Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Прорыв России в космос

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Наш замечательный соотечественник К. Э. Циолковский еще в начале ХХ века утверждал: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Сейчас мы являемся свидетелями того, как сбываются пророческие слова.
Двадцатый век навсегда войдет в историю человечества, как век освоения космического пространства.

Работа содержит 1 файл

Ю.А. Гагарин – первый космонавт.docx

— 31.70 Кб (Скачать)

В декабре 1930 г. Ф. А. Цандер начал  работать в Институте авиационного машиностроения, в 1931 г. приступил к  постройке воздушно-реактивного  двигателя ОР-1, а затем к постройке  жидкостного ракетного двигателя  ОР-2.

Двигатель ОР-1 развивал силу тяги до 1,5 Н. Он работал на бензине и сжатом воздухе. Двигатель ОР-2 был более мощным. Развиваемая им сила тяги достигала 500 Н. Топливом был по-прежнему бензин, а окислителем – жидкий кислород.

В мае 1929 г. в газодинамической лаборатории впервые в СССР были начаты экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей. Руководителем  разработки этих двигателей был талантливый  инженер (ныне академик) Валентин Петрович Глушко.

Важную роль в развитии отечественной ракетной техники  сыграла и группа изучения реактивного  движения. В ней объединились многие энтузиасты ракетного дела: Ф. А. Цандер, аэродинамик В. П. Ветичкин, талантливые  инженеры С. П. Королев, М. К. Тихонравов и др.

Работой группы руководил  технический совет под председательством  С. П. Королева. Первый полет ракеты ГИРД-09 был осуществлен в августе 1933 г. Длина ракеты 2,4 м, стартовая  масса 19 кг, причем на долю топлива приходилось 5 кг. Двигатель развивал силу тяги до 500 Н.

Первой экспериментальной  советской ракетой с жидкостным ракетным двигателем была ракета ГИРД-10 (двигатель работал на жидком кислороде  и этиловом спирте). Первый пуск ракеты, которым руководил

С. П. Королев, состоялся 25 ноября 1933 г. на полигоне в Нахабине. Хотя в  полете нарушилось крепление двигателя, и ракета упала в 150 м от места  старта, это не омрачило радости  ее создателей, ведь был сделан еще  один шаг в освоении ракетной техникой.

Осенью 1933 г. на базе газодинамической лаборатории и группы изучения реактивного  движения было решено создать в Москве Реактивный научно-исследовательский  институт. Начальником института  был назначен И. Т. Клейменов, а заместителем по научной части – С. П. Королев.

В истории освоения космического пространства с именем С. П. Королева связана эпоха замечательных  достижений. Научные и технические  идеи С. П. Королева получили широкое  применение в ракетной и космической  технике в России.

Выдающимся событием того времени было создание двигателя  ОРМ-65 с регулируемой тягой от 500 до 1750 Н для установки его на крылатой ракете РНИИ-212 и планере  СК-9 конструкции С. П. Королева.

Крупнейшим мероприятием в научной жизни послевоенного  периода стал Международный геофизический  год, проходивший с 1 июля 1957 г. по 31 декабря 1958 г. К этому времени в нашей  стране под руководством С. П. Королева были созданы новые управляемые  баллистические ракеты дальнего действия Р-2. Они послужили основой для  разработки геофизических ракет  второго поколения.

Первый пуск построенной  на базе ракеты Р-2, геофизической ракеты В-2А был осуществлен 16 мая 1957 г. При  этом полезный груз массой 2200 кг был  поднят на высоту 200 км и успешно  возвращен на Землю.

С 1958 г. начинается очередной  этап систематических исследований верхней атмосферы до высоты более 500 км при помощи геофизических ракет  В-5А, В-5В. Эксперименты с помощью  ракеты В-5А дали ценнейший материал для разработки систем, обеспечивающих жизнедеятельность и спасение человека в космическом полете.

Подготовка к штурму космоса  потребовала создания в стране специальных  научных институтов и лабораторий, промышленных предприятий, космодрома, сети наземных станций слежения, подготовки высококвалифицированных кадров, причем все приходилось делать, на имея аналогов в мировой практике.

