Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:10, контрольная работа
Лидерство также старо, как человечество. Оно неизбежно и универсально. Оно существует везде. Само слово «лидер» в переводе с английского (leader) означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.
1.3 Классификация
М.Вебера.
Общепризнанной
и сохраняющей свою актуальность является
типология М.Вебера. Он понимал под лидерством
вид авторитетного, властного руководства,
смысл которого заключается в способности
отдавать приказы и вызывать повиновение.
В качестве основания типологии лидеров
он использовал понятие авторитет, т.е.
“вероятность того, что приказания встретят
повиновение у определенной группы людей”.
М.Вебер выделил три типа лидерства: традиционное,
харизматическое и рационально-легальное,
которым соответствуют три идеальных
типа легитимности политической власти.
Традиционное
лидерство опирается на механизм традиций,
ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться
основана на вере в святость традиции
и передачи власти по наследству. Право
же на господство лидер приобретает благодаря
своему происхождению. Такой тип лидерства
характерен для традиционного общества,
в основе которого лежит авторитет “вечно
вчерашнего: авторитет нравов, освященных
исконной значимостью и привычной ориентацией
на их соблюдение”. На привычке подчиняться
власти, вере в ее божественный характер
и священность права престолонаследия
основан авторитет вождей, старейшин,
монархов и царей. Традиционный тип легитимности
и, соответственно, традиционный тип лидерства
сохранился до настоящего времени, хотя
и заметно трансформировался. К нему относятся
режимы королевской власти в таких странах,
как Непал, Саудовская Аравия, Оман, Иордания,
Кувейт. По мере того, как религия
утрачивала свое значение, а всеобщее
избирательное право все более укреплялось
и распространялось, божественное право
единоличного правления заменялось достаточно
разветвленной системой бюрократии и
политических партий.
Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами. В рационально-легальном обществе легитимность власти основывается на вере участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера. В качестве особенности данного типа легитимности М.Вебер называл “господство в силу “легальности”, в силу веры в обязательность легального установления и деловой “компетентности”, обоснованной рационально созданными правилами”.
Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М.Вебера, харизматический лидер. Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности. Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти[15]. Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, т.е. не опирается, например, на закон или традицию, а существует благодаря исключительным личным качествам харизматического лидера, веры в него. Харизматический тип власти характеризуется абсолютной легитимностью, поскольку он зиждется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера сознательно формируется в обществе на основе желаний и представлений, которые преобладают у большей части населения. Для Вебера «харизма - это качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям» [9 с.139.]
В
отличие от лидерства традиционного
и рационально-легального, имеющих,
более или менее объективные основания
(традиции или закон), харизматическое
лидерство носит сугубо личностный характер.
Характерной чертой харизматического
лидерства является также эмоционально
окрашенная преданность такому лидеру
его последователей. С точки зрения М.
Вебера, харизматическое лидерство недолговечно
и с течением времени рутинизируется,
то есть трансформируется либо в рационально-легальный
тип, либо в традиционный тип.
2. ОСОБЕННОСТИ
ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
2.1 Понятие харизмы
Современное использование слова «харизма» также восходит к работам Макса Вебера. Согласно Веберу, харизма – это «определенное качество личности, благодаря которому ее считают выдающейся и относятся к ней как к наделенной сверхъестественными, исключительными силами и возможностями»[1c.252]. Следовательно, харизматическое воздействие проистекает изнутри человека – из его способности пробуждать и поддерживать веру в него как источник знания и власти.
Личное обаяние – один из признаков харизмы. Лица, обладающие обаянием, внушают свои идеи и чувства тем, кто их окружает, и те им повинуются.
Следующий признак, позволяющий предположить наличие у человека исключительных способностей, призвания к руководящей роли, - это настойчивое действие. Этот человек должен выделяться беспримерной энергией и непоколебимым упорством. Они воспринимаются как люди, целиком вовлеченные в задачу – любой ценой обеспечить триумф – армии, религии, партии или нации. Их решимость идти до конца производит неизгладимое впечатление.
Третий признак – признак искренности, согласия между словами и делами. Существует чувство слияния индивидуальной и коллективной судьбы, убежденность в необходимости эту судьбу реализовать. Оно побуждает таких людей к действию, перед которым большинство отступает. Ленина – начать революцию, несмотря на колебания своих сторонников. Цезаря – перейти Рубикон. Де Голля – покинуть Францию и призвать французов к Сопротивлению, когда все вокруг него поддались малодушию. Настойчивые действия являются призывом, они побуждают верить, что появилась новая, неизведанная сила, инициирующая общепринятые каноны. Потому люди присоединяются к ней, преисполненные энтузиазма и веры.
