Харизматический лидер

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Лидерство также старо, как человечество. Оно неизбежно и универсально. Оно существует везде. Само слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Работа содержит 1 файл

контр.по лидерству экзамен.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

1.3 Классификация М.Вебера. 

    Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология М.Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие авторитет, т.е. “вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей”. М.Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное, которым соответствуют три идеальных типа легитимности политической власти. 
         
Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Такой тип лидерства характерен для традиционного общества, в основе которого лежит авторитет “вечно вчерашнего: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение”. На привычке подчиняться власти, вере в ее божественный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, старейшин, монархов и царей. Традиционный тип легитимности и, соответственно, традиционный тип лидерства сохранился до настоящего времени, хотя и заметно трансформировался. К нему относятся режимы королевской власти в таких странах, как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания, Кувейт. По мере того, как религия утрачивала свое значение, а всеобщее избирательное право все более укреплялось и распространялось, божественное право единоличного правления заменялось достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий.

    Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М.Вебер называл “господство в силу “легальности”, в силу веры в обязательность легального установления и деловой “компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами”.

    Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М.Вебера, харизматический лидер. Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи  инструментов власти[15]. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения. Для Вебера «харизма - это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям» [9 с.139.]

    В отличие от лидерства традиционного  и рационально-легального, имеющих, более или менее объективные основания (традиции или закон), харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер. Характерной чертой харизматического лидерства является также эмоционально окрашенная преданность такому лидеру его последователей. С точки зрения М. Вебера, харизматическое лидерство недолговечно и с течением времени рутинизируется, то есть трансформируется либо в рационально-легальный тип, либо в традиционный тип. 
 
 
 

2. ОСОБЕННОСТИ  ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА 

2.1 Понятие харизмы

    Современное использование слова «харизма»  также восходит к работам Макса  Вебера. Согласно Веберу, харизма – это «определенное качество личности, благодаря которому ее считают выдающейся и относятся к ней как к наделенной сверхъестественными, исключительными силами и возможностями»[1c.252]. Следовательно, харизматическое воздействие проистекает изнутри человека – из его способности пробуждать и поддерживать веру в него как источник знания и власти.

    Личное  обаяние – один из признаков харизмы. Лица, обладающие обаянием, внушают  свои идеи и чувства тем, кто их окружает, и те им повинуются.

    Следующий признак, позволяющий предположить наличие у человека исключительных способностей, призвания к руководящей роли, - это настойчивое действие. Этот человек должен выделяться беспримерной энергией и непоколебимым упорством. Они воспринимаются как люди, целиком вовлеченные в задачу – любой ценой обеспечить триумф – армии, религии, партии или нации. Их решимость идти до конца производит неизгладимое впечатление.

    Третий  признак – признак искренности, согласия между словами и делами. Существует чувство слияния индивидуальной и коллективной судьбы, убежденность в необходимости эту судьбу реализовать. Оно побуждает таких людей к действию, перед которым большинство отступает. Ленина – начать революцию, несмотря на колебания своих сторонников. Цезаря – перейти Рубикон. Де Голля – покинуть Францию и призвать французов к Сопротивлению, когда все вокруг него поддались малодушию. Настойчивые действия являются призывом, они побуждают верить, что появилась новая, неизведанная сила, инициирующая общепринятые каноны. Потому люди присоединяются к ней, преисполненные энтузиазма и веры.

    Еще один признак: харизма принимается за “сверхъестественную” власть. Подвести публику к такому выводу можно посредством исключительных актов, чудес, исцелений или побед, которые и убеждают в этом массы. Пока харизматический лидер одерживает победы, обращает в свою веру противников и совершает исцеления и открытия, обеспечивает процветание своих сторонников, успех подтверждает его качества вождя[17].

    Харизма лидера измеряется исключительно результатами его деятельности, неудачи в каком-либо деле и серия ошибок в действиях – и сразу же его харизма слабеет. Если же харизма не померкла при жизни лидера, то человеческие общности делают все возможное, чтобы предотвратить ее увядание  во времени и сохранить ее уникальный и созидательный характер.

    Размеры харизмы нигде и никем жестко не определены. Они могут быть самыми разными. Одни осуществляют свое лидерство в общенациональных масштабах, другие - в намного более скромных. Харизматическим будет как лидер национального масштаба, так и человек, который принял на себя ответственность за относительно небольшую группу людей. 

    Широко  распространено мнение, будто харизма - это что-то врожденное, что-то такое, что дано человеку от природы раз и навсегда. Или она есть, или ее нет. С этим трудно согласиться, точно так же, как трудно это опровергнуть.

