Автор: o*************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 14:26, контрольная работа
на тему: « Понятие личности. Взаимоотношение личности и общества.»
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТЬ
2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
3. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Контрольная
работа
по дисциплине: «Социальные процессы в современном обществе »
на
тему: « Понятие
личности. Взаимоотношение
личности и общества.»
Выполнила: студентка 5 курса
( г. Аткарска)
Проверил:
2010
План.
1.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТЬ
2.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
3.
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
4.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Введение
Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью, субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.
Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и этим младенец - уже человек по сумме своих возможностей - отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии "индивид" воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.
Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника истерического процесса.
1. Понятие личность
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи появляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Способность очень быстро "в уме" складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются “немыми” пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.
Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.
2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие: всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции); социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации); индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности). В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое, так или иначе, отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности.
Важнейшие компоненты структуры личности память, культура и деятельность. Память это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде, как определенной системы научного знания, так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т.е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т.е. в конечном счете, от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т.д. В социализации индивида можно выделить две фазы социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация, это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь сгусток ее регулятивно - духовных потенций центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Личностные
качества человека в таком случае
есть производное от его социального
образа жизни и самосознающего разума.
Личность поэтому есть всегда общественно
развитый человек.
Личность есть совокупность трех ее основных
составляющих: биогенетических задатков,
воздействия социальных факторов (среда,
условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального
ядра “я”. Оно представляет собой как
бы внутреннее социальное личности, ставшее
феноменом психики, определяющее ее характер,
сферу мотивации, проявляющуюся в определенной
направленности, способ соотнесения своих
интересов с общественными, уровень притязаний,
основу формирования убеждений, ценностных
ориентаций, мировоззрения. Человек как
личность не есть некая законченная данность.
"Он процесс, требующий неустанной душевной
работы. Главным результирующим свойством
личности выступает мировоззрение.
Оно являет собой привилегию человека,
поднявшегося до высокого уровня духовности.
Одновременно с формированием мировоззрения
складывается и характер личности психологический
стержень человека, стабилизирующий его
социальные формы активности. “Только
в характере индивидуум приобретает свою
постоянную определенность”. Признается,
что великим характером обладает тот,
кто своими поступками добивается великих
целей, соответствуя требованиям объективных,
разумно обоснованных и социально значимых
идеалов, служа маяком для других. Если
же характер человека теряет свою объективность,
размельчаясь в случайных, мелких, пустых
целях, то он переходит в упрямство, становится,
деформировано субъективным. Упрямство
это уже не характер, а пародия на него.
Препятствуя общению человека с другими,
оно обладает отталкивающей силой. Особым
компонентом личности является ее нравственность.
Только высоконравственные и глубоко
интеллектуальные личности испытывают
острое чувство трагизма от сознания своей
“не - личности”, то есть неспособности
совершать то, что диктует сокровенный
смысл “я”. Таким образом, личность это
мера цельности человека, без внутренней
цельности нет личности. В личности важно
видеть не только единое и общее, но и уникальное,
своеобразное. Углубленное постижение
сущности личности предполагает рассмотрение
ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного
существа. Но вместе с тем личность есть
нечто уникальное, что связано, во-первых,
с ее наследственными особенностями и,
во-вторых, с неповторимыми условиями
микросреды, в которых она взращивается.
Таким образом, понятие человеческой уникальности
имеет существенное значение в социальном
познании, в постижении социальных явлений,
событий, в уяснении механизма функционирования
и развития общества, эффективного управления
им. Однако личность не растворяется в
обществе: сохраняя значение неповторимой
и самостоятельной индивидуальности,
она вносит свою лепту в жизнь общественного
целого. которая выделяет детерминанты,
определяющие те или иные свойства и особенности
психики человека, обусловленные социальным,
биологическим и индивидуальным жизненным
опытом
3. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
3. 1.1 Комплексный подход к изучению личности
Комплексный
подход является одним из методологических
оснований социальной психологии личности.
Он сформулирован и реализован Б. Г. Ананьевым.
Он выделил иерархически соподчиненные
уровни организации человека:1-индивид,2-личность,
3.1.2 Системный подход к социальной психологии личности
Новые
социально-психологические идеи о
личности представлены системным подходом,
сформулированным и развитым Б.Ф. Ломовым.
Согласно его концепции, основанием
качеств человека является социальная
система. В этой системе существуют
все связи и отношения человека с
другими людьми и их общностями, обеспечивающие
необходимые условия его существования
и развития. В то же время сам человек является
компонентом социальной системы. Личность
как член общества включена (сознает она
это или нет) в систему общественных отношений.
Ее мотивы, стремления, установки, привычки
зависят от того, каковы ее объективные
отношения к производству, обмену и потреблению,
какими гражданскими правами она обладает,
как включена в политическую и идеологическую
жизнь общества. В жизнедеятельности личности
общественные отношения проявляются в
многообразных формах. Среди них следует
выделить личные и межличностные отношения,
взаимовлияния, профессиональную деятельность
и общение. Направленность личности –
это система основных ее потребностей
и мотивов. Она определяется отношениями
данного индивида с другими людьми и их
общностями. Эти отношения отражаются
как в потребностях личности, так и в способах
их удовлетворения. В свою очередь, на
базе потребностно-мотивационной сферы
личности формируются ее ценностные ориентации,
жизненные цели и новые отношения с окружающими
людьми. С позиций системного подхода
задача научного исследования заключается
в раскрытии законов образовании целого,
законов строения целого, законов развития
целого, отношений системы с другими системами,
взаимодействия системы с внешним миром.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Социальные процессы в современном обществе »