Глава 2: Первые спутники

4 октября 1957 г. вошло  в историю человечества как  начало космической эры. В этот  день – день запуска первого  советского искусственного спутника  Земли – была осуществлена  извечная мечта человечества  – выход в космос. Совершены  полеты к планетам Солнечной  системы. Автоматические аппараты  успешно работали в условиях  громадных давлений и температур  на Венере, в космическом вакууме  и холоде на Луне. На орбитальных пилотируемых станциях длительное время живут и работают космонавты.

Впереди – новые космические  свершения. Но все началось с того октябрьского дня 1957 г. Первый советский  искусственный спутник имел форму  шара диаметром 0,58 м, масса его составляла 83,6 кг. Два радиопередатчика спутника, позволявшие изучать условия  прохождения радиоволн в ионосфере, дали возможность получить новые  сведения об атмосфере. Успешная работа первого спутника подтвердила правильность теоретических расчетов и конструкторских  решений, заложенных при создании ракеты-носителя, самого спутника и его бортовых систем.

Второй советский искусственный  спутник был запущен 3 ноября 1957 г., так же как и первый, в рамках программы Международного геофизического года. Важнейшие эксперименты, проведенные  на втором спутнике, - биологические. На его борту находилась собака Лайка. Он представлял собой последнюю  ступень ракеты-носителя общей массой 508,3 кг. В контейнерах размещались  научная и измерительная аппаратура, а в герметической кабине подопытное животное. Целью биологического эксперимента являлось изучение основных физиологических  функций животного на различных  участках полета. До полета второго  спутника животных неоднократно поднимали  в ракетах на высоту 500 км, чтобы  проверить переносимость ими  перегрузок и кратковременной невесомости. Но только орбитальные средства позволили  комплексно исследовать воздействие  факторов космического полета – стартовых  перегрузок, длительной невесомости, радиации – на живой организм. Первый космический  полет живого существа показал, что  высокоорганизованное животное может  удовлетворительно переносить все  факторы космического полета, и подтвердил реальную возможность полета в космос человека.

Успешно прошли испытание  система кондиционирования воздуха, оборудование для кормления животного  и удаления продуктов жизнедеятельности, измерительная аппаратура для исследования физиологических функций, снятия электрокардиограмм. На втором искусственном спутнике впервые  проводились прямые исследования космических  лучей и излучений Солнца, неосуществимые с Земли.

Третий советский искусственный  спутник (запущен 15 мая 1958 г.) стал первой комплексной научной геофизической  лабораторией. Масса спутника составляла 1327 кг, на его борту были установлены  двенадцать научных приборов. С их помощью проводились прямые измерения  давления и состава верхней атмосферы, определялись характеристики магнитного и электростатического полей  Земли и ионосферы, изучались  первичные космические лучи и  излучения Солнца, регистрировались микрометеорные частицы. Выполненные  на спутнике измерения позволили  установить наличие внешней зоны радиационного пояса Земли; была получена точная картина пространственного  распределения магнитного поля Земли  в интервале высот 280 – 750 км. Полетом  третьего советского спутника были заложены основы нового направления в науке  – космической физики. Полеты первых трех советских искусственных спутников  Земли показали, что наука получила уникальные возможности для проведения широкого комплекса исследований в  космическом пространстве.

Полеты первых трех спутников  позволили отработать основные служебные  системы: радиотехническую аппаратуру, измеряющую параметры движения спутника по орбите, радиотелеметрические системы, регистрирующие результаты научных  измерений, системы «запоминания»  и последующей передачи на Землю  этих измерений, системы активного  терморегулирования, энергопитания, радиосвязи. Была создана сеть станций слежения и управления полетом и обработки  получаемой информации.

Первые советские искусственные  спутники Земли позволили получить начальные, довольно общие сведения о параметрах верхней атмосферы  Земли, о процессах, протекающих  в околоземном пространстве.

Глава 3: Ю. А. Гагарин  – первый космонавт

Первый в истории землян летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин  родился 9 марта 1934 года в селе Клушино  Гжатского района Смоленской области  в семье колхозника.

В 1941 году поступил в начальную  школу, затем в ремесленное училище  в Люберцах под Москвой. Получил  специальность литейщика и одновременно окончил школу рабочей молодежи. Потом учеба в индустриальном техникуме в Саратове и диплом с отличием. В Саратове окончил  аэроклуб и поступил в Оренбурге  в военно-авиационное училище.

