Государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Власть политическая – определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд).

Содержание

Введение 3
2. Структура власти, ее основные элементы 5
3. Функции политической власти и разделение властей 6
4. Ресурсы и виды власти, их классификация 9
5. Легитимность власти. Соотношение легитимности и эффективности власти 11
6. Соотношение легитимности и эффективности власти 14
7. Государственная власть в Российской федерации 16
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов.

Прежде всего Председатель Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого.

Так, если государственная  дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход — отставка Правительства.

Механизм, заложенный в  Конституции Российской Федерации  для разрешения возможного конфликта  между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов.

Полномочия Президента. Президент Российской Федерации  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим  Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

В России не предусмотрена  парламентская ответственность  главы государства. Это значит, что  парламент не может заставить  Президента уйти в отставку. Но это  не значит, что глава государства  свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

Важнейшей конституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Законодательная власть. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает  все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный  сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

Исполнительная  власть. «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней  политики государства. Статья 114 Конституции  перечисляет полномочия Правительства.

Судебная власть

Это самостоятельная  и независимая сфера публичной  власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел в порядке, установленном процессуальным законом.

Отличительные черты:

- Осуществляется только  судами.

- Имеет полную самостоятельность

-Осуществляется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

- Имеет правоприменительный характер.

- Исключительность –  не допускает возможность вторичного  рассмотрения разрешенных дел.

- Единство судебной  системы РФ.

Организация судебной власти по действующей Конституции РФ осуществляется Федеральными судами и судами субъектов  РФ.

Высшие федеральные  суды: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные) и вспомогательные.

Судебная власть РФ регламентируется ст. 125 «Конституционный суд РФ», ст.126 «Верховный суд РФ», ст.127 «Высший арбитражный суд РФ» Конституции РФ.

 

Заключение

 

Рассмотрев данную тему, можно сделать следующие выводы:

1. Категория власти  является центральным понятием  политической науки. Обобщая различные  подходы к выявлению ее сущности, можно определить власть как один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

2. Структура власти  выглядит следующим образом: субъект,  объект власти, источники, основания  и ресурсы власти. Власть выполняет  в обществе определенные функции:  господства, руководства, регуляции,  контроля, управления, координации,  организации и мобилизации.

3. Механизм власти  имеет сложную иерархическую  структуру, представленную разделением  властей по горизонтали (законодательная,  исполнительная и судебная власть) и вертикали (центральная, региональная  и местная власть).

4. Эффективность власти является одной из ее наиболее важных характеристик, которая показывает степень выполнения ею своих задач и функций. Сама эффективность во многом зависит от легитимности власти, которая в свою очередь определяется взаимоотношениями между управляющими и управляемыми по поводу происхождения, использования и подчинения власти. В отличие от легитимности, которая является феноменом политическим, легальность - юридический феномен: она устанавливается и гарантируется властью, носит исключительно рациональный характер.

 

Список литературы

 

1. Атанян С.В., Визнер  Д. В., Основы государства и  права, 1998 г.

2. Зеркин Д.П., Основы  политологии, 2005 г.

3. Радугин А.А., Политология.  М.,2005 г.

4. Амелин. В. Н. Власть Как Общественное Явление. Социально-Политические Науки. 2006 г.

5. Политология: Учебник  для вузов / Под ред. В.И.Буренко,  В.В.Журавлева. – М.: Издательство  «Экзамен», 2004 г.

6. Теплов Б.И. Теория  власти и властных отношений. 2005 г.

7. Информация с сайта http.piorme.narod.ru/polit.htm

 


Информация о работе Государственная власть