Кадровая политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Государственная кадровая политика Республики Беларусь — одно из приоритетных направлений деятельности государства по координации мероприятий, проводимых в целях развития и совершенствования всего трудового потенциала страны. Она ориентируется на социальное регулирование, охватывающее все общество и общественные отношения, оказывает влияние на установление приоритетов социальных ценностей и общественные устремления в профессиональной сфере.

Содержание

Введение
1. Принципы и приоритеты государственной кадровой политики Республики Беларусь
2. Ценностные ориентации государственной кадровой политики
3.Нравственно-этические основы государственной кадровой политики
4.Основные направления разработки государственной кадровой политики, методы прогнозирования и планирования в кадровой политике
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Кадровая политика Республики Беларусь.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

•   сокращение общей численности научных кадров всех секторов науки, прежде всего отраслевой, ухудшение их возрастной структуры;

•   падение престижа научной деятельности, в том числе для талантливой молодежи;

•   отток самых высококвалифицированных научных работников за пределы республики;

•   недостаточную интеграцию науки и образования в области подготовки высококвалифицированных научных кадров;

•   структурное несоответствие научного и экономического потенциала общества;

•   низкий уровень социального обеспечения и социальной защищенности научных работников.

Современное наукоемкое производство требует наличия инженерно-технических кадров, готовых воспринять и освоить новейшие технологии. Требуется укрепление научного потенциала заводской науки, а также совершенствование структуры научных организаций, ее адаптивности к инновационному пути развития экономики.

Развитие малого инновационного бизнеса может сыграть существенную роль в оздоровлении экономики республики.

Эффективное решение задач социально-экономического развития республики осложняется проблемами кадрового обеспечения регионов, в том числе закреплением там молодых специалистов.

Все области испытывают недостаток в специалистах с высшим образованием, особенно сельскохозяйственного профиля (агрономах, зоотехниках, ветврачах, экономистах, инженерах), а также в учителях, врачах, работниках учреждений культуры.

Отмечается недостаток в кадрах специалистов с высшим образованием. Так, по Минской области за последние 5 лет их численность сократилась на 20%. Прибывающих по распределению молодых специалистов недостаточно на покрытие потребности в них.

Низка управленческая подготовка руководителей районного звена; имеет место формализм в работе с кадровым резервом; отсутствуют межрайонная ротация кадров, научно обоснованные подходы к разработке критериев оценки деятельности руководителей, что негативно отражается на их трудовой мотивации.

Возрастание роли государственного управления на современном этапе развития белорусского общества требует особого внимания к работе с кадрами государственного аппарата. Общая численность работников органов государственного управления Республики Беларусь составила на конец 2001 г. 72,5 тыс. чел. и возросла по сравнению с 2000 г. на 1,1 тыс. чел. В 2002 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 "О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь", а также с другими актами законодательства, касающимися упорядочения структуры и численности государственного аппарата, произошло сокращение числа работников республиканских и местных органов управления в соответствии с установленными нормативами.

В общей численности работников органов государственного управления Республики Беларусь в 2001 г. насчитывалось 17,4 тыс. руководителей (24,0%), 15,0 тыс. главных специалистов (20,7%), 27,8 тыс. специалистов (38,3%). При этом численность работников республиканских органов составила 6,55тыс. чел.; областных исполкомов (включая Минский горисполком) - 12,6 тыс.; гор-, райисполкомов - 38,4 тыс.; поселковых и сельских исполкомов (Советов депутатов) - 9,2 тыс.; работников таможен - 5,7 тыс. чел.

Сложившаяся система работы с кадрами органов государственного управления во многом способствовала стабилизации социально-экономической и политической ситуации в стране. Вместе с тем имеет место ряд нерешенных проблем в этой области, к основным из которых относятся:

•   отсутствие системного подхода в определении потребности в кадрах на различных уровнях управления и в различных сферах;

•   неэффективная практика закрепления молодых специалистов в системе республиканских и особенно местных органов управления;

•   недостаточно эффективная работа по подбору и аттестации руководящих кадров, формированию резерва и работы с резервом;

•   высокая сменяемость руководящих кадров в системе местных органов исполнительной власти;

•   не вполне адекватная требованиям современного этапа развития общества система подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и лиц, состоящих в резерве;

•   несовершенная политика в области финансирования последипломного обучения руководителей и специалистов;

• недостаточная укомплектованность кадрами госаппарата.

