Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:31, реферат
В конце 30-х в СССР была создана мощная научно-производственная база, способная проектировать и производить большое количество машин разных типов. В 1940 году на авиацию было истрачено 40% советского военного бюджета, а общее число авиазаводов возросло на 75%. В результате, в июне 1941 года производственная база была в полтора раза больше немецкой.
Сошина Анастасия, студентка 2 курса
политехнического техникума СПбГУСЭ
В
конце 30-х в СССР была создана
мощная научно-производственная база,
способная проектировать и
До сих пор нет единого мнения о количественном
составе советских ВВС на момент начала
войны. Называются цифры по общему количеству
боевых самолетов 17500-20000, из них на западной
границе находился 9261 самолет (В.С. Шумихин
"Советская военная авиация 1917-1941").
- в Ленинградском ВО (24 авиаполка): 1270
- в Прибалтийском ВО (19 авиаполков): 1140
- в Западном особом ВО (29 авиаполков):
более 1500
- в Киевском особом ВО (32 авиаполка): 1672
- в Одесском ВО (15 авиаполков): 950
- в Дальнебомбардировочной авиации: 1346
- в ВВС Балтийского, Черноморского и северного
флотов: 1338
Из общего числа боевых самолетов 53,4%
были истребителями, 41,2% - бомбардировщиками,
3,2% - самолетами-разведчиками и 0,2% - штурмовиками.
Около 80% всех самолетов относились к более
старым типам (И-15, И-16, СБ, ТБ-3, ДБ-3 и Р-5).
С появлением новых самолетов в начале
1941 года, общее число типов машин составило
27, из которых 7 являлись модернизированными
версиями (типов бомб насчитывалось 86).
Все это многообразие типов затрудняло
снабжение и усложняло организацию и применение
воздушные частей.
Новые истребители построили, не так уж
и мало (1309 МиГ-1 и МиГ-3, 399 Як-1 и 322 Як-3, всего
2030), но они еще не были в достаточной степени
освоены личным составом.
Сравнение ВВС и Люфтваффе на 22 июня не
может быть сделано, исходя просто из числа
машин, что означало бы более чем двукратное
превосходство ВВС. Следует учитывать
необеспеченность экипажами и не боеспособность
части самолетов. Наиболее важным было
немецкое превосходство в качестве самолетов
и подготовке экипажей. Немецкие самолеты
превосходили наши с точки зрения летных
характеристик и огневой мощи. Обширный,
почти двухлетний боевой опыт немецких
пилотов предрешил большинство воздушных
поединков. Качественное превосходство
немцев дополнялось организационными
преимуществами.
В
то время как советские
На 31 декабря 1941 г. боевые
потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.
Признавая мужество
и доблесть советских летчиков того времени,
преклоняясь перед их подвигом и самопожертвованием,
нельзя не признать тот факт, что СССР
удалось возродить свои ВВС после катастрофы
1941 года исключительно за счет громадных
людских ресурсов, передислокации почти
всей авиационной промышленности в районы
недосягаемые для немецкой авиации и тем,
что в первые месяцы войны ВВС потеряли
в основном технику, а не летный и технический
составы. Именно они и стали основой возрождаемых
ВВС.
В 1941 году советская
авиапромышленность передала фронту 7081
истребитель, а союзники поставили 730 истребителей.
На 1 января 1942 года на
вооружении ВВС РККА состояло 12000 самолетов.
из них 5400 боевых.
В первой половине 1942
г. в боевом составе истребительной авиации
были следующие типы самолетов отечественного
производства: И-153 (18% от общего количества),
И-16 (28%), МиГ-3 (23,9%), ЛаГГ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).
Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники
неуклонно возрастал. Если в первом квартале
среднемесячное производство боевых самолетов
составлял 1100 машин, то во втором квартале
— 1700. Всего за первое полугодие было выпущено
9744 самолета, из них 8268 боевых. Выпуск самолетов
во втором полугодии выглядел следующим
образом: июль — 2224 (всего)/1835 (боевых),
август - 2492/2098, сентябрь - 2672/ 2286, октябрь
— 2839/2462, ноябрь -2634/2268, декабрь - 2831/2464.
В течение 1942 г. советская авиапромышленность
выпустила 9918 истребителей, а немецкая
— 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники
поставили советским ВВС 1815 истребителей.
Огромную роль в решающих
Вот лишь немногие из тех, кто совершил подвиг, а в некоторых случаях и отдал жизнь за то, чтобы мы жили:
Иван Никитович Кожеду́б родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, ныне Шосткинского района Сумской области, в семье крестьянина.
Окончил неполную среднюю школу и химико - технологический техникум. В 1939 году в аэроклубе освоил У-2. С 1940 года в Красной Армии.