Еще один признак: харизма принимается за “сверхъестественную” власть. Подвести публику к такому выводу можно посредством исключительных актов, чудес, исцелений или побед, которые и убеждают в этом массы. Пока харизматический лидер одерживает победы, обращает в свою веру противников и совершает исцеления и открытия, обеспечивает процветание своих сторонников, успех подтверждает его качества вождя[17].
Харизма лидера измеряется исключительно результатами его деятельности, неудачи в каком-либо деле и серия ошибок в действиях – и сразу же его харизма слабеет. Если же харизма не померкла при жизни лидера, то человеческие общности делают все возможное, чтобы предотвратить ее увядание во времени и сохранить ее уникальный и созидательный характер.
Размеры
харизмы нигде и никем жестко не
определены. Они могут быть самыми разными.
Одни осуществляют свое лидерство в общенациональных
масштабах, другие - в намного более скромных.
Харизматическим будет как лидер национального
масштаба, так и человек, который принял на
себя ответственность за относительно
небольшую группу людей.
Широко распространено мнение, будто харизма - это что-то врожденное, что-то такое, что дано человеку от природы раз и навсегда. Или она есть, или ее нет. С этим трудно согласиться, точно так же, как трудно это опровергнуть.
Ясно только одно, харизматическая одаренность, как и всякая другая одаренность, может проявляться в разной степени. Другое дело, что проверить это крайне сложно. Если мы хотим узнать, одарен ли тот или иной ребенок музыкально - мы просим его воспроизвести мелодию или подобрать ее на слух. Надежно определить же, кто станет харизматическим, а кто нет намного труднее, ибо это нечто такое, что складывается из множества факторов.
Итак, харизма являет собой определенное единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Действия человека, обладающего харизмой непременно характеризуются одной интересной особенностью - они должны быть успешны. Успех, как бы он ни был достигнут, необходим.
Ничтожна цена упомянутых выше "сверхъестественных, сверхчеловеческих или, по меньшей мере, специфически особых сил и свойств", не приводящих к наглядному эффективному результату. Харизма кормится успехом.
Надо также помнить о том, что харизма имеет временную и пространственную избирательность. Почти всегда на лидерскую роль есть большое количество претендентов, из которых так или иначе отбираются немногие.
2.2 Основные
черты харизматического
Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества. Всякий раз, когда в жизни какого-либо общества или государства назревают серьезные перемены, на первый план выходит особая порода людей. Они заметно отличаются от остальных исключительным честолюбием и ярко выраженными лидерскими качествами. Они, собственно, и несут на своих плечах нелегкое бремя принятия решений и ответственности в эти критические периоды.
Отсюда вытекает основное различие между харизматической властью и двумя другими формами власти. Традиционная и “законно-рациональная” власти, так сказать, “нормальны”, они имеют место в стабильных ситуациях. Харизматическая власть может быть только в исключительном случае разлома (либо когда новые институты власти еще не окрепли)[5].
Однако
кризис – это необходимое, но недостаточное
условие для появления
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие “харизматической власти”, так тесно связанное с “божественной” мощью или “сверхчеловеческими” качествами, не является удобным и практичным инструментом, с помощью которого можно было бы описать и проанализировать политическое развитие даже в обществах, переживающих кризис. Конечно, совершенно ясно, что личное влияние играет свою роль, обеспечивая лидеру популярность, побуждая граждан следовать за ним во многих ситуациях. Именно потому, что в анализе Вебера роль лидера связана исключительно с кризисами, она основывается на исключительных, сверхчеловеческих качествах. Однако это делает весь подход слишком жестким и слишком узким. Не рассматривая персонализацию власти как общий феномен, а сосредоточивая внимание целиком на исключительных качествах, требующихся в периоды кризиса, Вебер не дает никакой ориентации относительно того, когда связь лидера и последователей ослабевает, когда она носит интеллектуальный и рациональный, а не эмоциональный характер. Хотя Вебер и допускает возможность постепенного ослабевания связи между лидером и последователями, он не очень помогает в понимании того, какими могли бы быть смешанные формы власти. Впрочем, такая помощь и не может быть оказана, поскольку изучается только та роль, которую лидеры играют в преодолении исключительных периодов в жизни общества. [3]
Тем не менее, идея харизматической власти очень важна. Она помогает сфокусировать внимание на том факте, что общество или режим могут явно зависеть от прямой связи между последователями и лидерами.
Другая
роль лидеров, гораздо более
Воспоминания