Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:25, контрольная работа
Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное", "лучшее в своем роде".
В другом, более узком значении понятие "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в
силу обладания особыми уникальными качествами управлять ими, создавать
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики…..4
2. Классики элитистской теории:……………………………………………….6
а) В. Парето и теория элит; ………………………………………………….6
б) Г. Моска и концепция управляющего класса;…………………………..10
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”……………………………...12
3. Научные школы современной элитологии:………………………………...14
а) концепции макиавеллистской школы;…………………………………...14
б) ценностные элитарные теории;…………………………………………..15
в) теории демократического элитизма;……………………………………..17
г) концепции плюрализма элит;……………………………………………..19
д) леволиберальные концепции элит………………………………………..21
4. Структура политических элит……………………………………………….24
5. Современные системы рекрутирования политических элит……………...29
6. Основные типологии современных политических элит…………………..32
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития………………………………………………………………35
8. Региональные элиты в Российской Федерации…………………………….41
Заключение………………………………………………………………………46
Список использованной литературы…………………………………………..47
Российский государственный торгово-экономический
Университет
Брянский филиал
(заочное отделение)
сокращенная программа
на базе среднего профессионального образования
Группа ТДМС-1 Преподаватель _____________
Ф. И. О. студента Мануева Ольга Игоревна
Шифр _________ Курс 1 Направление торговое дело
Предмет политология
Работа контрольная Вариант 12
Адрес студента Брянска область, брянский район,
п. Нетьинка, ул. Набережная, д. 32
Отметка преподавателя
Дата проверки_______________Оценка_
Подпись преподавателя_________________
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Элиты как общественное явление и их отражение в теории политики…..4
2. Классики элитистской теории:……………………………………………….6
а) В. Парето и теория элит; ………………………………………………….6
б) Г. Моска и концепция управляющего класса;…………………………..10
в) Р. Михельс и “железный закон олигархии”……………………………...12
3. Научные школы современной элитологии:………………………………...14
а) концепции макиавеллистской школы;…………………………………...14
б) ценностные элитарные теории;…………………………………………..15
в) теории демократического элитизма;……………………………………..17
г) концепции плюрализма элит;……………………………………………..19
д) леволиберальные концепции элит………………………………………..21
4. Структура политических элит……………………………………………….24
5. Современные системы рекрутирования политических элит……………...29
6. Основные типологии современных политических элит…………………..32
7. Современная политическая элита России: особенности формирования и динамика развития…………………………………………………………
8. Региональные элиты в Российской Федерации…………………………….41
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..47
Введение
Слово "элита" в переводе с французского языка означает "лучшее, отборное, избранное", "лучшее в своем роде".
В другом, более узком значении понятие "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной в
силу обладания особыми уникальными качествами управлять ими, создавать
образцы и нормы поведения, направлять общественное развитие. В политической же науке под элитой традиционно понимают носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций, всех тех, кто оказывает значительное влияние на функционирование власти и
формирование политики.
Понятие "элита" и его основные синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических дисциплин и особенно в политических науках. Обоснование роли политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено еще и своеобразием переживаемого исторического периода. И одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки, подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые определяют стратегию развития общества. При этом важно отметить, что элитные группы необходимо в любой сфере деятельности, будь то наука, политика, армия или управление экономикой.
В данной работе ставится целью рассмотрение следующих вопросов: элиты как общественное явление, классики элитарской теории, научные школы современной элитологии, структура политических элит, современные системы рекрутирования политических элит, основные типологии современных политических элит, современная политическая элита России, региональные элиты в Российской Федерации.
1. Элиты как общественное явление и отражение в теории политики
Слово "элита" в переводе с французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В повседневном языке оно имеет два значения.
Первое из них отражает обладание какими-то выраженными чертами, наивысшими по той или иной шкале измерений. В этом значении термин "элита" употребляется в таких словосочетаниях, как "элитное зерно", "элитные лошади", "спортивная элита", "элитные войска", "воровская элита" и т.п.
Во втором значении слово "элита" относится к лучшей, наиболее ценной для общества группе, стоящей над массами и призванной управлять ими. Такое понимание слова отражало реальности рабовладельческого и феодального общества, элитой которого выступала аристократия. Сам термин "аристос" означает "лучший", соответственно, аристократия — "власть лучших". Но нас интересует только этот вид элиты — политическая элита.
