Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:52, контрольная работа
Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.
1. Основные формы государственного правления: значение и разновидности.
2. Основные формы территориально - политического устройства современных государств.
3. Форма государственного устройства и правления современной Беларуси.
Конституционное право является ведущей отраслью права Республики Беларусь и содержит нормы основополагающего характера: общие принципы организации и деятельности для всех государственных органов, место их в системе государства и взаимоотношение между собой. Административное право регулирует управленческие общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственного управления. Административное право детализирует и конкретизирует нормы основополагающего характера применительно к государственным управленческим системам (устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений), определяет механизм их реализации. Имущественные отношения являются главными в сфере административного и гражданского права. В административно-правовых отношениях одна сторона, как правило, наделена государственно-властными полномочиями.
Отдельные стороны деятельности государственного управления регулируются нормами других отраслей права. К примеру, финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. В производственно-хозяйственной сфере право определяет соотношение между мерой труда и мерой вознаграждения за труд, закрепляет дисциплину в деятельности органов управления, регулирует отношения в других отраслях народного хозяйства.
Источниками права являются нормативные акты. Они представляют собой письменные документы, издаваемые органами государственного управления в пределах их компетенции.
В свою очередь, источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права, — это Конституция Республики Беларусь и законы, принимаемые парламентом.
Конституция обладает высшей юридической силой. Для изменения и дополнения Основного закона (Конституции) может быть принят конституционный закон (ст. 137 Конституции Республики Беларусь).
Обычные законы регулируют менее важные общественные отношения. Основные юридические нормы, регулирующие определенную сферу общественных отношений, систематизированные и изложенные в логической последовательности, объединяются в кодексы (Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.).
Законы дополняют декреты
Все другие нормативные акты, издаваемые в Республике Беларусь, являются подзаконными. Они именуются так потому, что должны соответствовать закону и не противоречить ему. К подзаконным относятся:
-указы и распоряжения
-постановления палат
-постановления и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь;
-приказы и инструкции
-регламенты палат Парламента Республики Беларусь;
-заключения Конституционного
-решения местных органов
-акты международного права (
-нормативные акты, принятые в рамках СНГ;
-законы и другие нормативные акты, принятые в рамках СССР (в части, не противоречащей Конституции и законам Республики Беларусь);
-акты, издаваемые в порядке
Нормативный характер носят также
приказы, положения и инструкции,
издаваемые на предприятиях для регулирования
отношений, складывающихся в процессе
производственно-хозяйственной
Важное место в механизме
правового регулирования
Сущность законности состоит в
единообразном понимании и
Государственный контроль осуществляется всеми государственными органами. Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту Республики Беларусь как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президентский контроль в сфере управления вытекает из его конституционных контрольных полномочий и осуществляется в форме непосредственного контроля (в области подбора и расстановки кадров на республиканском уровне и президентской вертикали) или через соответствующие президентские структуры.
Конституция РБ провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Провозглашение нашего государства социальным означает то, что оно проводит справедливую политику по отношению ко всем слоям населения.
Республика Беларусь - унитарное государство,
которое подразделяется на административно-
а) в границах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;
б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).
Вся территория РБ подразделена на несколько АТЕ:
- Области.
- Районы.
- Сельские советы.
- Города трех типов: г. Минск, города областного подчинения, города районного подчинения.
- Поселки городского типа 3 видов: городские, курортные, рабочие.
АТЕ Республики Беларусь образуются по определенным принципам, в том числе — примерное равенство размеров территории и численности населения АТЕ. Деление территории государства на определенные части осуществляется в целях:
-эффективной организации
-обеспечения законности и
-реализации прав, свобод и законных интересов;
-взимания налогов;
-учета населения;
-учета природных ресурсов;
-формирования избирательных
Согласно Конституции РБ, государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент Республики Беларусь, избираемый населением на 5 лет.
Все остальные положения, касающиеся основ конституционного строя, условно можно разделить на 4 группы:
1. Экономические основы являются базой любого государства, так как экономическая база общества означает наличие экономических возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Согласно ст.13 Конституции РБ, собственность в нашей республике может быть либо государственной, либо частной. Причем, как и прежде, недра, леса, воды составляют собственность государства. Вопрос о продаже земли был вынесен на референдум 1996 г. Абсолютное большинство граждан Беларуси проголосовало против.
2. Политические основы вытекают из необходимости организации деятельности власти по реализации основных функций государства. К примеру, демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Деятельность партий, других общественных объединений регулируется Законами «О политических партиях» (1994 г.), «Об общественных объединениях» (1994 г.). Все партии подлежат регистрации в Министерстве юстиции РБ.
3. Социальные основы включают
принципы равенства перед
4. Духовные основы. Духовно-идеологическая
подсистема общества
Литература:
Информация о работе Формы правления и территориально-политического устройства современных государств