Концепцией ГКП Республики Беларусь определены следующие приоритетные направления кадровой политики в системе государственного управления:

•   обеспечение стабильности деятельности государственного аппарата, определение механизма прохождения и прекращения государственной службы, что предполагает принятие нового закона "О государственной службе в Республике Беларусь";

•   оптимизация структуры и функций государственных органов;

•   приведение номенклатуры должностей служащих государственного аппарата в соответствие с задачами социально-экономического развития республики и актуальными задачами государственного управления;

•   оптимизация численности, профессионально-квалификационной

структуры кадров государственных органов на основе децентрализации функций управления и развития местного самоуправления;

•разработка Этического кодекса государственного служащего Республики Беларусь, определяющего систему ценностных и нравственных ориентиров, этических требований к характеру взаимоотношений государственных служащих с обществом, отдельными гражданами;

•   совершенствование форм и методов подбора руководящих кадров органов государственного управления, формирования резерва для занятия руководящих должностей и профессиональной подготовки лиц, состоящих в резерве;

•   создание механизма служебного продвижения кадров управления в государственном аппарате. [8, с. 16].

 

2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Высокие требования к управленческим кадрам и их подготовке диктуются происходящей трансформацией общества, переоценкой ранее доминирующих норм и ценностей. Актуализируется проблема гуманитаризации современного управления.

В широком смысле "гуманитаризация" - это вся проблематика человека: его общественное бытие, культура, сам человек. Она базируется на идее человека как высшей ценности и меры всех вещей, рассматривает отношение людей к внешнему миру.

В специальной литературе встречается описание характерных черт современного человека. В их числе отмечается:

•  открытость новому жизненному опыту во всех сферах существования (готовность к принятию новых идей, новых способов познания, новых способов действия в условиях радикальных перемен);

•  формирование мнений по большому числу проблем общественной жизни, позитивность многообразия оценок и подходов к рассмотрению проблем;

•  ориентация в восприятии общественной жизни в большей степени на настоящее и будущее чем на прошлое;

•  озабоченность проблемой контроля над своим окружением и эффективности своей деятельности;

•     склонность к долгосрочному планированию своей деятельности, как в общественном, так и в личном плане;

•     ориентация на надежность и предсказуемость действий социальных институтов;

•     восприятие технических и профессиональных навыков человека как справедливую основу для разного рода социальных вознаграждений.

В докладах ООН о человеческом развитии процесс развития человеческого потенциала определяется как расширение возможностей человека, концепция развития человека является альтернативной точке зрения, уравнивающей развитие исключительно с экономическим ростом. Экономический рост и рост объема потребления рассматриваются не в качестве самоцели, а как средство достижения целей; в области развития человека.

Развивающиеся процессы глобализации экономики по-новому ставят вопросы государственного управления и регулирования, формирования информационной политики государства. Высокая значимость роли личностного фактора в системе государственного управления требует его учета при формировании и реализации государственной кадровой политики.

Многие исследователи признают имеющий место в современном обществе кризис ценностных ориентации, мировоззренческих установок и мотиваций. Объективной потребностью и актуальной необходимостью становится разработка ценностного, аксиологического (ценностного) аспекта государственной кадровой политики.

В научной литературе термин "ценности" определяется как основополагающие нормы, которые являются общими для всех членов общества. Они детерминируются чувством совести, личными убеждениями и общественным мнением. Различают классовые, групповые и индивидуальные ценности. Отражая объективную реальность, ценности направляют деятельность людей. Природа ценностей, их место в реальности и в структуре ценностного мира являются предметом научной дисциплины под названием аксиология.

