторически как идеология третьего сословия, либерализм многими своими принципами выразил ее общечеловеческие потребности и обусловил создание концеп­ции либеральной демократии. В ее основе лежат работы Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса, А. Смита, Т. Джефферсона, Дж. Милля и др.В России история либеральных идей наиболее ярко представлена в уче­ниях Б.Н. Чичерина, С.А. Мурашцева, П.И. Новгородцева.

Либерализм (от лат. ПЪегаНз — свободный) — идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ста­вящая целью освобождение личности от оков государства и давления ав­торитарной коллективности. Фундаментальный принцип либеральной идеологии — свобода человека как условие реализации им своих не­отъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях не­изменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов, человек -- независимый субъект, кото­рый сам знает, что для него хорошо и что плохо. Борьба за свободу озна­чала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, политическую, физиче­скую и интеллектуальную свободу человека. Именно на базе этих устано­вок и были сформулированы основные постулаты идеологии либерализма.

Так, в политической и экономической жизни принцип свободы трак­туется либералами как свобода от ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, отмечал американский президент Т. Джефферсон, — которое меньше всего управляет».

Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются: существование определенных «естественных» прав челове­ка на жизнь, свободу, частную собственность; создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью — сохранить и защи­тить естественные права человека; договорный характер отношений между государством и индивидом; ограничение объема и.сфер деятель­ности государства; защищенность (прежде всего — от произвола госу­дарства) частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни.

На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея «государства — ночного сторожа» (Ф. Лассаль), суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, са­мыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрану порядка и защиту страны от внешней опас­ности. Неслучайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над государством. Основоположник либерализма Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество есть постоянная величина, а государство — производное от него.

Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии. Суть в том, что он вы­работал систему конституционализма — институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего — равен­ство их перед законом, обладание каждым человеком основными права­ми и свободами, терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшин­ства. Необходимо особо отметить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.

Либералы считают (и не без основания), что любой принцип, любая социальная идея или модель, возведенные в абсолют, исключают свобо-ду. Судьба свободы связана не с реализацией какого-либо заданного на­перед принципа, а с правом хотя бы частично уклониться от него, имея в запасе альтернативные варианты.

В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматрива­ется в качестве гаранта и меры свободы человека. В экономической тео­рии либерализм защищал идеал свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «честную конкуренцию», выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь.

В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главны­ми принципами устройства общества являются индивидуализм, опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии госу­дарства. При этом либерализм исходит из «естественного неравенства» людей, которые даже при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство рассматривается как естественный био­логический, социальный и исторический факт, обусловленный неравен­ством способностей, талантов, трудолюбия людей. Отсюда вытекает, что равенство несовместимо со свободой. Классический либерализм выделя­ет два типа общественной эволюции: естественную, происходящую в гражданском обществе, и искусственную, насаждаемую государством сверху. Благополучно обстоят дела там, где гражданское общество ак­тивно, а государство пассивно. Демократия функционирует хорошо тог­да, когда мотор «заложен» в самом гражданском обществе, а тормоз — в правительстве. Когда же общество лишено внутреннего мотора и дея­тельность стимулируется и направляется государством, — это прямой путь к деспотизму. Такова точка зрения либералов. Либеральное мировоз­зрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрица­тельно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь.

Ни один тип идеологии не может оставаться неизменным. Идеология только тогда эффективна, когда она способна адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения. Под влиянием развития социаль­ных процессов произошла внутренняя эволюция и либерализма. По­явился неолиберализм, который еще называют социальным либерализ­мом (в противоположность старому, индивидуалистскому), «демократи­ческим либерализмом» (в противоположность аристократическому), ли­берал-реформизмом и др. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг. XX в. Учение английского экономиста Дж. Кейнса и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей.

Во-первых, это относится к новому пониманию социальной и эко­омической роли государства. Его главные задачи — прекращение со­циальных конфликтов путем поддержания наиболее обездоленных, со­циально незащищенных слоев общества на основе активного вмеша­тельства в экономическую жизнь через налоги, государственную соб­ственность, бюджет, планирование и т.д. Неолибералы выступают за го­сударственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бес­платное образование, дальнейшее расширение системы социальногообеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отда­ют предпочтение государственному сектору в экономике. Под флагом идеологии либерализма была создана так называемая модель «позитив­ного государства», которое они назвали государством «всеобщего благо­денствия». По мнению либералов, такое государство является надклас­совым органом и выступает в роли посредника между социальными ин­тересами, действуя ради общего блага и во имя свободы каждого.

