Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:48, доклад

Описание работы

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. принцип разделения властей находится под защитой государства, воплощая в себе политико-правовое правило разумной и справедливой организации государственной власти . Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти , распределением властных полномочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти , организацией государственного механизма, формированием правового государства и гражданского общества и т.д.Конкретная реализация данного принципа осуществляется через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти .Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть , труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти : борьба за власть уже разделенных институтов и против ее разделения , с одной стороны и стремление упорядочить отношенчение о « разделении властей », связанное с теорией естественного права, исторически сыграло прогрессивную роль в борьбе буржуазии с абсолютизмом и произволом королевской власти . В ряде стран это учение было использовано для обоснования компромисс между буржуазией, установившей контроль над законодательной властью и судом, феодально-монархическими кругами, сохранявшими в своих руках исполнительную власть .Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведен в Конституции США. Ее «отцы-основатели» А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей развили классическую модель.

Работа содержит 1 файл

кп.docx

— 30.48 Кб (Скачать)

Республика  - представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

В зарубежных странах  существуют два основных вида республиканских  форм правления - президентская и  парламентарная республика.

1. Президентская республика  - характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (формальная отличительная черта - отсутствие должности премьер-министра). Строится по принципу жесткого разделения властей.

Характерные особенности:

  • внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание);
  • назначение президентом и отправка в отставку министров;
  • отсутствие института парламентской ответственности;
  • отсутствие у президента права роспуска парламента.

Это весьма гибкая и легко приспосабливающаяся  к различным условиям форма правления. Она получила широкое распространение (США, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика  и др.).

2.Парламентарная  республика - характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность - наличие должности премьер-министра).

Характерные особенности:

  • правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате;
  • участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер;
  • правление всегда носит партийный характер;
  • глава государства избирается парламентским путем;
  • нормативные акты президента требуют контрассигнации.

Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.).

В конкретике политической жизни той или иной страны, с  учетом того или иного соотношения  политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные  формы государственного правления.

Смешанные формы правления - характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция).

Существуют и  такие формы правления, которые  сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной  монархии - выборную монархию.  

Форма правления – элемент формы государства, характеризующий его с точки зрения порядка формирования высших органов исполнительной и законодательной власти и взаимоотношений между ними.

Различают две  основные формы правления – монархию и республику – и их разновидности.

Монархия  (единовластие, единодержавие) – форма правления, при которой пост главы государства замещается в порядке престолонаследия, как правило, членами правящей династии.

Монархия подразделяется на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную). Конституционная монархия делится на дуалистическую и парламентарную.

Абсолютная  монархия (от лат. «полный», «неограниченный», «самостоятельный», «достигший совершенства») – форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках монарха, который является единственным персонально ответственным представителем государства.

В настоящее  время сохранилась на Ближнем  Востоке, в Юго-Восточной Азии и  в Океании.

Дуалистическая  монархия – форма правления, для которой характерны наличие двух главных центров власти (отсюда и название): монарха и парламента (но парламент еще слабый) и, соответственно, в определенной степени разделение властей (была распространена в Европе в XIX в., в настоящее время в классическом виде не существует).

Парламентарная  монархия – это форма правления с полным разделением властей при верховенстве парламента (Великобритания, Бельгия, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды и др.).

Республика  (общее дело) – форма правления, при которой замещение поста главы государства осуществляется, как правило, путем выборов из числа граждан, обладающих пассивным избирательным правом и достигших требуемого (для занятия данного поста) возраста.

Республики делятся  на: президентские, парламентарные и  смешанные, а также республики советского типа и другие, имеющие отличную от указанных организацию власти (например, Ливийская джамахирия).

Президентские республики характеризуются полным разделением властей (США).

Парламентарные  республики – президент получает свои полномочия от парламента или коллегии с участием членов парламента, по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрасигнатуры – скрепление актов главы государства подписью главы правительства и (или) соответствующего министра, которые и несут ответственность за решение, оформленное этим актом), правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом (Италия, ФРГ).

Смешанные (полупрезидентские) республики сочетают в себе черты президентской и парламентарной республик (Франция).

Республики  советского типа – все органы государства действуют на основе решений компартии, под ее руководством и контролем.

Смена форм правления – переход от одной формы правления к другой – процесс, отражающий происходящие в обществе изменения предпочтений.

XVIII в. был веком монархий, XIX в. – веком массового перехода от монархии к республиканской форме правления, XX в. – веком преобладания республик. 

4.

Информация о работе Конституционное право