Краткая история региональной политики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны

Содержание

Введение …………………………………………………………… 3 стр.
Наследие СССР в области региональной политики …………….. 5 стр.
Региональная политика России …………………………………… 7 стр.
Дифференциация регионов Российской Федерации …………….. 9 стр.
Современная региональная политика ……………………………. 14 стр.
Заключение ………………………………………………………… 19 стр.
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

Регионоведение.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

                                   Содержание

             Введение …………………………………………………………… 3 стр.

  1. Наследие СССР в области региональной политики …………….. 5 стр.
  2. Региональная политика России …………………………………… 7 стр.
  3. Дифференциация регионов Российской Федерации …………….. 9 стр.
  4. Современная региональная политика ……………………………. 14 стр.  

    Заключение ………………………………………………………… 19 стр.

    Список использованной литературы …………………………… 20 стр. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                     Введение

 

       Региональная  политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства. Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев. Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

       Основные задачи региональной политики России в условиях становления и развития рыночных отношений состоят в обеспечении достойного уровня благосостояния населения в каждом регионе, в постоянном выравнивании уровня жизни, исключении чрезмерных контрастов в социальных условиях.

       Главная цель региональной политики заключается  в сохранении единства и целостности  России, недопущении ее распада на суверенные территории. Одним из условий  этого является обеспечение баланса  общероссийских и региональных интересов. Для выполнения главной задачи в региональной политике необходимы срочные меры по реформированию экономики, среди них рекомендация экономики старопромышленных регионов, крупных городских агломераций. Необходимы меры по конверсии оборонных отраслей, оздоровлению экологической обстановки и модернизации инфраструктуры.

       Необходимо  преодолевать депрессивное состояние  отдельных регионов Центрального района, Урала, Сибири и Дальнего Востока, восстановить утраченную жизненную среду в  сельской местности и с этой целью  повсеместно внедрять многообразие форм собственности и предпринимательство в аграрной сфере.

       Важнейшей задачей является стабилизация социально-экономического положения в районах Севера с  экстремальными природными условиями, возрождение среды обитания малочисленных народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Наследие СССР в области региональной политики
 

       За  несколько последних десятилетий  региональная политика государства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить отраслевой метод планирования с практически полным отстранением регионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в директивные органы предложения по развитию, скоординированные с Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и являлась мощнейшим рычагом государственной политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион. Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

     В течение  веков Россия представляла собой не просто государство, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожительства и коллективной безопасности.

     Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным национальным возрождением народов. Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

       1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного;

       2) возникновению в новых суверенных  странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров;

       3) экономическому хаосу, резкому  снижению ВВП и массовому обнищанию  людей в большинстве вновь  образованных государств;

       4) ухудшению геополитического положения  и национальной безопасности  новых международных субъектов;

       5) подрыву научно-технического потенциала  и местных систем образования  из-за отсутствия средств и  нарастающей «утечки мозгов »;

       6) беспрецедентному росту криминогенности,  массовому нарушению прав человека и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Региональная политика России
 

       В 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены "Основные положения региональной политики в Российской Федерации", в которых под региональной политикой  понимается система целей и задач  органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.

       Объективными  предпосылками региональной политики в Российской Федерации выступает  структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом, культурном и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает органы государственной власти принимать любые государственные решения с учетом интересов и особенностей конкретных регионов. Каждый субъект Российской Федерации имеет свой уровень социально-экономического развития, природно-ресурсный потенциал, производственную специализацию. Поэтому направления региональной политики не могут быть стандартными для всех регионов, их необходимо координировать, исходя из особенностей регионов.

       Региональная  политика охватывает все сферы жизнедеятельности  регионального социума, но среди  компонентов региональной политики выделяются в первую очередь: социальные, направленные на социальную защиту и  поддержку населения, развитие и поддерживание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры; экономические, связанные с повышением эффективности регионального производства с учетом природно-ресурсного его потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитием и поддержкой малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулированием инвестиционной активности и др.

       В целом региональная политика в современной  России направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективных производств и предпринимательских способностей граждан. Региональная политика признана также преодолевать различные диспропорции в социально-экономическом развитии региона.

       Особую  роль приобретает региональная политика в период кризисных ситуаций, которые возникают при резком ухудшении экономического состояния регионов. Причины возникновения кризисных ситуаций в масштабе региона могут быть разные:

       значительное  падение объемов производства;

       ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;

       увеличение  безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

       разрушение  социально-экономической инфраструктуры;

       неконтролируемый  приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

       Для преодоления кризисных ситуаций требуется дополнительное вмешательство  федеральных органов государственной  власти, вплоть до внедрения чрезвычайных методов управления регионов.

       Основными направлениями региональной политики являются:

       координирование взаимодействия уровней управления экономикой как на региональном уровне, так и на общегосударственном;

       определение эффективного направления специализации  региона с учетом особенностей региона;

       подъем  экономики депрессивных районов;

       освоение  новых районов, с учетом их ресурсного потенциала;

             проведение  единой социальной политики и др. 
       
       
       
       
       

    1. Дифференциация регионов Российской Федерации
 

       Быстрый переход от административно-плановой к рыночной экономике в любой из стран, выбравших этот путь, всегда приводил к социально-экономическим потрясениям различной продолжительности.

В России данный переходный процесс усложняется  и удлиняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных  различий регионов по возможностям адаптации к рыночным условиям. По этой причине особенно уязвимыми оказались три группы регионов.

       К первой группе относятся регионы  с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при  переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию. Такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке.

       Вторую  группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными.

       К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета  значительные средства на инвестиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы.

       Общее их свойство — объективно ограниченные возможности саморегулирования  и саморазвития в рыночной среде. Преимущества перехода к новым экономическим условиям сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность (в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной ориентации. Многие региональные напряженности в экономике переходного периода являются проявлением противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов) и возросшей динамичностью экономических условий производства, труда, жизнеобеспечения. По этой причине возникают диспропорции между спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства; между размещением производителей и потребителей. Острота региональных проблем усиливается также несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию занятости в регионах препятствует отсутствие гармоничного рынка жилья (способствующего мобильности рабочей силы) и медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабочую силу из стагнирующих или реконструируемых крупных предприятий. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы.

Информация о работе Краткая история региональной политики в России