Режим
тоталитарной власти в отличие от
авторитаризма оказывается внеполитическим
образованием — в эпоху тоталитаризма
политические отношения и институты в
обществе, по существу, исчезают или становятся
формально-декоративными. Организация
тоталитарной власти имеет иерархический
характер: вверху пирамиды находится вождь,
обладающий абсолютной, ничем не ограниченной
властью; внизу — массы, столь же абсолютно
ему подвластные. Такая организация власти
формально сходна с авторитаризмом. В
действительности же тоталитарная власть
неделима на уровни: на любом уровне социальной
иерархии индивид, обладая властью, обладал
тем самым абсолютной властью над вверенным
ему «объектом»9.
Различие
было именно в объекте приложения
власти, но не в ее характере. Например,
любой начальник районного масштаба
обладал всеми атрибутами власти
— партийной, хозяйственной, судебной,
карательной и т.п. Поэтому для функционирования
тоталитарной власти не нужно было принуждения,
идущего сверху вниз: тоталитарный индивид
добровольно подчинялся вышестоящему,
получая в обмен на покорность возможность
абсолютной власти «на своем месте». Можно
сказать, что ограничения в структуре
тоталитарной власти вытекали из пересечения
индивидуальных властей, что создавало
непрерывное и постоянное напряжение
во всех узлах системы и было источником
энергии, питавшей существование этой
системы.
Основные
моменты различия тоталитарного
и авторитарного режимов в следующем10:
1.
Наиболее серьезный момент связан
с пониманием цели, «исторической
миссии» данного режима, будь
то доктрина «расового превосходства»,
специфические национально-имперские
идеи или какие-то другие. Можно
сказать, что тоталитаризмом на первых
порах двигала та или иная утопическая
мечта, направленная против либеральной
демократии, капиталистической экономической
системы и в какой то мере отвечавшая чаяниями
большинства населения страны. Подвижники
тоталитарного идеала рассматривали его
как прообраз будущего миропорядка. Поэтому
тоталитаризм не только ориентирован
«вовнутрь», т.е. на создание совершенного
общества в какой-либо отдельной стране,
но и пытается реализовать свои потенции
«вовне», т.е. распостранить аналогичный
своему общественный строй на другие страны,
и в этом он, пожалуй, мало чем отличается
от некоторых нынешних демократий.
Авторитарные
государства в подавляющем большинстве
случаев не ставят перед собой
задачу полного преодоления предшествующего
социального строя. Военные хунты в Латинской
Америке обычно приходили к власти под
лозунгами сохранения утвердившегося
порядка, избавления от реальной или мнимой
угрозы его изменения. Авторитаризм склоняется
к идее органичного развития, под которым
часто скрывается желание воспрепятствовать
вообще всяким заметным изменениям.
2.Другой
признак, по которому различаются
тоталитарные и авторитарные
системы, заключается в неодинаковой
степени регламентации различных
аспектов общественной жизни
в них. Тоталитаризм стремится
реализовать утопический идеал во всех
сферах общественной жиизни. В результате
предполагается не только создание и пропаганда
новой системы ценностей, но и формирование
такого политизированного человека, индивидуальность
которого должна быть подчинена коллективности,
растворена в ней. Для авторитаризма, напротив,
характерна намеренная деполитизация
масс, их довольно слабая политическая
информированность.
3.
Зачастую при авторитаризме формально
существуют парламент, партии, разделение
властей и другие атрибуты демократии:
гражданское общество не полностью поглощено
государством, и возможно даже «дозированное
инакомыслие». Диктатура может признавать
или терпеть определенные социальные
конфликты. При ней продолжает существовать
целый ряд влиятельных в политическом
отношении групп давления (государственная
бюрократия, военные, крупная буржуазия
и т.д.), которые, защищая свои интересы,
прежде всего экономические, могут блокировать
принятие неугодных им решений.
4.
Авторитарные диктатуры предпочитают
сохранять традиционные классовые, сословные
или племенные перегородки, которые тоталитаризму
чужды. Тоталитаризм в период становления
в соответствии со своим утопическим идеалом
разрушает прежнюю социальную структуру,
разрывает традиционные социальные связи,
ликвидирует сложившуюся прежде социальную
дифференциацию, т.е. «превращает классы
в массы».
Это
одновременно порождает огромный слой
людей, утративших свои социальные корни
и готовых следовать за новыми
вождями, которым они безоговорочно
доверяют. Тоталитарные режимы активно
вторгаются в экономическую сферу либо
устанавливая над ней строгий контроль,
либо подвергая её полному или почти полному
огосударствлению11.
5.
Многие авторитарные режимы стремились
сохранить прежний социально-экономический
уклад. Латиноамериканские хунты, например,
подходили к делу довольно прагматично.
Военные академии в Бразилии и в Перу давали
своим выпускникам не только военные знания;
они включали в программу обучения и курсы
экономической науки, управления, основы
социологии и т.д. Это позволяло им трезво
оценивать преимущества той или иной системы
хозяйствования. И, захватывая власть,
военные оставались скорее контролерами,
чем специалистами. Они весьма осторожно
относились к экономическим процессам,
а непосредственное управление ими, как
правило, поручали специалистам из гражданских
лиц. В противоположность тоталитарным
диктатурам такие авторитарные режимы,
как например, в Южной Корее, на Тайване,
оказались достаточно эффективными в
экономическом отношении.
6.
Еще одно различие между тоталитаризмом
и авторитаризмом заключается в самой
структуре власти. В тоталитарной системе
центром власти является одна партия,
и партийные органы пронизывают весь государственный
аппарат, общественные организации и производственные
структуры. Решения партийных органов
служат руководством к деятельности для
всех остальных центров власти, а также
для армии и службы внутренней безопасности.
7.
В авторитарных диктатурах государство
обладает высшей ценностью, являясь
средоточием властных функций.
Само государство подчиняется в своей
деятельности своду норм, зафиксированных
в законодательных кодексах их стран,
и по своей сути призвано осуществлять
не рпрессивную, а управленческую функцию.
Безусловно, факты коррупции и прямого
здоупотребления законом в авторитарных
государствах более чем часты, но идея
государства как надклассового верховного
арбитра, которое в случае необходимости
может силой прекращать социальное противостояние,
очень живуча.
8.
Еще одно из отличий авторитаризма
от тоталитаризма заключается в
том, какую роль играют в обоих режимах
репресии. В период зарождения, становления
и господства тоталитарная диктатура
осуществляет системаический террор по
отношению к своим противникам легально
и организованно. Он проводится секретной
службой безопасности, значение которой
со временем возрастает настолько, что
она пытается соперничать с правящей партией
за власть.
9.
Авторитарный режим также имеет
тайную полицию, которая часто
попирает закон и терроризирует
противников режима. Но массовые
узаконенные репрессии с созданием
специальных лагерей авторитаризму, как
правило не свойственны.
Авторитарные
диктаторы обычно применяют тактику
избирательного террора, направленного
на устранение или запугивание оппозиционных
депутатов, видных общественных деятелей,
несогласных с политикой режима, и т.д.
Чаще всего с ослаблением репрессий начинают
расти и набирать вес в обществе, в политической
борьбе оппозиционные силы, и тоталитаризм
постепенно перерастает в авторитаризм12.
Конечно,
отмеченные различия между диктатурами
тоталитарного и авторитарного типов
не следует абсолютизировать. Многие режимы
являются как бы промежуточными между
ними и объединяют признаки разных типов
в силу особенностей своего политического
опыта. Целый ряд стран в наши дни совершает
переход от диктатуры к демократии и с
трудом поддается однозначному определению
согласно принятой в современной политологии
классификации.
Заключение
Историческая
закономерность такова, что тоталитарно-авторитарные
режимы устанавливаются в тех
странах, которые задержались с социально-экономической
модернизацией и которым приходится проводить
её крайними, чрезвычайными методами.
Эти режимы характерны для стран среднего
уровня развития, вступивших в индустриальную
цивилизацию тогда, когда страны «первого
эшелона» капитализма переживали уже
стадию расцвета.
Характер
политического режима (буржуазно-демократический,
авторитарный) зависит, прежде всего, от
масштабов капиталистического пространства
и степени развития демократии. Если
это пространство большое, стабильное,
как в развитых индустриальных странах,
то буржуазно- демократический режим сильный,
стабильный, а у оппозиционных ему сил
нет повода устанавливать альтернативную
систему власти, ибо базовая система функционирует
в основном эффективно. В странах развитого
капитализма крайне оппозиционные силы
маргинальны, находятся на обочине политической
системы и не могут претендовать на ведущую
роль в ней. В этих странах в принципе невозможно
установление тоталитарно-авторитарных
режимов, хотя иногда в кризисные моменты
могут появляться харизматические личности
вождистского типа, выводящие страну из
кризиса, но их появление не разрушает
существующую систему и структуру власти,
а наоборот, укрепляет её.
Установление
тоталитарно-авторитарных режимов
означало отказ от ценностей либерально-демократической
системы, но эта система не могла эффективно
функционировать в странах запоздалого
развития капитализма из-за отсутствия
необходимой социально-экономической
базы и принимала здесь рахитичные, неразвитые
псевдопарламентские формы.