Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:18, реферат
Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче - получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллекту¬ального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи — приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества. Насколько это возможно? Что это такое — "очеловечивание" политики?
1. Политическое проявление гуманизма
Понятие гуманизма
Мораль как воплощение гуманизма
Совесть как верховный судья нравственного политического поведения
2. Мораль и политика: общее и специфическое
Функциональная общность политики и морали
Различия между политикой и моралью
3. Возможна ли нравственная политика?
Основные воззрения на взаимоотношение нравственности и политики. Морализаторский подход.
Политика вне морали
Политика — это зло!
Почему политика кажется "грязным делом"?
Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера.
Институциализация нравственных требований
Использованная литература
Очевидно, что идеолог красного террора Ленин, будучи человеком достаточно воспитанным и просвещенным, вряд ли сам смог бы убить невинного человека из числа привилегированных классов, выходцем из которых был и он сам. Однако, действуя как политик, он отдавал приказы о взятии и расстрелах заложников, советовал для массового наступления на войска генерала Юденича поставить впереди пулеметов тысячи мирных "буржуев", распорядился сжечь целый город Баку в случае его захвата британскими или турецкими войсками.
4. Влияние на политику
групповых ценностей и
Противопоставление
групповых интересов и
Негативное влияние
групповых ценностей и
5. Мультипликационный
эффект политических
Мультипликационный эффект злоупотреблений ведет к закрытости и вырождению правящей элиты. Его проявления особенно велики в жестко централизованных политических структурах со слабо развитыми автономией частей и контролем снизу. В России последних лет такой эффект проявился, в частности, в массовом распространении коррупции.
6. Ориентация политики на эффективность, достижение цели. Как уже отмечалось, политические организации и движения создаются для реализации определенных целей. Пути и средства их достижения имеют для членов организация второстепенное значение, что облегчает возможность использования руководителями безнравственных средств. Именно за результативность руководство несет ответственность перед членами организаций и электоратом. Средства же и способы получения результатов мало кого интересуют и обычно остаются в тени.
7. Конфликтность политики, ее функционирование как отношений друзей (союзников) — врагов (соперников), повышающие эмоциональную враждебность или, по меньшей мере, напряженность между субъектами политики. Врагам же или соперникам, как известно, очень редко стремятся делать добро, а это — важное требование нравственности.
8. Публичность политики,
внимание к ней со стороны
общества, а также более высокие
нравственные требования, предъявляемые
гражданами к политическим
Политики оцениваются гражданами прежде всего в двух главных качествах: деловых (компетентность, энергичность, умение руководить людьми) и человеческих, нравственных (порядочность, справедливость, забота о людях, готовность защищать их интересы). Из-за повышенной общественной значимости деятельности политиков объектом общественных суждений является не только их профессиональная, но и личная жизнь. При этом судят политиков обычно более строго, чем рядовых граждан. Так, например, в США уже немало претендентов в президенты и парламентарии поплатились политической карьерой за то, что когда-то имели любовниц и это стало достоянием общественности. В отношении рядовых граждан такие факты почт ни у кого не вызывают особого осуждения.
Таким образом, реальная
политика, как видно из сказанного
выше, очень часто бывает далека
от нравственности и считается многими
"грязным делом". Однако полностью
оторваться от морали политика не может,
ибо это рано или поздно ведет к компрометации
самой политики и деградации всего общества.
Осознание этого, равно как и претензия
на реализм проявляются в следующем, четвергом,
подходе к взаимоотношению политики и
морали.
Компромиссный подход к соотношению политики и морали. Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера.
Этот (четвертый) подход сегодня преобладает среди ученых и политиков. Он исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, учитывающего специфику последней.
Один из важнейших обоснователей компромиссного подхода — Вебер. Он считал, что не следует полностью разделять этику и политику, хотя необходимо внимательно учитывать особенности последней. Не может существовать единого нравственного кодекса, одинаково применимого к деловым и сексуальным, к служебным и семейным отношениям, к друзьям и конкурентам и т.п. Поэтому этика должна учитывать особенности политики, главной из которых является применение насилия. "Именно специфическое средство легитимного насилия в руках человеческих союзов, — писал он, — и обусловливает особенность всех этических проблем политики".
