Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:27, реферат
Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.
Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Государство - центральный элемент политической системы……....5
3. Принцип разделения государственной власти………………………..9
4. Заключение………………………………………………………………..14
5. Список литературы……………………………………………………...16
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………
2. Государство - центральный элемент политической системы……....5
3. Принцип разделения государственной власти………………………..9
4.
Заключение……………………………………………………
5.
Список литературы…………………………………
Введение
Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.
Государство
выступает как единственная организация,
которая объединяет всех без исключения
граждан, оно официальный представитель
общества в целом. Оно обладает монопольным
правом издания законов и установления
общеобязательных для исполнения актов
(правил поведения). Государство интегрирует
общество в единое целое, независимо
от различия интересов и потребностей
отдельных групп и слоев
Ключевая
роль государства в политической
системе обусловлена
Центральным элементом политической системы служит ГОСУДАРСТВО, именно оно осуществляет ее главную функцию - авторитарное распределение ценностей. Выделим его наиболее существенные признаки.
Во-первых, это способность интеграции общества при наличии социальных различий, вызываемой ими борьбы интересов. Государство действует прежде всего в сфере всеобщих интересов. Если оно выходит из этой сферы, то перестает быть и государством, не выполняет своей функции авторитетной регуляции социальных отношений.
Во-вторых, государство - это орган власти, социального принуждения, активно использующий санкции - поощрения и наказание.
В-третьих, среди этих норм особое значение государство придает праву, законам.
В-четвертых, это публичный характер государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.
В-пятых, государство действует в рамках специфического и четко ограниченного политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и пределы человеческие: оно охватывает граждан - членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности.
По
форме ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
- организации составных частей -
государства бывают едиными (унитарными),
федеративными и
Важной
характеристикой государства
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
Государство - центральный
элемент политической
системы
Политическую
систему определяют как систему
ценностей и публичных
1) институциональной
(государство, политические
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции и т. д.);
3) функциональной
(методы политической
4) идеологической (политическое сознание, господствующая в данном обществе идеология).
Разделяя такой подход к представлению состава политической системы, необходимо выделить следующие ее компоненты:
1) политическая
структура - совокупность политических
организаций, институтов и
2) политические
и правовые нормы,
3) политическая
деятельность, включающая разнообразные
виды действий людей,
4) политическое
сознание и такие его
Центральным элементом политической системы служит ГОСУДАРСТВО, именно оно осуществляет ее главную функцию - авторитарное распределение ценностей. Выделим его наиболее существенные признаки.
Во-первых, это способность интеграции общества при наличии социальных различий, вызываемой ими борьбы интересов. Государство действует прежде всего в сфере всеобщих интересов. Если оно выходит из этой сферы, то перестает быть и государством, не выполняет своей функции авторитетной регуляции социальных отношений.
Во-вторых, государство - это орган власти, социального принуждения, активно использующий санкции - поощрения и наказание.
В-третьих, среди этих норм особое значение государство придает праву, законам.
В-четвертых, это публичный характер государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.
В-пятых, государство действует в рамках специфического и четко ограниченного политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и пределы человеческие: оно охватывает граждан - членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности.
По ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ, т.е. по способу организации верховной власти государства могут быть республиками - иметь выборные органы власти и монархиями - иметь единовластного верховного главу.
По
форме ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
- организации составных частей -
государства бывают едиными (унитарными),
федеративными и
Важной
характеристикой государства
МОНАРХИЧЕСКАЯ форма правления. Монархия - это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и т.п.).
Число
монархий в мире велико: если считать
в их числе членов британского
Содружества, в которых британский
монарх представлен генерал-
Общая
тенденция развития свидетельствует
о переходе от монархии к республике
как более демократической
Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальные структуры. Поэтому монархию принято подразделять на три вида: абсолютную, дуалистическую и парламентарную.
Абсолютная монархия до сих пор существует в нескольких странах (Оман, Бахрейн, Катар и др.) Особое значение в системе управления этих стран имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых особо почитаемых знатоков Корана. Светская власть короля обычно соединяется с духовной.
В
дуалистических монархиях есть конституция
(нередко дарованная народу монархом),
парламент, без участия которого
законы не могут приниматься. Однако
правительство назначается
В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правительство формируется лидером партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-министром.
ПОНЯТИЕ
РЕСПУБЛИКИ. Республика - форма правления,
при которой главой государства
является президент, избираемый на определенный
срок из числа граждан, обладающих необходимыми
"квалификациями" (определенный возраст,
рождение в данной стране и др.). Есть
и иные искаженные формы республики
когда президент не избирается гражданами,
а провозглашается таковым
Президентская
республика. В президентской республике
президент, как правило, избирается
независимо от парламента. Он назначает
министров (США. Бразилия) и в этом
случае отдельного от президента правительства
нет, т. е. президент является главой
исполнительной власти. В некоторых
президентских республиках он может
назначать также и премьер-
В президентской республике осуществляется жесткое разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия.
Вследствие
особой роли главы государства, концентрации
в его руках больших полномочий
отдельные страны Латинской Америки
давно получили название суперпрезидентских
республик. В них президенты являлись
руководителями единственной легальной,
а то и вообще единственной партии,
провозглашенной конституцией в
тех или иных формулировках руководящей
силой общества и государства. Президенты
были главными идеологами страны, создателями
официально провозглашенной обязательной
идеологии. Особой формой суперпрезидентской
республики является такая форма правления,
которая устанавливается в результате
военных переворотов.