С 1957 года – военный летчик.

В 1960 году летчик Юрий Гагарин  переступил порог школы советских  космонавтов.

Новый, 1961 год Юрий Гагарин  встретил в центре подготовки космонавтов. Это были трудные месяцы перед  первым стартом.

После многочисленных земных и космических экспериментов  наступило 12 апреля 1961 года. В этот день Юрий Алексеевич Гагарин на космическом  корабле «Восток» первым в истории  человечества совершил космический  полет вокруг нашей планеты - полет, о котором мечтало все человечество. Этот день вошел в историю человечества как начало новой эры – эры  полетов человека в космос. Полет  Ю. А. Гагарина показал практическую возможность полетов человека в  космос

Ликовал весь мир! «Гражданин Вселенной» – так назвали Гагарина люди на всех континентах Земли.

Поздно вечером в День космонавтики (официально он был утвержден 10 апреля 1962 года) на площадях выступали  известные писатели и поэты. Все  концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина…

А в следующие два дня  на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из различных стран  мира для встречи с первым космонавтом.

Но Гагарин глубоко  понимал долю своего участия в  великом свершении советского народа, в подвиге наших ученых и инженеров. Продолжал работать, учиться. Окончил  с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

27 марта 1968 года в результате  катастрофы при выполнении тренировочного  полета на самолете Юрий Гагарин  погиб.

Заключение

Наше время не зря называют временем научно-технического прогресса. Особенно возросли в наши дни темпы  развития науки и техники. Для  сравнения вспомним некоторые факты  из истории важнейших отдельных  открытий человечества. В 1727 г. оно открыло  фотографию. Однако нужно было целых 102 года для ее внедрения в производство: лишь в 1829 г. фотография приобрела практическое значение. Для внедрения в жизнь  телефона понадобилось более полувека: он был изобретен в 1820 г., а впервые  переговоры на расстоянии при помощи телефонного аппарата проведены  в 1876 г. Тридцать пять лет понадобилось для того, чтобы утвердило себя открытие радио (1867-1902). А вот телевидению  для этого уже было достаточно всего четырнадцати лет (1922-1936), а  транзистору еще меньше.

У каждого из этих открытий и изобретений были не только горячие  сторонники, но и рьяные противники. Видимо иначе не могло и быть. Прогресс человечества всегда происходил и происходит в борьбе противоположностей. Кто-то из великих остроумно подметил три стадии утверждения нового. Сначала о новом говорят: «Этого не может быть!» Через некоторое время можно услышать: «Здесь что-то есть…» И, наконец, приходит момент, когда даже рьяный скептик искренне удивляется: «А разве могло быть иначе?!»

Нечто похожее было и с  освоением космического пространства. Первый советский искусственный  спутник Земли многие на Западе встретили  с нескрываемым скептизмом и недоверием. Мол, что из того, что на космическую  орбиту заброшено несколько килограммов металла, какая польза от этого эксперимента, что принесет он миру и человечеству?

А меньше чем через четыре года мир был удивлен и потрясен неслыханным событием: гражданин  первой социалистической страны Юрий Алексеевич Гагарин совершил беспримерный облет Земли на космическом корабле  «Восток». День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного  притяжения, навсегда вошли в память человечества.

В достижениях сегодняшней  космонавтики живет мысль первого  Главного конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. Именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое».

Список литературы

1. Гагарина В. И. 108 минут  и вся жизнь. – М.: Молодая  гвардия, 1981. – 135 с.

2. Звездный: Сборник/Сост.: Н. Андреев, М. Барабанщиков, В. Митрошенков. – М.: Московский рабочий, 1982. – 207 с.

3. Климук П. И. Рядом  со звездами: книга одного полета. – М.: Молодая гвардия, 1979 – 224 с.

4. Попович П. Р., Лесников  В. С. Не могло быть иначе!: Космическая хроника. – М.: Молодая  гвардия, 1980. – 205 с.

5. Советская космонавтика. Сост.: Л. А. Гильберг, Е. И. Рябчиков. – М.: Машиностроение, 1981. – 455 с.

6. Уманский С. П. Космонавтика  сегодня и завтра: книга для  учащихся. – М.: Просвещение, 1986. –  175 с.


Информация о работе Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Прорыв России в космос