Космический корабль

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:56, доклад

Описание работы

Космический корабль — это летательный аппарат, предназначенный для полета
людей или перевозки грузов в космическом пространстве. Космические корабли
для полета по околоземным орбитам называют кораблями-спутниками, а для полета
к другим небесным телам — межпланетными кораблями. Основные черты космических
кораблей можно рассмотреть на примере всем известного космического корабля
«Союз».

Работа содержит 1 файл

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ.docx

— 103.06 Кб (Скачать)

очищают дыхательную  смесь от углекислоты, поглощают  ненужную влагу, отводят

излишки теплоты  или, наоборот, подогревают воздух. Иллюминатор шлема снабжен

светофильтром, защищающим глаза от ослепительных солнечных  лучей. Различные

датчики и устройства передают на Землю данные о состоянии  здоровья

космонавта. Скафандры  мягкого типа использовались американскими  астронавтами

на Луне. В них  они собирали образцы лунного  грунта, работали с научными

приборами, совершали  продолжительные прогулки.

Основа жестких  скафандров — твердые металлические  или пластмассовые оболочки,

повторяющие форму  отдельных частей тела. Между собой  оболочки соединяются в

местах суставов шарнирами.

В полужестких  скафандрах выходили в открытый космос члены экипажей советских

орбитальных станций. Часть скафандра, предназначенная  для туловища, выполнена

из металла, в  то время как оболочки для рук  и ног остались мягкими. Такая

конструкция обладает определенными преимуществами. Например, этот скафандр не

надевают, в него входят, а в космосе — вплывают через имеющийся на спине люк.

Это позволило  уменьшить число застежек и других разъемных соединений в

скафандре и, следовательно, повысить его надежность. Со временем скафандры

становятся не только надежнее, но и удобнее. В  идеале космонавт вообще не

должен замечать своей непростой одежды, работать в ней свободно, без лишнего

напряжения. Конечно, достичь совершенства очень трудно, но конструкторы

стремятся именно к такой цели.

    

КОСМОДРОМ 

Земные пути ракет  заканчиваются на космодромах. Здесь  ракеты и космические

аппараты собирают воедино из отдельных частей, проверяют, готовят к пуску и,

наконец, отправляют в космос. Обычно космодромы занимают довольно большую

территорию. Место  для строительства космодрома выбирается с учетом многих,

часто противоречивых, условий. Космодром должен быть достаточно удален от

крупных населенных пунктов, ведь отработанные ракетные ступени  вскоре после

старта падают на землю.

Трассы ракет  не должны препятствовать воздушным  сообщениям, и в то же время

нужно

проложить их так, чтобы они проходили над всеми  наземными пунктами

радиосвязи. Учитывается  при выборе места и климат. Сильные  ветры, высокая

влажность, резкие перепады температур могут значительно  усложнить работу

космодрома.

Каждая страна решает эти вопросы в соответствии со своими природными и

другими условиями. Поэтому, скажем, советский космодром  Байконур расположен в

полупустыне Казахстана, первый французский космодром был  построен в Сахаре,

американский —  на полуострове Флорида, а итальянцы  создали у берегов Кении

плавучий космодром.

На широко раскинувшемся  космодроме располагаются многочисленные здания и

сооружения, в каждом из которых производят различные  операции по подготовке

ракет к старту. На так называемой технической позиции  в огромных монтажно-

испытательных корпусах проводятся сборка ракет и космических  аппаратов,

испытания их отдельных  систем и комплексные испытания. Здесь же на

технической позиции  в заправочной и компрессорной  станциях космические

аппараты заправляются топливом и сжатыми газами, а в  зарядно-аккумуляторной

станции заряжаются бортовые химические источники тока.

Из монтажно-испытательных  корпусов ракеты с установленными на них аппаратами

перевозятся на одну из стартовых позиций. Читатель, видимо, не один раз видел

это по телевидению  или на киноэкранах.

Медленно движется железнодорожный транспортер-установщик. Ракета лежит на

подъемной стреле, шарнирно закрепленной на платформе  транспортера. Поезд

приближается к  массивной железобетонной громаде  — стартовой позиции

космодрома.

Платформа останавливается, и стрела вместе с лежащей на ней  ракетой

неторопливо поднимается. Вскоре ракета оказывается в вертикальном рабочем

положении. И вновь  начинаются предстартовые проверки аппаратуры и бортовых

систем. Убедившись, что всё работает нормально, в  баки ракеты перекачивают

горючее и окислитель.

Можно перевозить ракеты из монтажно-испытательного корпуса  и в вертикальном

положении. Так, например, делают на американском космодроме. Конечно,

перевозка «стоя» сопряжена с определенными трудностями. Зато при такой

доставке исключается  довольно сложная операция подъема  ракеты.

Рядом со стоящей  ракетой поднимаются решетчатые металлические конструкции.

Это кабель-заправочная  мачта и башня обслуживания. Башня  подходит вплотную к

ракете и со всех сторон обхватывает ее площадками, на которые можно выйти из

лифта. От кабель-заправочной  мачты к ракете протягиваются  толстые шланги и

жгуты электрических  кабелей: последние наземные операции проводятся с

использованием  энергии от электростанции космодрома.

