Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:46, реферат
Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия выросла и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Распались федеративные государства СССР, Югославия, Чехословакия. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой в Канаде (Квебек), в США (негритянский, мексиканский, индейский вопросы).
Роль этнонационального
фактора в мировой политике в
последние десятилетия выросла
и продолжает расти. Сепаратистские
тенденции не обошли стороной ни Европу,
ни Азию, ни Африку. Распались федеративные
государства СССР, Югославия, Чехословакия.
Национальный вопрос остается сложной
внутриполитической проблемой в Канаде
(Квебек), в США (негритянский, мексиканский,
индейский вопросы).
В мире насчитывается более
5000 этносов, из которых 269 составляют свыше
одного миллиона человек, 90% наций и народностей
входят в состав многонациональных государств.
В России насчитывается более 1000 этносов
и народов. И ни один из этносов не довольствуется
удовлетворением непосредственных потребностей.
Каждый добивается удовлетворения своих
интересов, как минимум, - свободы развития,
самостоятельности и самоутверждения.
Этнонациональные отношения
не существуют в чистом виде, они являются
комплексом политических, социальных,
религиозных, экологических и других проблем.
Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах,
а порой и трагедиях выделить национальный
фактор сложно. Но события последних лет
показали, что этнонациональный фактор
имеет известную автономию, относительную
самостоятельность. Поэтому в политике
выражаются и реализуются многие важные
интересы этносов. Рассматривая этнонациональные
отношения как объект политики, необходимо
выяснить соотношение и структуру таких
понятий, как этнос, нация, национальное
государство.
Этнос (греч. ethnos - племя, народ)
- устойчивая группа людей, обладающих
общностью происхождения (крови), истории,
языка и культуры.
Нация (лат. natio - племя, народ)
- устойчивая общность людей, исторически
сложившаяся на основе единства происхождения
(общности “крови”), культуры, совместного
проживания и коммуникаций (экономических,
политических и др.). В структуре нации
соединены этнические (происхождение,
язык, культура) и социальные (совместность
экономической жизни, Развитые коммуникации
и групповая идентификация) компоненты.
Формирование наций приводит
к образованию государств в различных
формах их политической организации и
степени самостоятельности. В этом смысле
нация и государство - понятия близкие.
Этнос, созревающий в нацию, создает и
государство. Как правило, это не обособленный
этнос, а группа этносов, сложившихся в
единую нацию. Любая нация полиэтнична.
Поэтому основополагающий принцип государственного
устройства абсолютного большинства стран
мира таков, что нация понимается как государственный
этнос. Нация вне государства существовать
не может.
Национальные отношения -
это отношения между субъектами национально-этнического
развития (нациями, народностями, национальными
меньшинствами и национальными группами)
и их государственными образованиями,
а также между людьми различных национальностей,
складывающиеся в процессе жизнедеятельности
и взаимодействия национальных общностей.
Главный вопрос в национальных
отношениях, с одной стороны, это вопрос
равноправия или подчинения, вопрос о
причинах возникновения недоверия, вражды
иконфликтов, это вопрос о неравенстве
уровней экономического и культурного
развития между нациями. С другой - это
вопрос об отношениях между нациями и
существующей системой власти в многонациональном
обществе, о формах, методах и условиях
его решения в интересах мирного сосуществования
и добрососедства, прогресса нации на
основе равноправия, суверенности и демократизма.
В 70-90-е гг. в мировой общественно-политической
мысли активно разрабатываются этнополитическ
Само по себе этническое возрождение
не является этнически! конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенци
В российской политологии
под этнополитическим конфликтом понимается конфликт
Свойство этнополитического изм
У каждого конфликта он имеет разную продолжительность.
Именно в этот период и происходит формирование
собственно этнополитического п
В научной литературе существуют
два подхода к анализу причин, сущности
и эволюции этнополитических конфликтов.
Первый - социологический.
Причины конфликтов объясняются на основе анализа
этнических параметров основных социальных
групп и слоев, а также на исследовании
взаимосвязи и взаимовлияния социальной
стратификации общества и разделения
труда с этническими характеристиками
региона, переживающегоэтнополитическую
Второй - политологический.
Центральное внимание уделяется трактовке
роли национальных элит в мобилизации
чувств в процессе межэтнической напряженности
и ее эскалации до уровня открытого конфликта. В качестве ключевого исследуется
вопрос о власти, Доступе к ресурсам. Анализируются
социально-психологические Механизмы этнополитических конфликтов.
При рассмотрении причин
возникновения этнополитических конфликтов многие ученые отмечают, что
основополагающими являются причины общецивилизационного
характера, порождаемые объективным развитием
человечества. Например, Э. Блэк полагает,
что неравномерное протекание модернизации
(социальной структуры, экономики, национально-государственного
устройства и др.) в этнонациональных ареалах
порождает конфликты между притязаниями этнических
групп, с одной стороны, и реальными возможностями
государства гарантировать обеспечение
прав своих граждан - с другой. По утверждению
А. Дейча, модернизация активизирует этническое
сознание, благоприятствует складыванию
политических устремлений к национальной
автономии.
Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, М. Гектер выдвигаем концепцию
“внутреннего колониализма”, в которой
обосновывает “триадную модель” возникновения этнополитической
1) конфликтогенную по своей природе объективную
обделенность этнических периферийных
групп многонационального государства
в процессе его неравномерной модернизации;
2) осознание этой обделенности
членами этнической группы как образа
коллективных центропериферийных взаимоотношений
угнетения;
3) формирование этнонационализма
как реакции угнетаемой общности на “внутренний
колониализм” Центра.
Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов
и их взаимодействии, сформировавшемся
национальном складе ума, национальном
сознании, психологии, традициях, идеологических
мифах и стереотипах, транслирующихся
из поколения в поколение и др.
В условиях разрушенных социальных
связей усиливается роль национальности
как традиционно значимого канала социальной
идентификации. Различные течения этноцентрализма,
включая разновидности национализма и
крайнего шовинизма, превращаются в особые
формы преодоления комплекса неполноценности,
присущего маргинальным слоям. Национализм
может служить своеобразной приманкой,
с помощью которой социальные низы вовлекаются
в орбиту влияния политических партий,
решающих задачи политической мобилизации
населения.
В числе причин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать “политизацию
этнической солидарности” (Ч. Фостер),
получившую свое развитие в условиях либерализации
политической системы в СССР в перестроечный
период.
Можно назвать также и ситуационные
источники этнополитических конфликтов:
1) внезапное исчезновение
сдерживающих факторов внешней среды,
что может произойти из-за быстрого ослабления
высшей политической власти или неожиданного
исчезновения внешней угрозы;
2) историческое наследие
межэтнических отношений;
3) внутренняя борьба за лидерство
в рамках этнической группы;
4) экономическая ситуация;
5) уровень политической и
общей культуры в очагах этнополитических конфликтов и многое другое.
Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР
может быть сведена к следующим основным
типам:
- территориальные конфликты, час
- конфликты, порожденные стремлением
этнического меньшинства реализовать
право на самоопределение в форме создания
независимого государственного образования
(Абхазия, Приднестровье);
- конфликты, связанные с восстановлением
территориальных прав депортированных
народов (между осетинами и ингушами из-за
Пригородного района, крымскими татарами
и другими народами Крыма);
- конфликты, в основе которых лежат притязания
того или иного государства на часть территории
соседнего государства(стремление Эстонии
и Латвии присоединить к себе ряд районов
Псковской области, которые были включены
в состав этих двух государств при провозглашении
независимости, а в 40-е гг.
перешли к РСФСР);
- конфликты, источниками которых служат
последствия произвольных территориальных
изменений, осуществленных в советский
период (это прежде всего проблема Крыма,
а в потенции --территориальные урегулирования
в Закавказье и Средней Азии);
- конфликты, порожденные многолетним
пребыванием депортированных народов
на территории других республик (турки-месхетинцы
в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и
др.);
- конфликты, связанные с абсолютизацией
и противопоставлением принципов права
народов на самоопределение и территориальную
целостность государств, со стремлением
легитимации социально-политического
превосходства “коренной” (“титульной”)нации
данного государства или национально-государственного
образования над другими народами;
- конфликты, вызванные дискриминацией
русских в ряде государств СНГ;
- конфликты, в которых за лингвистическими
спорами (о государственном языке) часто
скрываются глубокие разногласия между
различными национальными общинами, как
это проявляется, например, в Молдове.
При анализе этнополитических конфликтов следует иметь в виду, что
нередко может наблюдаться наслоение
одних конфликтных ситуаций на другие.
Все бытующие в мире представления
о принципах и путях решения этнополитических конфликтов могут быть подразделены
на три основные категории:
Оперативные решения связаны
с некоторыми разовыми действиями, направленными
в основном на недопущение разрастания конфликта, наприме
Тактические решения направлены
на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе
экономического давления на их участников
или посредством налаживания переговорного
процесса.
Стратегические решения ориентированы
на предупреждение кризисов в межнациональных
отношениях на основе заблаговременного
создания правовых, политических, экономических
и социально-психологических условий
для безболезненного и цивилизованного
развития этих процессов.
Россия активно накапливает
миротворческий опыт при урегулировании этнополитически
Без разрешения существующих
и упреждения новых конфликтов политико-
Выводы
1. Политический конфликт - это столкновение, противоборство
политических субъектов, обусловленное
противоположностью их политических интересов,
ценностей и взглядов. В зависимости от
уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным,
государственным, региональным, местным.
Внутриполитические конфликты п
2. Политический кризис - это
состояние политической системы общества,
выражающееся в углублении и обострении
имеющихся конфликтов, в резком усилении политической
напряженности.
3. Урегулирование конфликтов подр
4. Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт