Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:45, контрольная работа
Появление понятия «демократия» относится к античным временам. Происхождение его - греческое; оно возникло, с одной стороны, как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как оппозиция терминам «аристократия», «монархия», «тирания». Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т.е. народовластие. Именно это содержание «демократии» было закреплено в ряде теоретических работ, составляющих гордость греческой политической мысли, прежде всего у Аристотеля, по мнению которого «демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках».
1. Понятие демократии
2. Сущность демократии как политического строя.
3. Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии.
I. ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
1. Понятие демократии
2. Сущность демократии как политического строя.
3. Свобода
и ответственность как
1. Появление понятия «демократия» относится к античным временам. Происхождение его - греческое; оно возникло, с одной стороны, как название конкретной политической практики ряда греческих городов и, с другой стороны, как оппозиция терминам «аристократия», «монархия», «тирания». Термин «демократия» состоит из двух слов: демос – народ и кратос – власть, т.е. народовластие. Именно это содержание «демократии» было закреплено в ряде теоретических работ, составляющих гордость греческой политической мысли, прежде всего у Аристотеля, по мнению которого «демократией нужно считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, будут иметь верховную власть в своих руках».
В современной политологии термин «демократия» имеет несколько значений. Во-первых, под демократией понимают то же самое, что и древние греки, т.е. такую систему правления, где народ сам осуществляет властные функции. Это так называемая непосредственная демократия, при которой граждане лично и добровольно принимают периодическое участие в принятии основных решений на народных собраниях, массовых митингах или во время референдумов. Эта классическая модель демократии крайне редко получала практическую реализацию, и «чистой» формы правления, где власть принадлежала бы только одному народу, нигде в мире не существует.
Во-вторых, термин «демократия» используется для обозначения такой формы государственно-политического устройства, которая является выборной и характеризуется разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. В этом значении демократия представляет собой не власть народа, а власть с согласия народа (народ – источник власти) и называется представительной, поскольку народ осуществляет свою власть не непосредственно, не прямо, а опосредованно, т.е. передает ее путем всеобщих выборов тем органам и лицам, которые выступают и действуют от его имени.
В–третьих, демократию сегодня рассматривают не только как разновидность государственно-политического устройства общества, но и как основной способ организации, упорядочения и регулирования отношений между всеми элементами социальной структуры общества по поводу их воспроизводства и удовлетворения политических интересов. Речь идет о политическом процессе, в котором властные государственные структуры проявляют одинаковую заботу о всех членах общества без исключения. В этом процессе велика роль властной процедуры как реального механизма осуществления принципов свободы и равенства.
В-четвертых,
демократическим называют общество
или общественное устройство, основанное
на определенной системе ценностей
(демократическом идеале), к которым
относятся свобода и
С древних времен существуют два главных подхода в толковании демократии: нормативный (преобладал вплоть до ХХ века) и описательно-эмпирический. Нормативный предполагает конструирование идеальной модели демократии и анализ путей осуществления демократического идеала. Второй, описательно-эмпирический подход, абстрагируется от идеалов и анализирует демократию в том виде, в каком она существует в действительности. В соответствии с эмпирически выявленными свойствами уточняется, а порою и пересматривается понятие демократии и ее теория. В большинстве концепций о демократии эти два подхода тесно переплетаются. Теории демократии различаются в зависимости от того, кто имеет приоритет и является основным субъектом в осуществлении власти – личность, социальная группа или народ как целостная общность.
Коллективистские теории исходят из следующих принципиальных положений:
- принадлежность
всей власти народу или
- гомогенность (однородность) народа по своему составу, устраняющая почву для конфликтов между индивидами и государством;
- отсутствие
частных интересов (есть
- неограниченность
власти большинства, которая
Индивидуалистические концепции в отличие от коллективистских теорий демократии выделяют личность из общества и государства: а) личность признается главным источником власти; б) права личности приоритетны над правами государства; г) индивидуальная свобода понимается как отсутствие ограничений; д) сфера деятельности государства ограничивается преимущественно охраной общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.
Эти теория чрезмерно завышают роль личности и ее свободы в политической жизни общества, что в реальности приводит к углублению социального неравенства и нарастанию социальных конфликтов, а также не позволяет увидеть главного субъекта реальной политической жизни – группу.
Сторонники
теории «плюралистической демократии»
отрицают прежде всего классовое содержание
политической власти и в качестве реального
творца политики выделяют социальную
группу. Именно в группе, а также в межгрупповых
отношениях формируются интересы, ценностные
ориентации и мотивы политической деятельности
индивида. С помощью социальной группы
личность получает возможность политического
выражения и защиты своих интересов.
2. Вопрос о демократии по своей природе является в первую очередь политическим вопросом, ибо непосредственно связан с вопросом о политической власти, политической системе общества, о государстве. Реальная демократия нигде и никогда не существовала без государства. Поэтому демократия, понимаемая как отсутствие государства («подлинное народовластие»), представляет собой, по крайней мере в обозримой перспективе, утопический идеал. Реальная демократия в лучшем случае – правовое государство. Если государство представляет собой организационный способ осуществления политической власти, то правовое государство осуществляет политическую власть на основании обязательных правил, каковыми являются правовые нормы. В этом случае государственная власть есть олицетворение правопорядка, пределы которого всегда легитимированы (узаконены) либо конституцией, либо вековой традицией, либо обычаями и основанном на них мировоззрении (культурой). Демократические государства – современные, а также существовавшие когда-либо в истории – глубоко различаются, но все же имеют общие сущностные черты с точки зрения осуществления народом своей политической воли в форме прямой, представительной либо плюралистической демократии.
Прямая
(непосредственная) демократия отличается
тем, что все население
В современных развитых обществах непосредственная демократия осуществляется в следующих основных формах:
- всенародное
обсуждение проектов законов
и других государственных
- прямые выборы гражданами депутатов, руководителей государства и местных органов власти;
- участие трудящихся в контроле за деятельностью администрации и в решении проблем трудового коллектива;
- отчеты
должностных лиц перед
- осуществление
приема должностными лицами
- рассмотрение
органами управления и
- участие
населения в общественном
Представительная демократия существует во многих современных странах и базируется на следующих исходных принципах:
- Народное
представительство. Граждане
- Закон большинства. Если правительство является органом, выражающем волю народа, то при решении любого важного вопроса полное согласие, как правило, недостижимо, так как народ состоит из множества социальных групп, интересы которых часто не только не совпадают, но даже противоречат друг другу. Самый простой способ определения народной воли – использование закона большинства, согласно которому в случае возникновения разногласий за основу государственной политики берется проект, получивший поддержку наибольшего числа законодателей.
- Право
на несогласие и неповиновение.
- Поддержка
правительства народом. Это
- Политическое равенство. В демократическом обществе каждый гражданин имеет равное право принимать участие в деятельности властных структур и выставлять свою кандидатуру на выборах. Критики демократии отмечают, что политическое равенство лишь декларируется, так как участие в деятельности властных структур ограничено материальными, образовательными, религиозными и т.п. факторами и фактически недоступно для большинства граждан. На современном этапе развития демократии политическое равенство следует рассматривать прежде всего с точки зрения наличия политической конкуренции, которая предполагает возможность выбора разных политических курсов и политических программ.
- Наличие
оппозиции. Соблюдение этого
Плюралистическая
демократия представляет собой разновидность
демократического процесса, сущность
которого заключается в том, что
с возникновением множества различных
политических ассоциаций (групп давления),
усиливаются возможности