В рамках аксиологии выделяют ряд факторов, влияющих на формирование ценностных ориентации: система ценностей общества как представление об идеальном обществе и человеке; мера освоения человеком мира, степень его изученности; субъективные установки членов социума, в котором развивается и формируется личность; социально-экономические вменения в обществе и др. Наиболее распространенным является мнение, что ценностные ориентации формируются на основе различения человеком сущего и должного, добра и зла, правды и заблуждений и т.д..

В контексте рассматриваемой проблемы важно иметь в виду определенное отличие белорусской ментальности от западной. Это такие ее черты, как: традиционное стремление к справедливости; установка на коллективизм; соборность, неприятие индивидуализма; недоверие к тем государственным акциям, которые расходятся с моральными императивами народа и т.п. При этом менталитет нужно не только изучать, им можно и при определенных условиях даже необходимо управлять. Вопрос в том, в каком направлении с какой целью и каким путем осуществляется такое управление.

Целевая установка ГКП складывается из синтеза ценностей субъектов и объектов государственного управления и общества. Зарубежные ученые, отмечая ценности, оказывающие влияние па государственное управление, называют, во-первых, такие из них, которые отождествляются с действиями социальных, экономических и политических институтов в определенном обществе; во-вторых, доверие и благожелательность общественных институтов.

Каждый отдельный человек ориентирован на вполне определенную систему ценностей. Выделяются две группы ценностей. Первая включает те из них, которые относятся к цели жизни, желаемым результатам, исход действия - это мир, равенство, свобода, справедливость, самоуважение общественное признание, дружба и т.п. Вторую группу составляют ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей. Однако ценности каких-либо явлений для общества в целом сами по себе не свидетельствуют о том, что они общезначимы, т.е. имею одинаковое значение для всех составляющих общество людей, различных объединений и классов.

Отталкиваясь от этих исходных теоретических посылок, можно сформировать представление о ценностных ориентациях государственной кадровой политики, которая должна отвечать требованиям морали, непосредственно выражать идеалы, основанные на общечеловеческих ценностях.

Основу ГКП должны составлять гуманистические отношения, при которых бы обеспечивались равенство интересов и прав, взаимоуважение и доверие, согласованность взаимодействий, культура взаимоотношений и культура мышления, умение пользоваться свободой, подчинение правилам и законам, в конечном счете, духовное нравственное обновление общества.

С точки зрения общей системы ценностей, базовым основанием стратегии и тактики государственного управления выступает нравственность, а ее носителями - государственные служащие. В условиях неразвитости структур гражданского общества именно нравственность может стать фактором социального контроля и социального влияния на управленцев, содействуя тому, чтобы государственное управление по отношению к личности выступало не в качестве принуждения, а равноправного партнера. Вполне правомерно осуществлять отбор государственных служащих по нравственном принципу, который должен доминировать при их приеме на работу развитии карьеры.

Госслужащий должен быть образцом гражданственности и нравственности для всех, с кем ему приходится общаться и взаимодействовать, "профессиональные ценности госслужащего, таким образом, могут рассматриваться как: служение людям, духовность, особое отношение к службе, законопослушность, преданность своему делу, ответственность, чувство долга и справедливости, интеллигентность, управленческая культура и др.

Необходимо формирование в Беларуси национальной системы ценностей управленческих кадров. Это предполагает тщательное изучение самой природы ценностей, их разновидностей, роли в преобразовательных процессах. Особого внимания требуют аксиологические ориентации, нравственные принципы и управленческая культура государственных служащих, их внутренняя мотивация, процесс формирования профессиональных ценностей.

Таким образом, государственная кадровая политика должна, с одной стороны, быть ориентирована на представления о ценностях людей, на их потребности, пожелания и цели; с другой - способствовать усвоению человеком ценностей, становясь, таким образом, не только целостно и социально-эффективной, но и целостно ориентированной. Ценностные ориентации являются важнейшей составляющей нравственно-этических основ кадровой политики государства.

 

3. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Информация о работе Кадровая политика Республики Беларусь