Автор: s*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 03:35, реферат
Правовой институт государственной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы.
Правовой институт государственной службы – это система правовых норм, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедур его реализации, а также механизма прохождения государственной службы.
Большинство российских ученых-правоведов справедливо полагают, что правовой институт государственной службы имеет публичную природу (так как основан на общих, а не на частных и личных интересах). Вот что, например, пишет по этому поводу Н.М. Казанцев: «Государственная служба, будучи сформирована как публично-правовой институт, доставляет и государству свойства публично-правового института. Если же государственная служба урегулирована исключительно как институт гражданско-правовых отношений, на основе контрактов и трудовых договоров между руководителями государственных органов и гражданами, поступившими на службу, то и само государство перестает быть публично-правовым институтом, становится своего рода частной корпорацией, принадлежащей по очереди то одним, то другим всенародно избранным политикам в течение срока их полномочий, поворачивающих государственный руль до упора то влево, то вправо». Вот почему диспозитивный (дозволительный) режим регулирования государственной службы нормами трудового права не соответствует публично-правовой природе этого института, не учитывает неравный статус субъектов права – государства и государственного служащего. Для государственной службы характерен императивный (разрешительный) режим правового регулирования, который определяется принципом – разрешено только то, что прямо указано в законе.
В
этой связи государственную службу
можно определить как комплексный
институт публичного права, образуемый
совокупностью норм публичного права
(конституционного, административного,
финансового, уголовного), регулирующих
отношения между государственным служащим
и государством по поводу исполнения обязанностей
по государственной должности, а также
между государственным служащим и гражданином
(обществом в целом).
Публично-правовой институт
— материально-процессуальное единство
юридических норм конституционного, административного,
бюджетного и уголовного права, регулирующих
правовой статус и процесс осуществления
установленного Конституцией предмета
ведения государства. Если в регулировании
института отсутствует материально-процессуальное
единство норм, имеются только материальные
или процессуальные нормы, тогда такой
институт, являясь юридическим институтом
не может быть публично-правовым.
Публично-правовая государственная
служба защищена законом от политически-усмотрительных
реорганизаций, выражается в юрисдикци-онном,
профессионально-правовом статусе государственных
служащих, лишение которого совершается
исключительно в судебном порядке по основаниям,
установленным законом исчерпывающим
образом. Такой статус можно с определенной
долей условности называть пожизненным,
предполагая право увольнения с государственной
службы по собственному желанию, строго
по процедуре, установленной законом,
и с предусмотренными законом правовыми
последствиями и ограничениями для гражданина,
состоявшего ранее на государственной
службе. Государственная служба как и
публичное право в целом, осуществляет
связь права с законодательством, правового
с юридическим, разделений государственной
власти между собой, статуарного и процессуального,
институцион ного с персональным, делоразрешения
и функциоисполнения, целедостижения
и законоосуществления.
Для эффективного функционирования госслужбы необходимы определённые социальные и правовые условия. Так, в демократическом обществе социальную основу составляют прежде всего приоритеты и ценности гражданского общества, правового демократического государства, интересы, права и свободы человека и гражданина (обеспечение и защита прав и свобод личности, верховенство закона, гласность, демократизм службы и т.п.)
Правовую основу госслужбы составляют юридические нормы, принципы, установления, регламентирующие порядок формирования и практики её осуществления. В юридическом смысле госслужба принадлежит к публично правовой сфере, регулирующей общественную, государственную жизнь человека.
Публичное право
гарантирует общее, естественное право
народа, граждан нации на профессиональное
участие в ведении
нанимателем государственного служащего является государство;
- отношения «служащий-государство» носят не частный характер, а публично-властный;
- участники
трудовых отношений на службе
являются не равноправными
- осуществлен
переход от диспозитивного
- государственно-служебные
отношения регулируются не
- служебные
отношения регулируются
Сегодня очень важно
юридически, нормативно закрепить тот
факт, что если госслужба - публично-правовой
институт, то госслужащий вступает в публично-правовые
(не частно-правовые) отношения с государством
посредством индивидуального публичного
акта - присяги (вводилась в России со времен
Петра I).
Как государственная, так и муниципальная служба относятся к инсти-
тутам публичного права. Законодательство предусматривает для муници-
пальных служащих возможность перехода на государственную службу с
включением в стаж государственной службы стажа муниципальной служ-
бы. Поэтому муниципальная служба не отделена от государственной служ-
бы Российской Федерации, но тем немение это два различных направления
службы, что следует из выше приведенного обоснования системы органов
управления.
3.Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней; службы персонала (отделы кадров);
- органы трудовых коллективов: советы трудовых коллективов, производственные советы, общие собрания членов трудовых коллективов;
- кружки качества,
профсоюзы, женские