Во-вторых, «новый либерализм» проповедует принципы плюра­листической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, под­линная демократия — это не правление народа, а свободная конкурен­ция между потенциальными политическими и государственными лиде­рами за голоса избирателей.

В-третьих, неолибералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего — политическая справедливость (равные политичес­кие права, все остальное зависит от самого человека).

Неолиберализм привлекателен и тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства как воплощения естественного договора между свободными индивидами. В подходе же к другим проблемам общественно-политической жизни каких-либо карди­нальных расхождений между классическим и новым либерализмом нет.

Несомненно, что роль либеральной идеологии в общественной жизни мировой цивилизации крайне важна. Именно либеральное ориентаци-онно-ценностное сознание способствовало выработке и утверждению универсальных, общечеловеческих по своей сути ценностей — демок­ратии, свободы и самоценности индивида.

Вместе с тем современный либерализм можно определить и как идео­логию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма.

 

 

5.3. Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм — идеологическая концепция, отражающая привер­женность к сохранению и преемственности сложившихся общественных отношений, абсолютизирующая устойчивость политической системы и отрицающая необходимость ее коренной ломки. Она насчитывает 200 лет и сформировалась как реакция на политическую мысль и собы­тия Великой французской революции, как антиреволюционная идеоло­гия, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом порядков.

Термин «консерватизм» впервые был употреблен в 1818 г. француз­ским писателем Ф.Р. де Шатобрианом и в настоящее время присущ различным сферам человеческой жизнедеятельности — быту, семей-но-брачным отношениям, искусству, морали и т.д. Безусловно, консер­вативные взгляды и суждения за два столетия претерпели существенные изменения, но основные принципы и философское кредо остались пре­жними. По мнению английского мыслителя М. Оукшотта, консерватор предпочитает «известное неизвестному, то, что испытано, тому, что непрошло проверку практикой, факт — выдумке, действительное — воз­можному, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, до­статочное — изобилию, обычное — совершенному».

Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемствен­ности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка ве­щей, сложившегося естественным образом, иерархичности человеческо­го сообщества, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.

Названные выше основополагающие идеи и составили фундамент консерватизма, на который опираются его важнейшие принципы.

Прежде всего это нравственный абсолютизм, неизбежность и веч­ность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зави­сят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и по­литическими институтами. В силу этого и политика не может быть осво­бождена от моральных предписаний.

Ведущим принципом консерватизма является отрицание неизбеж­ности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они ни были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать со­циальных потрясений.

Не менее важен принцип традиционализма, который предполагает сохранение традиций прошлого как основы единства поколений, гармо­нической совокупности обычаев, предрассудков и убеждений. .

Характерен для консерватизма и политический реализм. Суть его в том, что истина заключена не столько в универсальных постулатах, сколько в конкретном опыте. Опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика и абстрактные понятия.

Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства, исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии/когда доми­нирует принцип «достойное — достойным».

Консерваторы также активно выступают против политизации лю­дей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Они считают, что полити­ка — это сфера деятельности политических элит.

Консерваторы — последовательные сторонники местного самоуп­равления. В споре между центром и периферией они — на стороне пос­ледней.

Во второй половине XX в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть неко­торые положения своей идеологии. Так возникает неоконсервативное течение. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Д. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтербруннер (ФРГ), Р. Арон, А. Бе-нуа (Франция).

Сильное влияние на формирование консерватизма 70 —90-х гг. ока­зали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти две идеологии были идейными антаго-нистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Те­перь же различия между ними не столь принципиальны. В главных сво­их идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские неоконсерваторы правы, когда отмечают, что неоконсер­ватор — это либерал, признающий значение традиций и социокультур­ных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобраз­ное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической при­верженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркива­нием старых, традиционных ценностей — семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д. Каковы же отличительные признаки нео­консерватизма?

В о - п е р в ы х , он не отрицает полностью идею демократии. Консер­ваторы подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.

Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограничено.

В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные соци­альные реформы. Неоконсерваторы — противники чрезмерного обло­жения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Данная идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращения государствен­ных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои соб­ственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Совре­менное государство, по мнению неоконсерваторов, должно создавать ра­венство возможностей, но не равенство результатов. Социальный поря­док реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.

Информация о работе Либерализм и неолиберализм