Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:47, реферат
Во Франции активным избирательным правом владеют все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и владеющие гражданскими и политическими правами. К избирателям используются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских людей устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом
Избирательное право и избирательная система Франции
Конституция и законодательство Французской Республики довольно подробно регламентирует процесс формирования выборных органов.
Как и в каждом государстве имеется активное избирательное право и пассивное избирательное право.
Во Франции активным избирательным правом владеют все французские граждане, достигшие, к моменту выборов 18 лет, и владеющие гражданскими и политическими правами. К избирателям используются требования ценза оседлости (не менее шестимесячного срока). Избирательная правоспособность французских людей устанавливается регистрацией лиц, отвечающих критериям, предусмотренным Законом. Это значит, что каждый избиратель обязан зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Но это право, а не обязанность избирателя. Во всяком случае никакой ответственности за неисполнение данной обязанности не предусмотрено. Избирательный перечень является неизменным; он составляется в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и раз в год пересматривается в течение достаточно долгого времени с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Голосование осуществляется лично, один избиратель имеет один голос. На президентских выборах и в голосовании на референдуме могут воспринимать роль французские граждане, проживающие за границей. В этих вариантах голосование проходит в посольствах либо в приграничных департаментах. На остальных выборах избиратели, проживающие за границей, могут голосовать в собственных коммунах (коммуны по месту рождения, последнего места жительства), или в другой коммуне с популяцией более 30 тыс. Обитателей при условии, что число таковых избирателей не превосходит 2% от общего числа избирателей, внесенных в списки в данной коммуне. В этих условиях голосование осуществляется по доверенности (избиратель может дать доверенность хоть какому другому доверенному лицу на право голосовать от его имени).
Пассивное
избирательное право
На
всех выборах существует избирательн
Кандидаты же на пост Президента страны обязаны представить в Конституционный совет декларацию о собственном имущественном положении, а в случае избрания - обязательство, что это лицо обязуется представить новенькую декларацию перед истечением собственного мандата. Декларация публикуется в официальном органе страны. В согласовании с работающим законодательством кандидатом в представительные органы может быть хоть какой французский избиратель, владеющий необходимыми квалификациями.
но,
практически кандидатов в депутаты
выдвигают политические партии и
организации, поскольку, только делая
упор на политическую партию, можно
рассчитывать на избрание. Ни Конституция
Франции, ни законодательство о выборах,
не устанавливают малого возраста для
кандидатов на пост Президента. От Четвертой
Республики был сохранен 7-летний срок
возможностей с той, но, различием, что
в новой Конституции ничего не говорилось
о невозможности переизбрания. Таковым
образом, презюмируется возможн
Для предоставления кандидатуры на пост президента Республики нужно собрать 5 тыс. Подписей лиц, занимающих определенные выборные должности (членов Парламента, генеральных Советов, совета Парижа, территориальных ассамблей и мэров), которые обязаны быть представлены в Конституционный совет. Все подписавшиеся под заявлением о выдвижении кандидата в президенты страны обязаны представлять не менее 30 департаментов и заморских территорий. При этом имена подписавшихся публикуются. Избрание президента проводится по двухтуровой мажоритарной системе. Если в первом туре ни один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов, то через две недельки проводится второй тур. В нем уже участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Избрание нового президента происходит не менее чем за двадцать и не более чем за тридцать пять дней до истечения срока возможностей работающего Президента.
Парламент представляет собой также выборный орган.
Национальное собрание избирается на 5 лет всеобщим, прямым голосованием по смешанной мажоритарной системе. Это значит, что в первом туре для избрания необходимо получить абсолютное большая часть поданных голосов (от округа избирается один депутат). Если никто не получил большинства, то через недельку проводится второй тур. Для роли в нем допускаются кандидаты, набравшие в первом туре как минимум 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре довольно получить относительное большая часть голосов.
Сенат формируется, в основном, трехступенчатыми выборами. Сенаторы избираются на 9 лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на одну треть каждые три года. Что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на состав сената и не дозволяет ему резко поменять политический курс. Избирательная коллегия включает около 108 тыс. Членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. Региональных и генеральных советников и около 104 тыс. Представителей муниципалитетов. Последние практически и избирают Сенат Франции.
Выборы сенаторов проходят в главном городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная система применяется в департаментах, избирающих 5 и более членов палаты (их во Франции - 3), а число сенаторов от них - 69. В других департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.
городские советы избираются по различным системам в зависимости от численности населения коммуны. Обжалование результатов выборов подводится в отношении парламентариев - в Конституционный совет, а в отношении остальных членов представительных учреждений - в органы административной юстиции.
2.5. Референдум
Референдум - возможность, предоставленная избирателям принять роль в решении важнейших государственных вопросов. Во Франции на государственном и на местном уровне (в коммунах) в настоящее время референдум является единственным видом непосредственной демократии. Его частенько называют плебисцитом.
На государственном уровне референдум, согласно Конституции, предусматривается трижды.
Так, статья 89 Конституции предугадывает проведение референдума для ратификации поправок к Конституции. Но, по смыслу Конституции таковой референдум обязан проводиться лишь в случае, когда авторами поправок будут парламентарии. Если же проект пересмотра не имеет, исходит от Правительства, то выбор метода ратификации зависит от Президента.