До старта остаются считанные часы. Чтобы пуск состоялся  точно в назначенный

срок, график работы соблюдается очень строго. Для  этого космодром оснащен

точными часами, образующими  систему единого времени.

Космонавты занимают свои места в космическом корабле. Начинаются завершающие

проверки, теперь уже с участием экипажа.

На космодроме объявляется пятиминутная готовность. Сейчас в командном пункте

— подземном бункере  сосредоточено все управление ракетой  и кораблем.

Постоянно поддерживается радиосвязь и телевизионная связь  с космонавтами. Но

вот от ракеты отводятся  башня обслуживания и кабель-заправочная  мачта. Пуск!

Окрестности оглушает могучий рев двигателей. Из-под  ракеты вырывается

бушующее пламя. Газоотводные каналы направляют раскаленные  газы подальше от

пускового сооружения и ракеты. Освобожденная от поддерживающих захватов, она

медленно, как бы нехотя отрывается от Земли, а потом  стремительно уходит в

небо.

    

КОСМОНАВТИКА 

В своих мечтах, отраженных в сказках, легендах, фантастических романах,

человечество издавна  стремилось в космос; об этом свидетельствуют  и

многочисленные (как  правило, неосуществимые) изобретения  прошлого. И только с

развитием научно-технического прогресса и успехами

научно-технической  революции в XX в. возникла возможность воплощения этих

мечтаний в действительность. В 1903 г. в одном из русских журналов появилась

статья «Исследование  мировых пространств реактивными  приборами». Ее автором был

учитель из Калуги К. Э. Циолковский. В своей работе Циолковский впервые

обосновал возможности  межпланетных полетов с помощью  ракеты. После этого у

великого ученого  было еще много удивительных прозрений, сделано много расчетов,

дерзких проектов, давших их автору право называться основоположником

теоретической космонавтики.

В 1929 г. издает свою книгу «Завоевание межпланетных пространств» еще один

замечательный самоучка — Ю. В. Кондратюк. В этой работе было много

оригинального. В  ней изобретатель разрабатывал теорию межпланетного полета с

заправкой кораблей на искусственных спутниках планет, предлагал интересную

схему полета на Луну и многое другое. С работами Циолковского Кондратюк

познакомился после  того, как сделал свои изобретения. Это было как

откровение. «Я каждый раз удивляюсь сходству нашего образа мыслей», — пишет

Кондратюк в Калугу.

Но, как известно, теория без практики мертва. Это  понимали энтузиасты во многих

странах. Несколько  десятков патентов на изобретения в  области ракетной техники

получает в 20—30-х  гг. XX в. американский ученый Р. Годдард, в это же

время опыты с  жидкостными ракетными двигателями  проводит в Германии профессор

Г. Оберт. Напряженно работают над воплощением теории в жизнь и на родине

Циолковского.

12 декабря 1930 г.  в газете «Вечерняя Москва»  появилось объявление: «Ко всем,

кто интересуется проблемой межпланетных сообщений...»  Это объявление

ознаменовало создание Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Ее

руководителями  стали энтузиасты ракетной техники  Ф. А. Цандер и С. /7.

Королев. Результаты их подвижнической работы не заставили себя долго ждать.

В 1933 г. была запущена первая советская жидкостная ракета. В этом же году в

стране создается  Реактивный научно-исследовательский  институт (РНИИ).

В конце 50-х гг. С. П. Королев возглавляет уже  большой коллектив, создающий

мощные ракеты. И вот наступило 4 октября 1957 г. —  день начала космической

эры. «Он был  мал, этот самый первый искусственный  спутник нашей старой

планеты, но его  земные позывные разнеслись по всем материкам...»  — вспоминал

потом Главный  конструктор С. П. Королев.

За первыми спутниками в космос вышли космические корабли «Восток», также

созданные под  руководством Королева. Приближался  великий день первого

космического полета человека. 12 апреля 1961 г. Главный конструк-

тор проводил в  полет Юрия Гагарина. Мир ликовал, а помыслы Королева

устремились еще  дальше — к Луне и планетам.

Первые полеты в космическое пространство потребовали  для своего осуществления

огромной работы многочисленных научных институтов, конструкторских бюро,

заводских коллективов. Совокупность самых современных  отраслей науки и

техники, обеспечивающих освоение космоса с помощью разного  рода космических

аппаратов, и называют сейчас космонавтикой. Прежде чем отправить  космический

аппарат на околоземную  орбиту или к какому-нибудь небесному  телу, необходимо

провести баллистические расчеты; определить оптимальную траекторию полета,

данные для ее коррекции, выбрать удобные моменты  для старта и посадки. Эти

теоретические проблемы решают различные научные организации.

У конструкторов  — свои сложности. Они создают  новые искусственные спутники

Земли, орбитальные станции и автоматические межпланетные станции,

причем многие работы выполняют впервые в истории. Поэтому конструкторской

Информация о работе Космический корабль