Эта особенность делает для политики невозможным следование, например, евангельской заповеди не противиться злу насилием. Политик в силу своих профессиональных занятий должен бороться со злом, в противном случае он несет ответственность за его победу.
Для того чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо оттого, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами.
Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего. Соотношение этики ответственности и этики убеждений в реальных действиях должен определять сам политик.
Эти идеи Вебера о
соотношении морали и политики получили
достаточно широкое распространение.
Несмотря на свою кажущуюся реалистичность
они имеют ряд слабостей. Прежде всего
Вебер фактически сводит политику к легитимному
использованию насильственных средств,
ограничивая тем самым возможности влияния
нравственности на политику. Однако задачи
политики, особенно в довременных демократических
государствах, намного сложнее, чем применение
насилия. При решении целого рада политических
вопросов использование или угроза применения
насилия могут лишь повредить делу. Без
гражданской ответственности, готовности
к компромиссам, солидарности и кооперации
политических акторов невозможно современное
правовое государство". Выход содержания
политики за пределы сферы применения
насилия позволяет более широко использовать
в ней нравственные ценности.
Институциализация нравственных требований
Веберовское понимание соотношения морали и политики по существу освобождает политиков от закрепленной в конкретных институциональных нормах нравственной ответственности перед Другими людьми и обществом, поскольку решение вопроса о следовании нравственным принципам и применении средств для реализации политических целей оставляется на усмотрение самих политиков. Однако очевидно, что многие стоящие у кормила власти люди вообще не задумываются о безнравственности своих действий. Поэтому оставлять моральную сторону политики без правового и общественного контроля - значит поощрять безнравственность в политике.
Институциализация нравственных требований представляет собой их закрепление в нормах политических организаций и прежде всего в праве, что предполагает определенные санкции за нарушение моральных принципов. Такое институциональное закрепление морали — одно из важнейших условий гуманизации политики. Институты могут как стимулировать нравственность в политике, так и препятствовать ее влиянию. Как отмечает Б. Сутор (ФРГ), для гуманизации политики и укрепления нравственности лучшим является не тот строй, "который предъявляет к своим гражданам более высокие или даже наивысшие моральные требования. На самом деле лучше тот строй, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время открывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру".
Для своей эффективности политические институты должны быть рассчитаны не на святых, морально совершенных людей, а на обыкновенных граждан. Они призваны способствовать обычным людям в выражении их интересов, защите прав и выполнении обязанностей, побуждать их соблюдать приемлемые для всех "правила игры" — государственные законы, обеспечивающие сочетание индивидуальной пользы с благом всего общества.
В современном мире центральным направлением институциализации нравственных требований к политике являются права человека. В соответствии с документами, принятыми мировым сообществом, они выступают универсальным критерием оценки гуманности политики, ее человеческого измерения.
В целом же влияние
нравственности на политику может и
должно осуществляться по раду направлений.
Это — постановка нравственных целей,
выбор адекватных им и реальной ситуации
методов и средств, учет в процессе
деятельности моральных принципов,
обеспечения эффективности
Использованная
литература
1 См.: Гаджисв К. С. и др. Философия власти /Под ред. В. В. Ильина. М., 1993. С. 15-16
2 Аристотель. Политика. М., 1865. С. 11. См. также: Соч. Т. 4. С. 380.
3 Вебер М. Избранные произведения. С. 694.
4 Соловьев В. С. Сочинения: В 2 и. Т. 1. М., 1989. С. 59.
5 См.: Латышев А. Владимир Ильич Ленин: "Морали в политике нет" //Комс. Правда. 1992. 12 февр.
6 Бакунин М.А. Государственность
и анархия //Полн. собр. соч. Т.2. СПб., 1907.
С. 27.