Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:27, реферат
«Искусство любить», пожалуй, самая читаемая книга Э.Фромма. На протяжении многих лет она оставалась в США бестселлером, была переведена на десятки языков в других странах. Общий тираж ее на английском языке составил 5 млн. экземпляров. Эта книга приходит к русскоязычному читателю с опозданием более чем на 30 лет, однако, к сожалению, изложенные в ней проблемы до сих пор не утратили актуальности. «Искусство любить» не дает инструкций в искусстве любви. Как раз напротив, ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости, что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.
Введение
1. Биография Эриха Фромма
2. Философия любви Эриха Фромма: основные положения, изложенные в работе «Искусство любить»:
2.1. Является ли любовь искусством?
3. Теория любви
3.1. Любовь между родителями и детьми
3.2. Объекты любви
4. Любовь и ее распад в современном обществе
5. Практика любви
Заключение
Список использованной литературы
3.2. Объекты любви
Любовь не обязательно понимать как отношение
только к одному, определённому человеку.
Любовь, по Фромму, - «это установка; ориентация
характера, которая задаёт отношения человека
к миру вообще, а не только к одному «объекту»
любви».[17] Если я действительно люблю
какого-нибудь человека, то я люблю и всех
людей, я люблю весь мир и люблю жизнь.
В зависимости
от видов любимого объекта Эрих Фромм
выделяет различные типы любви.
Рассматривая данную форму любви, Эрих Фромм обращает внимание на противоположность двух понятий: любовь к себе и эгоизм. Он пишет, что большинство людей считают данные понятия синонимичными. «Широко распространено мнение, что любить других людей – добродетельно, а любить себя – грешно. Считается, что в той мере, в какой я люблю себя, я не люблю людей…»[19] В доказательство полной ошибочности подобных суждений Эрих Фромм приводит слова Мейстера Экхарта: «Если ты любишь себя, ты любишь каждого человека так же, как и себя. Если же ты любишь другого человека меньше, чем себя, то в действительности ты не преуспел в любви к себе, но если ты любишь всех в равной мере, включая и себя, ты будешь их как одну личность, а личность эта есть и бог и человек. Следовательно, тот великая и праведная личность, кто, любя себя, любит всех других одинаково».[20]
4. Любовь и ее распад
в современном обществе
В
этой главе автор задаётся вопросом:
благоприятствует ли развитию любви
социальная структура западной цивилизации
и соответствующий этой структуре уровень
духовности? И отвечает на него отрицательно.
Объективные наблюдения за нашей жизнью
не вызывают сомнения, что подлинная любовь
- братская, материнская и эротическая
– относительно редкое явление, ее место
занято некими обрзацами, многочисленными
формами псевдолюбви.
Что
из этого следует? Современный человек
отчужден от себя, от своих
ближних, от природы. Он превращен в товар,
свои жизненные силы он воспринимает как
инвестицию, которая должна приносить
ему прибыль,
максимально возможную при существующих
рыночных условиях. Человеческие
отношения, в сущности, являются взаимодействием
отчужденных автоматов,
каждый из которых основывает свою безопасность
на том, чтобы держаться в
стаде теснее и не отличаться от других
в мысли, чувстве или действии.
Любовь
как взаимное сексуальное удовлетворение
или любовь как «слаженная работа» и убежище
от одиночества - это две нормальные формы
псевдолюбви в современном западном обществе,
социальные модели патологии
любви. Существует много индивидуальных
форм патологии любви, которые
приводят к страданию, вызывающему неврозы.
Некоторые из наиболее часто
встречающихся форм кратко описаны в следующих
примерах.
Основу
невротической любви составляет то, что
один или оба «любовника»
остаются привязанными к фигуре одного
из родителей и, уже будучи взрослыми,
переносят чувства ожидания и страхи,
которые испытывали по отношению к отцу
и матери, на любимого человека. Эти люди
никогда не освобождаются от образа зависимости
и, повзрослев, ищут этот образ в своих
любовных требованиях. В подобных случаях
человек - в смысле чувств - остается ребенком
2,5 или 12 лет, хотя интеллектуально и социально
он находится на уровне своего возраста.
В наиболее тяжелых случаях эмоциональная
незрелость ведет к нарушениям социальной
дееспособности; в менее тяжелых случаях
конфликт ограничивается сферой интимных
отношений.
Итак, любовь возможна, только если два
человека связаны друг с другом
всем своим существованием. Только в этом
и проявляется человеческий облик, жизнетворность,
сила любви. Любовь, так переживаемая,-
это постоянные риск, напряжение, состояние
не расслабления, а движения, роста, сотрудничества;
наличие гармонии или конфликта, радости
или печали является вторичным, производным
от главного: два человека чувствуют полноту
своего существования, и в единстве друг
с другом каждый из них обретает себя,
а не теряет. Есть только одно доказательство
наличия любви: глубина отношений, их жизненная
сила,
преображающая каждого из любящих. Это
те плоды, по которым узнается
любовь.
