Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:15, реферат
Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм, принципы которого заимствованы многими политическими течениями. Наиболее полно идеи классического либерализма воплотились в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего — в США. В 1947 г. был образован Либеральный интернационал. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции. Например, в современном Европарламенте либералы имеют пятую по численности фракцию. Либеральная идеология преимущественно радикального толка стала оказывать свое влияние и на политические процессы в СНГ, особенно в России.
15.2. Либерализм и неолиберализм
Одним из самых распространенных и влиятельных идеологических течений является либерализм, принципы которого заимствованы многими политическими течениями. Наиболее полно идеи классического либерализма воплотились в политической и экономической практике англосаксонских стран, прежде всего — в США. В 1947 г. был образован Либеральный интернационал. В ряде стран партии либералов являются правящими или входят в правительственные коалиции. Например, в современном Европарламенте либералы имеют пятую по численности фракцию. Либеральная идеология преимущественно радикального толка стала оказывать свое влияние и на политические процессы в СНГ, особенно в России.
Понятие «либерализм» вошло в политический лексикон Европы в начале XIX в. Однако его истоки как идеологии и политического течения восходят к XVII —XVIII вв., периоду разрушения феодальных порядков и установления буржуазных общественных отношений. Источником либеральной идеологии явилась потребность создания такой концепции общественного устройства и государства, которая противостояла бы монархическому, абсолютистскому государству. Возникнув исторически как идеология третьего сословия, либерализм многими своими принципами выразил ее общечеловеческие потребности и обусловил создание концепции либеральной демократии. В ее основе лежат работы Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса, А. Смита, Т. Джефферсона, Дж. Милля и др.В России история либеральных идей наиболее ярко представлена в учениях Б.Н. Чичерина, С.А. Мурашцева, П.И. Новгородцева.
Либерализм (от лат. ПЪегаНз — свободный) — идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления авторитарной коллективности. Фундаментальный принцип либеральной идеологии — свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимости ко взглядам и убеждениям других людей. По мнению либералов, человек -- независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Борьба за свободу означала для сторонников либерализма борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на экономическую, политическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Именно на базе этих установок и были сформулированы основные постулаты идеологии либерализма.
Так, в политической и экономической жизни принцип свободы трактуется либералами как свобода от ограничений со стороны государства. «Лучшее правительство то, отмечал американский президент Т. Джефферсон, — которое меньше всего управляет».
Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются: существование определенных «естественных» прав человека на жизнь, свободу, частную собственность; создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью — сохранить и защитить естественные права человека; договорный характер отношений между государством и индивидом; ограничение объема и.сфер деятельности государства; защищенность (прежде всего — от произвола государства) частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни.
На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея «государства — ночного сторожа» (Ф. Лассаль), суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрану порядка и защиту страны от внешней опасности. Неслучайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над государством. Основоположник либерализма Дж. Локк подчеркивал, что гражданское общество есть постоянная величина, а государство — производное от него.
Классический либерализм внес существенный вклад в разработку принципов и ценностей современной демократии. Суть в том, что он выработал систему конституционализма — институционно-правовых условий, обеспечивающих свободу граждан. Это прежде всего — равенство их перед законом, обладание каждым человеком основными правами и свободами, терпимость к инакомыслию, гарантия прав меньшинства. Необходимо особо отметить приверженность либерализма идее разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.
Либералы считают (и не без основания), что любой принцип, любая социальная идея или модель, возведенные в абсолют, исключают свобо-ду. Судьба свободы связана не с реализацией какого-либо заданного наперед принципа, а с правом хотя бы частично уклониться от него, имея в запасе альтернативные варианты.
В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. В экономической теории либерализм защищал идеал свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «честную конкуренцию», выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь.
В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества являются индивидуализм, опора на собственные силы, а не расчет на благотворительность и гарантии государства. При этом либерализм исходит из «естественного неравенства» людей, которые даже при одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенство рассматривается как естественный биологический, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов, трудолюбия людей. Отсюда вытекает, что равенство несовместимо со свободой. Классический либерализм выделяет два типа общественной эволюции: естественную, происходящую в гражданском обществе, и искусственную, насаждаемую государством сверху. Благополучно обстоят дела там, где гражданское общество активно, а государство пассивно. Демократия функционирует хорошо тогда, когда мотор «заложен» в самом гражданском обществе, а тормоз — в правительстве. Когда же общество лишено внутреннего мотора и деятельность стимулируется и направляется государством, — это прямой путь к деспотизму. Такова точка зрения либералов. Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь.
