Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:27, реферат
Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.
Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Государство - центральный элемент политической системы……....5
3. Принцип разделения государственной власти………………………..9
4. Заключение………………………………………………………………..14
5. Список литературы……………………………………………………...16
Таким
образом, суммарно можно выделить следующие
основные признаки президентской республики:
1) нет дуализма исполнительной власти,
президент является и главой государства,
и главой правительства; 2) президент
избирается непосредственно народом;
3) президент и парламент
Полупрезидентская
республика. Наряду с чрезмерным усилением
власти президента в одной группе
стран в других странах обнаружились
тенденции смягчения
Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, может уволить главу правительства только при определенных условиях, имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства; президент не является главой правящей партии и формально с ней не связан. Т. о., основные черты, определяющие республику как полупрезидентскую таковы: 1) президент избран всеобщим голосованием и получил соответствующую власть; 2) премьер-министр и правительство ответственны перед парламентом.
Парламентская республика. Парламентская республика распространена гораздо меньше, чем президентская Это Австрия, Германия, Индия, Италия. Здесь президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа и не мог противопоставить себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (Германия).
Способ
выборов президента не является, однако,
решающим критерием отличий
В
парламентарной республике президент
по конституции нередко наделяется
широкими полномочиями, но осуществлять
их может только по предложению правительства.
Правительство же несет ответственность
только перед парламентом. Вотум недоверия,
принятый парламентом обязывает правительство
уйти в отставку. Т. о., основные признаки
парламентской (парламентарной) республики
являются следующие: 1) разделение исполнительной
власти на главу государства и кабинет
министров; 2) политическая ответственность
кабинета перед парламентом; 3) формирование
правительства партией, победившей на
парламентских выборах. Парламентская
республика, как и президентская, испытывает
в наше время давление, направленное на
рационализацию парламентаризма. Суть
этого давления состоит в том, чтобы ограничить
возможность использования вотума недоверия.,
создать стабильное правительство (в Италии
за 50 лет сменилось более пятидесяти кабинетов
министров). С этой целью применяются различные
приемы, относящиеся к партийным комбинациям
членов парламента. Во Франции президент
рассматривается как арбитр в государстве:
на него возлагается конституционная
обязанность обеспечивать свои арбитражем
функционирование государственных институтов.
Развитие Франции в связи с разделенным
правлением показывает, что парламент
усиливает свои полномочия, а влияние
президента ослабляется. Элементы "рационализованного
парламентаризма" присущи всем постсоветским
полупрезидентским республикам.
Принцип
разделения государственной
власти
Разделение
законодательной, исполнительной и
судебной властей является одним
из важнейших принципов
Принцип
разделения властей означает, что
законотворческая деятельность осуществляется
законодательным (представительным) органом,
исполнительно-распорядительная деятельность
— органами исполнительной власти,
судебная власть — судами, при этом
законодательная, исполнительная и
судебная ветви власти самостоятельны
и относительно независимы. Разделение
властей основывается на естественном
разделении таких функций, как законотворчество,
государственное управление, правосудие.
Каждая из ветвей в той или иной
степени осуществляет государственный
контроль. Современное понимание
принципа разделения властей дополнено
также необходимостью разделения полномочий
(предметов ведения) между органами
государственной власти и управления
и муниципальными органами. В федеративном
государстве система
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Наиболее
последовательно принцип
Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти. В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.
Возьмем, к примеру, принципы разделения властей в законодательстве в нескольких стран.
Германия
Германия
имеет федеративное устройство. Это
значит, что система государственных
органов власти делится на два
уровня: федеральный, на котором принимаются
общегосударственные решения и
решения международного значения, и
региональный, на котором решаются
задачи федеральных земель. Каждый
уровень обладает собственными органами
исполнительной, законодательной и
судебной власти. Хотя земли и имеют
неравное представительство в
Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.
Федеральный
президент избирается Федеральным
собранием, состоящим из членов Бундестага
и равного числа членов, избираемых
народными представительствами
земель, сроком на пять лет. Избрание вновь
на следующих выборах допускается
только один раз. Федеральный президент
представляет Федерацию в международно-
Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе с федеральным канцлером, который избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Федеральный канцлер определяет основные направления политики и несет за них ответственность. При расхождении мнений федеральных министров решает Федеральное правительство. В случае недоверия, выраженного бундестагом канцлеру, президент назначает канцлера, избранного бундестагом. Канцлер может ходатайствовать о доверии. Если доверие не одобрено большинством членов Бундестага, то в течение 21 дня президент может распустить Бундестаг по предложению канцлера. Если избран новый канцлер, право роспуска утрачивается. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр земли или бургомистр города-земли (в Гамбурге и Бремене). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
Судебная
власть. Федеральный конституционный
суд следит за соблюдением конституции.
Также к верховным органам
правосудия относятся Федеральный
суд в Карлсруэ, Федеральный административный
суд в Лейпциге, Федеральный суд
по трудовым спорам, Федеральный общественный
суд и Федеральный финансовый
суд в Мюнхене. Большая часть
судебных разбирательств находится
в ответственности земель. Федеральные
суды в основном занимаются пересмотром
дел и проверяют решения судов
земель на предмет формальной законности.
Индия
Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).[2]
Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.
Судебная
власть трёхступенчата, состоит из
Верховного суда, возглавляемого верховным
судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого
количества нижестоящих судов.
Франция
Президент Республики. Избирается всеобщим голосованием сроком на пять лет. Президент следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров. Президент ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их. Исполнительные функции. Председательствует на заседаниях правительства. Президент назначает премьер-министра, прекращает исполнение его функций по заявлению последнего об отставке правительства. По представлению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Назначает на гражданские и военные государственные должности. Президент является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.
Исполнительная
власть. Правительство определяет и
проводит политику нации. Оно ответственно
перед парламентом на условиях и
в соответствии с процедурами. Премьер-министр
руководит деятельностью
Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание. Парламент собирается на внеочередную сессию по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии открываются и закрываются декретом президента.