Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:19, доклад
Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.
Термин «легитимность» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.
Легальность соответствует понятию «законность» (Lex – в переводе с лат. - закон), носит чисто юридический характер и означает формальное соответствие власти закону, ее юридическую правомерность. Но не всегда легальные государства являются легитимными. Эти два понятия близки, но не тождественны. Если первое носит формальный характер (юридический) и исходит от самой власти в лице государства, принимающего законы, то второе носит оценочный этический характер и исходит от граждан, выражает их отношение. Легитимность - это принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Таким образом легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта. (Например, законно функционирующая власть не признавалось народом во время Оранжевой революции).
Признанным автором политической теории господства является М. Вебер. Верный принципу свободы науки от политических и идеологических установок, он наполнил теорию господства общечеловеческим содержанием В отличие от обыденной трактовки господства как подавления, угнетения и т.п., Вебер понимает под господством политический порядок, при котором одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется (хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых). Такой порядок может служить интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества, или, по крайней мере, его большинства. Причем, добровольность повиновения и легитимность (законность) господства для Вебера норма, в рамках которой только и возможна постановка вопроса о господстве.
В зависимости от мотивов, по которым люди могут добровольно подчиняться (интерес, традиции, личная склонность), Вебер выделил три типа легитимного господства (власти).
1 Рационально-правовой тип легитимности(
2 Традиционный тип легитимного господства основан на вере в обычай, в священность издревле существующих порядков и властей. Такой тип схож с отношениями в патриархальной семье, где традиции добровольного подчинения старшим особенно прочны и устойчивы. Традиционное господство характерно для феодальной Европы и Востока, для монархических форм правления. Но Вебер считал, что и для Запада, для стабильности демократии, полезно сохранение монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
3. Харизматический (от грач.charisma — божественный дар) тип власти основывается на вере в исключительные качества руководителя, данные ему свыше — Богом или Природой. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Этот тип организации политической власти получает широкое распространение в периоды революционных перемен, особенно на Востоке и в Восточной Европе, где новая власть не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженной воли большинства.
На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.
Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.
Другими словами, легитимность власти – это
а) признание власти населением;
б) принятие власти как правомерной и справедливой;
в) наличие у власти авторитета в глазах населения.
Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.
Легальность власти означает, что
а) власть имеет законное происхождение;
б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);
в) власть сама подчиняется закону.
Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.
Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.