Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:56, реферат
Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Ю.Слюсарь отметил: "Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть авиация - это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики"..
Авиационная промышленность в РФ
1. Место и роль Авиац. пром. в экономике России
Авиационная промышленность — отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.
Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Ю.Слюсарь отметил: "Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть авиация - это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики"..
Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук..
Авиационная промышленность относится к машиностроению. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.
По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)
В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов
Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.
В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.
2. Основные места размещения
Ст.1 Федеральный закон «О государственном регулировании развития авиации» от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ. Авиационная промышленность размещена, как правило, в крупных промышленных центрах, где готовые изделия собираются на головных предприятиях из деталей и узлов. Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение — КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.
Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.
Предприятия по производству авиационных двигателей
Авиастроительные предприятия
вертолетостроительные.
Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Объединенная вертолетостроительная корпорация. Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.
Над ними Ростехнологии, выше Правительство РФ
авиационные двигатели:
Пермь (авиадвигатель, ПМЗ, - гр и воен), Рыбинск (ярославская обл. Рыбинский МЗ), УФА (воен. двиг., Уфимскя МЗ), Самара(Самарское моторное объединение), Казань ( Казанское моторостроительное объединение), Москва (НПО Старун, Моторостроительное производственное объединение салют, КБ им. Гуревича), Омск (машиностроительный завод), С-Питер (Мотростроительное производственное объединение им. Климова), Киров (электромашиностроительный завод)
авиастроительные предприятия:
Иркутск (авиастроительный завод, КБ), Комсомольск на Амуре, Новосибирск, Воронеж (ИЛ 96, 76), Казань, Ульяновск, Москва
Вертолеты
Москва 2 , Кумертау, Казань (3 предприятия), Ростов.
рассказать по процентам
рассказать по процентам продукцию.
3. Основные факторы размещения Авиац. пром.
Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии
Наукоемкость производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий
Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале
Трудоемкость машиностроительны
4. Проблемы и перспективы авиац. пром.
Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:
Острую нехватку финансовых средств,
Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа,
Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,
ослабление кадрового потенциaлa и т.д
Первый этап - "Стабилизационный" (2011-2013 гг.), включает в себя следующие мероприятия:
Второй этап получил название "Рентабельность" (2013-2018 гг.), он подразумевает:
Третий этап - "Самодостаточность", включает в себя продвижение на рынок новых продуктов и модернизацию существующего продуктового ряда.
Партнеры в лице Индии,
Италии и Украины будут являться
основой для создания широкого международного
альянса... В первую очередь с этими
странами мы будем рассматривать
все наши стратегические перспективные
проекты и строить
Существуют оценки, согласно которым в случае объединения российского и украинского авиапрома, самолетостроители двух стран способны образовать третий по значимости — после США и Западной Европы — центр мирового авиастроения[52]. В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан-140.[53] Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК.[
Как видно из выше сказанного, авиационная транспортная система гражданской авиации России включает в себя элементы, относящиеся к различным отраслям экономики государства, требующая совершенствования системы управления развитием и функционированием воздушного транспорта.