На следующий год учился в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, летал на Ут-2 и И-16. Как один из лучших курсантов был оставлен на должности лётчика - инструктора. С марта 1943 года старший сержант И.Н. Кожедуб в действующей армии. По сентябрь 1944 года служил в 240-м ИАП ( 178-м Гвардейском ИАП ); по май 1945 года - в 176-м Гвардейском ИАП. К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника. 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. К середине 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48. 19 августа 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". Всего совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 62 самолёта противника. 18 августа 1945 года награждён третьей медалью "Золотая Звезда". После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию. В период Корейской войны 1950 - 1953 годов командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1971 года в центральном аппарате ВВС, с 1978 года - в Группе генеральной инспекции Министерства Обороны СССР. Маршал авиации, Депутат Верховного Совета СССР 2 - 5-го созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Автор книг - "Служу Родине", "Праздник победы", "Верность Отчизне". Умер 8 августа 1991 года. Награждён орденами: Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( семь ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.
Алекса́ндр Ива́нович Покры́шкин родился
6 марта 1913 года в городе Новониколаевске
( ныне Новосибирск ), в семье рабочего.
Окончил 7 классов, работал слесарем на
заводе. С 1932 года в рядах Красной Армии.
В 1933 году окончил Пермскую школу авиационных
техников, в 1939 году - Качинскую военную
авиационную школу лётчиков. С июня 1941
года старший лейтенант А. И. Покрышкин
в действующей армии. По февраль 1944 года
сражался в составе 55-го ИАП ( 16-го Гвардейского
ИАП ); с апреля 1944 года по май 1945 года -
в Управлении 9-й Гвардейской ИАД. Летал
на МиГ-3, И-16, Як-1, "Аэрокобре".
К апрелю 1943 года командир эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) капитан А. И. Покрышкин совершил 354 боевых вылета, провёл 54 воздушных боя, сбил 13 вражеских самолётов лично и 6 - в группе. 24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых к июлю 1943 года самолётов противника командир эскадрильи того же полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия ) Гвардии майор А.И. Покрышкин награждён второй медалью "Золотая Звезда". 19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 года в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолёта противника, исполняющий должность командира 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( той же дивизии, 8-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии подполковник А.И. Покрышкин первым в стране награждён третьей медалью "Золотая Звезда". После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. В 1948 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, в 1968 - 1971 годах заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1972 года - Маршал Авиации. В 1972 - 1981 годах председатель ЦК ДОСААФ СССР. С 1981 года - в Группе генеральной инспекции МО СССР. Денутат Верховного Совета СССР 2 - 10 созывов. Член Президиума Верховного Совета СССР в 1979 - 1984 годов. Умер 13 ноября 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В одном из частных авиационных музеев Франции находится его фронтовая "Аэрокобра", в Музее Великой Отечественной войны в Кишинёве стоит МиГ-17, на котором Покрышкин летал в послевоенное время. Автор книг: "Крылья истребителя", "Твоя почётная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою", "Тактика истребительной авиации". Награждён орденами: Ленина ( шесть ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 2-й степени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями и иностранными орденами. На родине Героя установлен бронзовый бюст. Почётный гражданин Новосибирска, где одна из улиц носит его имя.
Николай Дмитриевич Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайская, ныне город Аксай Ростовской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Некоторое время работал слесарем на одном из Ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 году.
С
июля 1942 года лейтенант Н.Д. Гулаев в
действующей армии. По май 1942 года служил
в 423-м ИАП; по январь 1943 года - в 487-м ИАП;
с февраля по август 1944 года - в 27-м ИАП
( 129-м Гвардейскм ИАП ). К июлю 1943 года заместитель
командира эскадрильи 27-го истребительного
авиационного полка ПВО ( 205-я истребительная
авиационная дивизия, 7-й истребительный
авиационный корпус, 2-я Воздушная армия,
Воронежский фронт ) старший лейтенант
Н.Д. Гулаев совершил 95 боевых вылетов,
уничтожил лично 13 самолётов противника
и 5 в группе с товарищами. 28 сентября 1943
года за мужество и отвагу, проявленные
в боях с врагами, удостоен звания Героя
Советского Союза. 1 июля 1944 года за 125 успешных
боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых
сбито 42 самолёта противника лично и 3
- в группе, командир эскадрильи 129-го Гвардейского
истребительного авиаполка ( 205-я истребительная
авиационная дивизия, 7-й истребительный
авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский
фронт ) Гвардии капитан Н.Д. Гулаев награждён
второй медалью "Золотая Звезда".
После войны был на командных должностях
в Войсках ПВО. Одним из первых освоил
управление реактивным самолётом. В 1950
году окончил Военно - Воздушную инженерную
академию им. Жуковского, а в 1960 - Военную
академию Генерального штаба. В 1956 году
был делегатом XX съезда КПСС. С 1972 года
Генерал - полковник авиации. С 1979 года
- в отставке. Жил в Москве. Умер 27 сентября
1985 года. Награждён орденами: Ленина (дважды),
Октябрьской Революции, Красного Знамени
( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени
( дважды ), Красной Звезды (дважды ; медалями.
Бронзовый бюст установлен на родине,
мемориальная доска - в Ростове - на - Дону.
Список использованной литературы:
Информация о работе Авиация в начале Великой Отечественной Войны