2)
при всех сложностях российской
действительности наличие в обществе
высокого уровня социального оптимизма.
Как мы уже отметили, у среднего класса
он колеблется в пределах 65—75%, у населения
страны в целом — 45—55%. Это свидетельствует
о том, что нынешнее российское общество,
во-первых, основательно и, по-видимому,
уже окончательно отошло от веры в идеалы
недалекого прошлого. Возврат в прошлое
уже невозможен. И, во-вторых, несмотря
на противостояние власти и общества и
традиционное недоверие граждан к институтам
власти, общество все чаще с большой надеждой
обращает взор в будущее, связывая его
с идеалами реальной демократии, которую
оно уже сейчас по крупицам пытается выстраивать
"снизу". Это и есть та "закваска",
тот "фермент", которые медленно формируют
молодой российский средний класс как
"класс для себя";
3)
укрепляющееся у общества осознание
необходимости опоры на собственные
силы. В последние годы эта тенденция становится
преобладающей не только в среде формирующегося
среднего класса, что вполне естественно,
но и в сознании большинства граждан нашей
страны. Новые социально-экономические
условия приучают (а скорее, принуждают)
граждан к самодеятельности, освобождению
от иллюзий государственной опеки, пониманию
важности самоорганизации и выстраиванию
тех "горизонтальных" отношений,
которые формируют социальную ткань гражданского
общества. Да и само государство своей,
зачастую антинародной, политикой "учит"
своих граждан "философии выживания".
Конечно, это не лучший курс подготовки
вхождения в "гражданское общество",
но ведь в нашей стране всегда создается
своя "философия жизни";
4)
меняющуюся ментальность молодежи
как стратегического ресурса демократических
преобразований в стране, все более ориентирующуюся
на ценности рыночной экономики и открытого
общества. В стране уже выросло поколение
молодежи, которое сформировалось в сложнейшую
эпоху российского транзита. Это переходное
поколение легче и глубже усваивает ценности
тех социально-экономических и политических
систем, которые нашей стране еще предстоит
выстроить или достроить. Правда, запущенность
работы с молодежью на уровне государственной
молодежной политики порождает в этой
сфере дополнительные сложности, но это
предмет особого анализа.
К
факторам торможения процессов формирования
в стране гражданского общества можно
отнести трудности или проблемы объективного
и субъективного характера.
К
трудностям объективного характера
относятся:
1)
новизна стоящих перед страной
проблем и возникающие в этой
связи возможные ошибки и просчеты в их
решении;
2)
разнородность социального, экономического,
культурного уровней развития субъектов
РФ, отрицательно влияющая на динамику
всех процессов российского транзита;
3)
отсутствие национальной идеи, которая
могла бы консолидировать нацию на решение
задач российского транзита, выступить
"государственной философией" стратегического
развития страны. Отсутствие такой "государственной
философии" отрицательно сказалось
на всех этапах проводимых в стране реформ
как во внутренней, так и в международной
политике. Российский транзит, а правильнее
было бы сказать — очередная российская
революция оказалась революцией разрушения,
революцией без созидательных стратегических
государственных идей. Не случайно она
не выдвинула ни одного положительного
"героя", "трибуна революции",
исторического государственного деятеля
— деятеля-созидателя! Похожая на ползучий
государственный переворот, в первых ее
лицах (не хотелось бы называть их вождями)
она показала стране и миру мелких перерожденцев,
которые, используя вверенные им народом
механизмы государственной власти, скрыто
от своих граждан, преследуя свои низменные
интересы, реализовывали разрушительные
для страны проекты. И в этом также состоит
одна из объективных сложностей не только
формирования в стране гражданского общества,
но и в целом строительства новой демократической
социально-политической системы.
Но
наиболее негативные последствия на
процесс демократизации, на формирование
в стране основ гражданского общества
влияют, конечно, проблемы субъективного
характера. К ним можно отнести:
1)
сложившуюся в стране корпоративно-бюрократическую
государственность. Здесь, пожалуй, трудно
определить, что в большей мере относится
к объективному или субъективному факторам.
Одно продолжает или дополняет второе;
2)
нарушение в стране принципов
правового государства "равенства
всех перед законом". Понятие "административный
ресурс" в российском политическом
процессе приобрело особый оттенок, который,
пожалуй, не свойствен ни одному другом
государству, претендующему на звание
правового, демократического и тем более
социального. Вряд ли можно утверждать,
что в России существует независимый суд.
"Басманное правосудие", "самый
басманный суд" — эти термины политической
публицистики со временем наверняка станут
крылатыми выражениями, родившимися в
эпоху российского транзита;
3)
игнорирование политической элитой
страны реального человека как
объекта, цели и конечного результата
проводимых в стране реформ. Тяжесть
реформ всегда и везде ложилась
прежде всего на плечи широких народных
масс. Однако европейская традиция не
знает таких реформ, которые были бы сопоставимы
с российскими по степени несправедливости
и безнравственности по отношению к своему
народу, особенно к старшим поколениям,
которые своим трудом создали великую
державу, одержали великую победу над
фашизмом, подняли страну из руин и которые
волей обстоятельств завершают свою жизнь
в бедности и нищете;
4)
ставка в развитии бизнеса
не на формирование реального
"среднего класса", не на создание
условий "равных возможностей", а
на чиновничий протекционизм, порождающий
язву коррупции. Это становится скорее
следствием целой системы факторов, чем
сознательной позицией власти. Но ситуация
от этого не улучшается;
5)
выборочный принцип подхода к
борьбе с коррупцией. Видимость борьбы
с коррупцией государство создает за счет
своей борьбы по преимуществу только с
низовой коррупцией, с людьми, которые
живут фактически по вине государства
за чертой бедности3;
6)
дефицит нравственности у власти
и общества и понимания политическим
классом исторической ответственности
перед страной. К сожалению, годы реформ,
годы российского безвременья нанесли
мощнейший удар по сознанию российских
граждан. В проведенном Ю. Левадой в декабре
2003 г. исследовании на вопрос "Что, на
ваш взгляд, имеет сейчас в России больше
всего/меньше всего власти, влияния?"
были получены такие ответы. 71% респондентов
считает, что больше власти и влияния в
России имеют деньги; 5% полагают, что в
России правит закон; и лишь 2% респондентов
выразили свое убеждение в том, что в стране
правит совесть и вера. Дефицит совести
— это, пожалуй, самое "выдающееся"
приобретение социально-политической
системы современной России, ее политического
класса4;
7)
продолжающееся непростительное
ослабление воспитательных функций
государства, общей и политической
социализации российских граждан
и особенно молодежи [10].