Идеологические концепции политических партий в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:06, реферат

Описание работы

Процесс формирования многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен рядом причин: кризисом экономической и политической системы советского общества, развалом Советского Союза и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением, особенно в среде интеллигенции, социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета Республики Беларусь и дискуссиями о выборе путей развития.

Работа содержит 1 файл

сурс идеология.docx

— 27.73 Кб (Скачать)

  Ко  второй группе (социал-демократические  партии) можно отнести: Аграрную партию, Белорусскую партию женщин «Надзея», Белорусскую социал-демократическую партию, Белорусскую социально-спортивную партию, Партию «Белорусская социал-демократическая Грамада», Республиканскую партию, Республиканскую партию труда и справедливости, Социал-демократическую партию

  народного согласия. Они выступают за социально  ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства  и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым  опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма.

  Третью  группу составляют либеральные партии: Либерально-демократическая партия и Объединенная гражданская партия. Обе партии подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод.

  К четвертой группе (национально-демократические  партии) относятся Консервативно-Христианская партия – БНФ и Партия БНФ. Разделение БНФ на две самостоятельные организации  тесно связано с резким падением его авторитета и влияния на политическую жизнь страны, а также с противоположными взглядами на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия  внутри БНФ усилило нежелание  сторонников 3. Позняка менять стратегию  и тактику в национально-демократическом  движении, идти на компромиссы с  потенциальными сторонниками. Раскол БНФ, срыв сотрудничества с политическими  партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому  падению рейтинга обеих партий.

  К пятой группе (экологические партии) принадлежат Белорусская партия «Зеленые» и Белорусская экологическая  партия зеленых «БЭЗ».

  Следует заметить, что такая традиционная классификация политических партий (левые, правые, центристы) применительно  к белорусским партиям является условной, поскольку белорусское  общество находится на начальном  этапе многопартийности, когда еще  не сложились устойчивые социальные группы, осознающие свои интересы и  готовые отстаивать их с помощью  политических партий. Вместе с тем  можно предположить, что из вышеназванных  формирующихся политических групп  именно две первые способны занять доминирующее положение в структуре  общественно-политических сил страны, потому что их социальные ценности в большей мере соответствуют менталитету белорусов.

  В настоящее время партийная система  Республики Беларусь находится в  стадии формирования, отличается нестабильностью  и имеет свои особенности.

  Не  все партии способны разработать  научно-обоснованную, социально взвешенную, конструктивную программу деятельности. Программные документы многих партий не содержат ясной концепции политического, социально-экономического и духовного  развития, характеризуются эклектикой идеологических выводов, расплывчатостью, неопределенностью представлений  о будущем обществе. Несмотря на то, что большинство партий выступает  за переход к рынку, за демократию и правовое государство, суверенитет  Беларуси, в их программах отсутствуют  механизм такого перехода, конкретная разработка мер и способов достижения поставленных задач. Программы ряда политических партий устарели и не отвечают реалиям современности. Со многими положениями партийных  документов нельзя согласиться. Предложения, имеющиеся в арсеналах ряда партий, требуют анализа, чтобы определить их пригодность с точки зрения исторического опыта.

  Одним из факторов, сдерживающих развитие партийного строительства в Беларуси, является то, что сегодня партии не представлены в органах реальной власти, которую  осуществляет назначенное Президентом  и подотчетное ему правительство. Не имея представительства во властных структурах, они лишены возможности  играть роль посредника и связующего звена, коммуникативного моста между  государством и обществом, стать, наконец, формой участия граждан в политических решениях и контроле за властью. Так, в 2000 г. в Палату представителей Национального собрания избраны 16 представителей от шести политических партий (заметим, однако, что ведущие оппозиционные партии бойкотировали парламентские выборы). В результате выборов в 2004 г. в парламент республики прошли только 12 депутатов от трех политических партий (от Компартии Белоруссии – 8, Аграрной партии – 3, Либерально-демократической – 1).

  В условиях размытости и неопределенности социального адресата, недифференцированности общества в социально-политическом плане, отсутствия полноценной политической базы для многопартийности трудно определить, кого реально представляют партии и их руководители. Крайняя степень разобщенности партийных сил, их неспособность к консолидации – все это подтверждает очевидные слабости белорусских партий. Большинство из них малочисленны по составу. Так, 9 из 17 партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации рубеж в 1000 человек. Только пять партий имеют в своем составе более пяти тысяч членов, в том числе Либерально-демократическая партия – 22 374, Республиканская партия – 9779, Аграрная партия – 7692, Партия коммунистов Белорусская – 7154, Компартия Белоруссии – 5026 человек.

  Более того, между политическими силами со схожей идеологической ориентацией  не проявилась тенденция к взаимопониманию, сплочению и укреплению этих сил. Об этом свидетельствует самостоятельное  существование однотипных политических партий: двух БНФ, двух с ориентацией на развитие республиканского строя, двух экологического характера, столько же с коммунистической идеологией, несколько социал-демократических партий.

  В связи со слабой материально-технической  базой большинство политических партий не имеет собственных средств  массовой информации, влияющих на формирование общественного мнения, а государственные  и независимые средства информации, как правило, стараются дистанцироваться от них.

  Поскольку политические партии не обладают властными  рычагами для решения насущных проблем  трудящихся, люди не видят в их существовании  большой пользы и не нуждаются  в них. Этим частично объясняются  низкие рейтинги политпартий. Так, по данным Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, самый высокий рейтинг у поддерживающей Президента страны Коммунистической партии Белоруссии – 8,2 %. Партию БНФ поддерживает лишь 1,4 % населения, Объединенную гражданскую партию – 1,2 %. В то же время более половины жителей страны (53,3 %) не отдают предпочтения ни одной из политических партий.

  Наличие объективных трудностей во многом объясняет  причины слабости политических партий, но отнюдь не умаляет их собственных  ошибок. К ним прежде всего относятся: неумение анализировать политическую ситуацию; недостаточное внимание к созданию организационных структур в регионах и отсутствие постоянной работы с ними; мелочная борьба друг с другом за укрепление позиций в демократическом лагере вместо объединения для решения важных политических задач и др.

  Итак, множество партий – это еще  не есть многопартийная система, а лишь основа для развертывания противоборства идей, а не социальных интересов. Подлинная  многопартийность нуждается в создании специального механизма регулирования: взаимодействия между самими партиями; между партиями и властными структурами; между партиями и обществом.

  Эффективность политической деятельности партий, оппозиционных  сил во многом зависит от способности  получить поддержку на выборах, от взаимоотношений  со структурами власти, налаживания  конструктивных переговоров с ними. Это дало бы возможность снять  недоверие, предвзятость во взаимоотношениях, создать предпосылки для согласованности  позиций и цивилизованного решения  конфликтов.

  Подлинная многопартийная система в белорусском  обществе возможна в том случае, когда в нем сложатся предпосылки (социально-экономические, правовые), установятся  устойчивые группы интересов населения, которые затребуют своего представительства  в выборных государственных органах. По мере того, как будут структурироваться  интересы граждан, возможно сокращение количества партий. Естественно, что  для эффективного развития общества, стабильности политической жизни и  консолидации в стране наиболее желательными являются варианты политической системы, где будут доминировать две-три крупные партии.

  Таким образом, многопартийная система как  постоянный фактор универсальности  и демократичности общественного  строя находится в Беларуси на первоначальном этапе становления. Ее формирование – это долгий и  противоречивый процесс. Реальное состояние  политического спектра будет  определяться не всем наличным состоянием партий, а только теми из них, которые  завоюют доверие народа, включатся  в систему власти и смогут влиять на ход и осуществление общественных и государственных дел, на решение  важнейших проблем, которые стоят  перед народом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы: 

  1. Решетников  С.В., Антанович Н.А.  Государственная политика и управление в Республике Беларусь. Мн., 2001.
  2. Коршук В.К., Кохановский А.Г., Романовский И.Ф. Политические партии Республики Беларусь. Мн.: БГУ, 2005.
  3. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. Мн.:РИВШ БГУ, 2003.

Информация о работе Идеологические концепции политических партий в Республике Беларусь