Голосование на референдуме может проводиться по следующим вопросам: 1) организация государственных властей; 2) соглашение о обществе (этот пункт в связи с распадом общества в настоящее время утратил силу); 3) уполномочие на ратификацию интернационального контракта, который, не противореча Конституции, отразился бы на функционировании государственных институтов. Применение известной статьи 11 Конституции очерчено тремя условиями: 1) голосование может проводиться по предложению Правительства либо по совместному предложению палат Парламента, а не по инициативе Президента Республики; 2) если референдум проводится по предложению Правительства, то оно обязано быть сделано во время сессии Парламента; 5) если проект принят на референдуме, то он обязан бытьпромульгирован в 15-дневный срок. Установленный Конституцией 1958 г. Правовой порядок исключил какой-или контроль за действиями Президента. Конституционная реформа, проведенная в августе 1995 г. Изменила некие положения статьи 11 Конституции. Была расширена сфера внедрения референдума, вынесен вопрос о реформах в экономической и социальной политике, которого ранее не было. Таковым образом, возможность передавать на референдум вопросы экономической и социальной политики исключила из круга возможностей Парламента способность разрешать эти вопросы большинством голосов на его заседаниях.
Как указывалось выше, референдумы могут проводиться по территориальным проблемам. Как и для хоть какой другой страны этот вопрос довольно щепетилен и рядом законов введены и действуют местные референдумы.
§ 4. Избирательное право и избирательная система
Конституционные принципы избирательного права
Основные принципы избирательного права определены в ст. 3 французской Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются всеобщими, равными и тайными. Всеобщность означает, что избирательным правом пользуются все французские граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. (Возрастной ценз во Франции был понижен в 70-е гг.) Депутат нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах — президентских, парламентских — пользуются только граждане Французской Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов на местах мо гут и неграждане, постоянно проживающие в стране. Кроме того, в связи с введением на основе Маастрихтского договора 1992 г. гражданства Европейского Союза предусматривается, что лица, обладающие этим статусом и находящиеся на территории Франции, могут принимать участие в выборах в Европейский парламент. Они участвуют также в муниципальных выборах при условии проживания во Франции, но не могут осуществлять функции мэра или его заместителя и входить в коллегию по выборам сенаторов.
Равенство трактуется как равные права и возможности всех граждан при пользовании активным и пассивным избирательным правом при условии, что гражданин удовлетворяет всем требованиям избирательного закона. Применяемый во Франции избирательный кодекс предусматривает возможность ограничения избирательных прав некоторых категорий граждан. К их числу относятся: недееспособные, лица, отбывающие наказание по приговору суда, злостные банкроты и некоторые другие. Любое ограничение избирательных прав может быть обжаловано в судебном порядке.
Закон устанавливает также различные правила неизбираемости и несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление избирательных операций.
Это, например, префекты департаментов, работники префектур, непосредственно участвующие в организации выборов, и некоторые другие категории государственных служащих. Правило несовместимости предполагает недопустимость совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной деятельности или занятием каких-то должностей на государственной или частной службе. Наиболее существенное значение имеет закрепленная в Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав Правительства. Во Франции предпринимались попытки пересмотреть эти конституционные постановления путем реформирования основного закона, однако соответствующая поправка принята не была.
Голосование всегда является тайным. Избирательные операции должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность свободного волеизъявления избирателя. Всякая попытка контроля за голосованием избирателя представляет собой серьезное правонарушение, которое влечет за собой ответственность по закону. Сколько-нибудь известных случаев нарушения тайного голосования в Пятой республике не отмечалось. Выборы могут быть прямыми или косвенными. В настоящее время используется преимущественно процедура прямых выборов. Она применяется при избрании Президента Республики, депутатов нижней палаты Парламента, депутатов Европейского паламента, а также при выборах в местные представительные учреждения. Система косвенных выборов используется при формировании верхней палаты Парламента — Сената. Первоначально путем косвенных выборов избирался также Президент Французской Республики, но в результате конституционной реформы 1962 г. косвенные выборы были заменены прямым голосованием избирателей.
Выдвижение кандидатов на любые выборные должности является свободным, однако в избирательный бюллетень могут быть внесены только зарегистрированные кандидаты. Основным условием регистрации является подача заявления, поддерживаемого определенным числом выборных представителей. Так, при выдвижении кандидатуры на пост Президента Французской Республики
Конституционный совет регистрирует кандидата, только если его заявление поддержано пятью тысячами выборных должностных лиц, которые представляют не менее тридцати департаментов страны. Регистрация должна иметь место в рамках официальной избирательной кампании. Ее сроки и продолжительность регулируются законом.
Во Франции по сей день сохраняется практика внесения кандидатами избирательного залога, который возвращается при условии получения определенного числа голосов на выборах. Сумма эта, правда, весьма незначительна и особых препятствий для выдвижения и регистрации кандидатов не создает. Государство оказывает определенную финансовую поддержку кандидатам, баллотирующимся на выборах, и контролирует расходование соответствующих средств. Согласно законам, принятым в 1988 г., дотируется также деятельность политических партий, участвующих в проведении избирательных кампаний.
На законодательном уровне регулируется и порядок проведения избирательной кампании, а особенно использование в ходе выборов средств массовой информации. Злоупотребление избирательной пропагандой, равно как и нарушение сроков проведения избирательной кампании, служит основанием для кассирования результатов выборов. Судьей по выборам на общенациональном уровне выступает Конституционный совет: ему принадлежит право проверки правильности проведения выборов и обоснованности приносимых жалоб. Практика Пятой республики знает немало примеров кассирования результатов выборов депутатов Национального собрания в отдельных округах. Случаи кассирования президентских выборов Пятой республике неизвестны. Участие в голосовании обязательным не является.
Информация о работе Избирательное право и избирательная система Франции