Ни один тип идеологии не может оставаться неизменным. Идеология только тогда эффективна, когда она способна адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения. Под влиянием развития социальных процессов произошла внутренняя эволюция и либерализма. Появился неолиберализм, который еще называют социальным либерализмом (в противоположность старому, индивидуалистскому), «демократическим либерализмом» (в противоположность аристократическому), либерал-реформизмом и др. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг. XX в. Учение английского экономиста Дж. Кейнса и «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта означали утверждение в идеологии либерализма новых фундаментальных идей.
Во-первых, это относится к новому пониманию социальной и экоомической роли государства. Его главные задачи — прекращение социальных конфликтов путем поддержания наиболее обездоленных, социально незащищенных слоев общества на основе активного вмешательства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование и т.д. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образование, дальнейшее расширение системы социальногообеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике. Под флагом идеологии либерализма была создана так называемая модель «позитивного государства», которое они назвали государством «всеобщего благоденствия». По мнению либералов, такое государство является надклассовым органом и выступает в роли посредника между социальными интересами, действуя ради общего блага и во имя свободы каждого.
Во-вторых, «новый либерализм» проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия — это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей.
В-третьих, неолибералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего — политическая справедливость (равные политические права, все остальное зависит от самого человека).
Неолиберализм привлекателен и тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства как воплощения естественного договора между свободными индивидами. В подходе же к другим проблемам общественно-политической жизни каких-либо кардинальных расхождений между классическим и новым либерализмом нет.
Несомненно, что роль либеральной идеологии в общественной жизни мировой цивилизации крайне важна. Именно либеральное ориентаци-онно-ценностное сознание способствовало выработке и утверждению универсальных, общечеловеческих по своей сути ценностей — демократии, свободы и самоценности индивида.
Вместе с тем современный либерализм можно определить и как идеологию социального неравенства людей, наживы и индивидуализма.
5.3. Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм — идеологическая концепция, отражающая приверженность к сохранению и преемственности сложившихся общественных отношений, абсолютизирующая устойчивость политической системы и отрицающая необходимость ее коренной ломки. Она насчитывает 200 лет и сформировалась как реакция на политическую мысль и события Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом порядков.
Термин «консерватизм» впервые был употреблен в 1818 г. французским писателем Ф.Р. де Шатобрианом и в настоящее время присущ различным сферам человеческой жизнедеятельности — быту, семей-но-брачным отношениям, искусству, морали и т.д. Безусловно, консервативные взгляды и суждения за два столетия претерпели существенные изменения, но основные принципы и философское кредо остались прежними. По мнению английского мыслителя М. Оукшотта, консерватор предпочитает «известное неизвестному, то, что испытано, тому, что непрошло проверку практикой, факт — выдумке, действительное — возможному, ограниченное — безграничному, близкое — далекому, достаточное — изобилию, обычное — совершенному».
Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка вещей, сложившегося естественным образом, иерархичности человеческого сообщества, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.
Названные выше основополагающие идеи и составили фундамент консерватизма, на который опираются его важнейшие принципы.
Прежде всего это нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами. В силу этого и политика не может быть освобождена от моральных предписаний.
Ведущим принципом консерватизма является отрицание неизбежности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они ни были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать социальных потрясений.
Не менее важен принцип традиционализма, который предполагает сохранение традиций прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев, предрассудков и убеждений. .
Характерен для консерватизма и политический реализм. Суть его в том, что истина заключена не столько в универсальных постулатах, сколько в конкретном опыте. Опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика и абстрактные понятия.
Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства, исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии/когда доминирует принцип «достойное — достойным».
Консерваторы также активно выступают против политизации людей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Они считают, что политика — это сфера деятельности политических элит.
Консерваторы — последовательные сторонники местного самоуправления. В споре между центром и периферией они — на стороне последней.
Во второй половине XX в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникает неоконсервативное течение. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Д. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтербруннер (ФРГ), Р. Арон, А. Бе-нуа (Франция).
Сильное влияние на формирование консерватизма 70 —90-х гг. оказали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти две идеологии были идейными антаго-нистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские неоконсерваторы правы, когда отмечают, что неоконсерватор — это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркиванием старых, традиционных ценностей — семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д. Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма?
В о - п е р в ы х , он не отрицает полностью идею демократии. Консерваторы подчеркивают, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.
Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, неоконсерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограничено.
В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы. Неоконсерваторы — противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Данная идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращения государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению неоконсерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.