Государство как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:11, доклад

Описание работы

Общество объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.
Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе.

Работа содержит 1 файл

Государство как политический институт.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Классическим  образцом полупрезидентской республики  является Франция. В ней президент  и парламент избираются независимо  друг от друга. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. А так же правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

     Президент  без согласования с парламентом,  но, учитывая  расклад в нем  политических сил, назначает   главу правительства, вместе с  которым они формируют кабинет  министров. Глава государства  председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а так же с помощью вынесения ему вотума недоверия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами. Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения - еще одним существенным свойством государства. С точки зрения государственного устройства, государство можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

3.1 Унитарное государство.

Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации. Большинство национальных государств сформировались, как унитарные. Таковыми были все абсолютистские монархии Европы и все восточные деспотии.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.

Унитарная форма характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам, могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Они не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Население унитарного государства  имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные  образования собственного гражданства не имеют. Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая конституция - основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Также, действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

3.2. Федеративное государство.

Во многих странах  современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. К их числу относятся  Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Индия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, США, ФРГ и др. А также федеративный путь государственного обустройства избрала и Россия, точнее Российская Федерация.

Федерация представляет собой союзное государство, состоящее  из множества или нескольких государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство успешно сочетает в себе преимущества государственного единства и централизованной власти со сбалансированной самостоятельностью членов. Федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовка оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам. Члены федерации – соучастники общегосударственного суверенитета – фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.

В современной юридической  теории принято выделять несколько  разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

3.3. Конфедерация.

Конфедерация представляет собой «союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей». Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Формы территориального устройства и формы правления  влияют на строение законодательной  и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сделать вывод, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом. Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни. Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

 

Список использованной литературы

  1. Гаджиев, К.С. Политология (базовый курс): учебник . – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 505 с. – (Основы наук).
  2. Государство, как политический институт. Политология и политика

http://gospolit.ru/?p=356

  1. Политические институты

http://gtrubnik.narod.ru/u10.htm

  1. Политология

http://www.tspu.tula.ru/res/other/politolog/lec8.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государство как политический институт