Политическая элита - меньшинство общества, которое принимает непосредственное участие в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти. Пишем дальше. Характеристики политической элиты: это самостоятельная, высшая, привилегированная группа, наделённая особенными качествами — психологическими, социальными и политическими. Эта группа занимает господствующие позиции в общественной иерархии.
То есть все теории элит базируются на вполне определённом представлении об обществе. Что общество состоит из двух непохожих частей - элита, которая занимается управлением и остальная часть общества.
Кроме того, теории политической элиты исходит из приоритета политики по отношению к экономике. Хотя марксисты, например, считают, что экономика - это главное, и вся политика зависит от неё. Поэтому в советском обществоведении понятие "политическая элита" рассматривалось как псевдонаучное.
Наиболее распространенными подходами к теории политических элит в современной западной политологии является
1) ценностный, объясняющий существование политической элиты неким "превосходством" - интеллектуальным, моральным и т.п. и
2) структурно-функциональный, объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, определяющей особую роль людей, их выполняющих.
Первый подход оказывается уязвимым, его основа — высокие качества политической элиты -- противоречит действительности. Исследования ее показывают, что это - часто циничные, корыстолюбивые, не брезгающие никакими средствами люди.
Второй подход к политической элите — люди, обладающие властными позициями грешит тавтологичностью. На вопрос: кто обладает властью в обществе его сторонники отвечают: тот, кто возглавляет институты власти.
Предметом спора является вопрос о том, что такое политическая элита: это внеклассовая социальная группа, выражающая интерес общества в целом, или это - верхушка господствующего класса, осуществляющая руководство обществом во имя поддержания социальной системы, которая ставит этот класс в привилегированное положение.
Карл Манхейму считает, что элитная система стоит как бы над системой классов, выполняя необходимые для любого общества функции.
Марксисты придерживаются второй точки зрения. Они считают, что элита - это верхушка экономически господствующего класса, которая руководит обществом так, чтобы укрепить социальную систему, которая ставит этот класс в привилегированное положение.
2. Классики элитистской теории
Взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд появляются ещё во времена разложения родового строя. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории скольнибудь серьезного не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.
В. Парето и теория элит
Вильфредо Парето, социолог и экономист родился 15 июля 1848 г. в Париже. Родился он в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.
Первые научные труды Парето были посвящены экономике. Но постепенно он осознает недостаточность и представлений о человеке как о homo oeconomicus - человеке экономическом. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии.
Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, - "Трактат по общей социологии". Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале "Трактат" был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг.
Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.
Правящая и неправящая элиты
Согласно этому трактату, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.
В качестве синонимов этого термина Парето использует термины "правящий класс", "господствующий класс", "аристократия", "высший слой", это просто объективно "лучшие" в определенной области деятельности:.
В целом социальная структура общества изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита ("высший слой"), а остальную часть - основная масса населения ("низший слой").
Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в "Трактате" встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, не обладая соответствующими качествами.
Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе "естественного отбора". В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто.
И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.
Какие же качества присущи элите и массам? Тут следует обратить внимание на психологическую концепцию Парето. Согласно этой концепции все человеческие поступки делятся на логические и нелогические; первые определяются осознанными целями, вторые - неосознанны, иррациональны. Комплекс побудительных инстинктов, стремлений, чувств и интересов составляет, константу любого нелогического действия, которую он называл остатком (reside). Вторым основным элементом нелогических действий являются интерпретации этих остатков, которые объясняют их. Этот тип явлений Парето называл производными (derivasion).
В основу всех общественных явлений Парето положил определенную классификацию "остатков" и "производных", которые, вступая во взаимодействия друг с другом и определяют конкретный социальный процесс. Существуют два основных класса остатков:
Класс 1й - "инстинкт комбинации", то есть способность к изобретению, воображению, творческому мышлению.
Класс 2й - "упорство агрегатов", то есть вялая, консервативная тенденция.
Вполне естественно, что людям, обладающим остатком 2го класса свойственно быть массой, толпой, а те, кто наделён остатками первого типа - быть элитой, выдвигать политических лидеров.
Исходя из этой схемы, Парето строил объяснение механизмов общественной жизни.
По его мнению любой общественный процесс распадается на 3 цикла: политический, экономический, идеологический. Каждый цикл определяется двумя основными типами элит - в экономике это рантье и спекулянты, в идеологии - оптимисты и скептики, в политике - львы и лисы.