    Ясно  только одно, харизматическая одаренность, как и всякая другая одаренность, может проявляться в разной степени. Другое дело, что проверить это крайне сложно. Если мы хотим узнать, одарен ли тот или иной ребенок музыкально - мы просим его воспроизвести мелодию или подобрать ее на слух. Надежно определить же, кто станет харизматическим, а кто нет намного труднее, ибо это нечто такое, что складывается из множества факторов.

    Итак, харизма являет собой определенное единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Действия человека,  обладающего харизмой непременно характеризуются одной интересной особенностью - они должны быть успешны. Успех, как бы он ни был достигнут, необходим.

    Ничтожна  цена упомянутых выше "сверхъестественных, сверхчеловеческих или, по меньшей  мере, специфически особых сил и  свойств", не приводящих к наглядному эффективному результату. Харизма кормится успехом.

    Надо  также помнить о том, что харизма имеет временную и пространственную избирательность. Почти всегда на лидерскую роль есть большое количество претендентов, из которых так или иначе отбираются немногие.

2.2 Основные  черты харизматического лидерства

    Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества. Всякий раз, когда в жизни какого-либо общества или государства назревают серьезные перемены, на первый план выходит особая порода людей. Они заметно отличаются от остальных исключительным честолюбием и ярко выраженными лидерскими качествами. Они, собственно, и несут на своих плечах нелегкое бремя принятия решений и ответственности в эти критические периоды.

    Отсюда  вытекает основное различие между харизматической  властью и двумя другими формами власти. Традиционная и “законно-рациональная” власти, так сказать, “нормальны”, они имеют место в стабильных ситуациях. Харизматическая власть может быть только в исключительном случае разлома (либо когда новые институты власти еще не окрепли)[5].

    Однако  кризис – это необходимое, но недостаточное  условие для появления харизматического лидера. Более того, вряд ли можно  утверждать, что присутствие харизматического лидера есть показатель того, что кризис достиг точки разлома и, что бедственное положение граждан стало всеохватывающим. В действительности, нет никаких четких указаний на то, какие условия могут привести к появлению харизматического лидера, кроме того, что институты должны быть доведены до состояния ломки. А лидеры, которые представляются гражданам “харизматическими”, обладающими способностью спасти их от бед и несчастий, могут появиться, а могут и не появиться. Имеющиеся данные говорят, что зависимость между кризисом и появлением харизматического лидера очень невелика. С другой стороны, имеется много примеров лидеров с “неполным харизматическим статусом”, которые, тем не менее, сыграли важную роль в развитии своих стран[3 c.47].

    Таким образом, можно сделать вывод, что  понятие “харизматической власти”, так тесно связанное с “божественной” мощью или “сверхчеловеческими” качествами, не является удобным и практичным инструментом, с помощью которого можно было бы описать и проанализировать политическое развитие даже в обществах, переживающих кризис. Конечно, совершенно ясно, что личное влияние играет свою роль, обеспечивая лидеру популярность, побуждая граждан следовать за ним во многих ситуациях. Именно потому, что в анализе Вебера роль лидера связана исключительно с кризисами, она основывается на исключительных, сверхчеловеческих качествах. Однако это делает весь подход слишком жестким и слишком узким. Не рассматривая персонализацию власти как общий феномен, а сосредоточивая внимание целиком на исключительных качествах, требующихся в периоды кризиса, Вебер не дает никакой ориентации относительно того, когда связь лидера и последователей ослабевает, когда она носит интеллектуальный и рациональный, а не эмоциональный характер. Хотя Вебер и допускает возможность постепенного ослабевания связи между лидером и последователями, он не очень помогает в понимании того, какими могли бы быть смешанные формы власти. Впрочем, такая помощь и не может быть оказана, поскольку изучается только та роль, которую лидеры играют в преодолении исключительных периодов в жизни общества. [3]

    Тем не менее, идея харизматической власти очень важна. Она помогает сфокусировать внимание на том факте, что общество или режим могут явно зависеть от прямой связи между последователями и лидерами.

    Другая  роль лидеров, гораздо более распространенная, имеющая большое значение почти во всех странах, почти во все времена, связана с “деланием политики”, и её Вебер не анализирует. Он концентрируется на кризисах и рассматривает личную роль лидеров только в периоды кризисов. Вот почему его схема, во многом полезная и продвинувшая анализ лидерства далеко вперед по сравнению с теоретиками-классиками, страдает одним фундаментальным недостатком. Вебер упорно сводит роль лидеров к кризисным ситуациям, отказываясь распространить понятие харизмы на многие другие виды и уровни популярности. Это сделали его последователи, о чем свидетельствует расширенное толкование харизмы в изданной после Вебера литературе. [3 c.49]

    Воспоминания современников, учебники истории доносят до благодарных (а чаще - до проклинающих их) потомков память об этих незаурядных персонажах, причем почти всегда, эти воспоминания в существенных чертах обнаруживают явное сходство[15].

Информация о работе Харизматический лидер