5. Практика
любви
«Любовь это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдется хоть кто-то, кто не имеет или не имел этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере, в детстве, юности, или в зрелом возрасте. Рассмотрение практики любви может сосредоточиться на предпосылках искусства любви и подступах к нему, и осуществлении этих предпосылок и подступов. Шаги к этой цели можно сделать только самостоятельно, а рассмотрение закончится прежде, чем будет сделан решительный шаг. Все же я полагаю, что рассмотрение
подступов может помочь в достижении овладения этим искусством, по крайней
мере, для тех, кто освободился от ожидания "предписаний"»[25]
Прежде всего практика любого искусства требует дисциплины, но проблема не исчерпывается дисциплиной только в практике какого-либо отдельного искусства (заниматься, скажем, определенное количество часов каждый день), но требует дисциплины всей собственной жизни. Второй аспект – сосредоточенность, то есть овладение каким-либо искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения, не должно существовать ничего более важного, чем это занятие. Третий фактор – терпение. Последним условием является высшая заинтересованность в обретении мастерства в этом деле. “Если искусство не является для него предметом высшей важности, ученик никогда не обучится ему. Он останется, в лучшем случае, хорошим дилетантом, но никогда не станет мастером. Это условие столь же необходимо в искусстве любви, как и в любом другом”.
Далее Фромм рассматривает качества,
необходимые для способности любить: преодоление
собственного нарциссизма, разум,смирение.
Все эти три черты автор сводит к одному
определению: «любовь, будучи зависима
от относительного отсутствия нарциссизма,
требует развития смирения, объективности
и разума. Вся жизнь должна быть посвящена
этой цели».[26]
Заключение
«Любовь – это черта характера, она должна обязательно присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе, в делах, в своей профессиональной деятельности. Здесь нет “разделения труда” между любовью к своим и любовью к чужим. Напротив, условием существования первой является существование второй».[27]
«Может
ли человек иметь любовь? Будь это возможно,
любовь должна была бы существовать в
виде какой-либо вещи, субстанции, которой
человек может
владеть и обладать как собственностью.
Но дело в том, что такой вещи,
как «любовь» не существует. «Любовь»
— это абстракция; может быть, это
какое-то неземное существо или богиня,
хотя никому еще не удавалось
увидеть эту богиню воочию. В действительности
же существует лишь акт
любви. Любить — это форма продуктивной
деятельности. Она предполагает
проявление интереса и заботы, познание,
душевный отклик, изъявление
чувств, наслаждение и может быть направлена
на человека, дерево, картину, идею. Она
возбуждает и усиливает ощущение полноты
жизни. Это
процесс самообновления и самообогащения».[28]
Тема любви к
человеку оказалась в центре социально-философской
концепции Эриха Фромма. Он рано посчитал
необходимым сделать теоретический анализ
проблемы любви. Так, уже в 20-ых годах Фромм
обнаружил и сформулировал различие между
материнской и отцовской любовью к ребёнку.
Эрих Фромм приходит к выводу о необходимости
изменения и человека и общества, утверждая,
что без нового человека невозможно новое
общество. «Основой будущего общества
может быть лишь человек, способный интегрировать
в себе любовь к людям и готовность отказаться
от всех форм обладания ради подлинного
бытия, понимаемого как способность жить
без идолопоклонства и всегда быть внимательным
к людям; потребность дарить людям свою
любовь и солидарность, а также ощущать
тепло и сочувствие своего окружения;
вера в собственные силы, стремление познать
самого себя, в том числе и сферу своего
бессознательного; умение чувствовать
своё единство со всем живым на Земле,
то есть от мысли подчинить себе природу
силой, желание вместо разрушения предложить
ей взаимопомощь и сотрудничество».[29]
Тема любви
в той или иной степени находит своё отражение
во всех работах Эриха Фромма. Книга «Искусство
любви» стала бестселлером на долгие годы
и была переведена на 25 языков мира.
Список использованной литературы
1. П.С. Гуревич.
Разрушительное в человеке как тайна.
Вступительная статья к книге: Эрих Фромм.
Анатомия человеческой деструктивности.
М., 1994
2. В.И. Добреньков. В поисках свободы и
справедливости. Послесловие к книге:
Эрих Фромм. Иметь или быть? М., 1990
3. Э.М. Телятникова. О жизни и творчестве
Э. Фромма. Вступительная статья к книге:
Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование
природы любви. В серии: Новое в жизни науке,
технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990
4. Философский энциклопедический словарь.
М., 1989