Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:01, реферат
В декабре 1992 года на форуме народов Казахстана, посвященного первой годовщине независимости страны Глава государства Н.А. Назарбаев высказал идею о создании Ассамблеи народов Казахстана.
Реальное состояние дел в республике ставит на повестку дня приоритет построения нового тождества на принципах демократии. В Стратегии Ассамблеи народов Казахстана на среднесрочный период выдвигается задача «формирования казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа». Иными словами, на государствообразующий этнос возлагается задача построения такой модели общества, которая давала бы возможность и в дальнейшем сохранять уникальную этносоциальную структуру страны и лелеять мир многообразия в единстве. С другой стороны, парадигма «четкого политического самоопределения личности через осознанный выбор своей Родины», предложенная Н. А. Назарбаевым, знаменует собой окончательный отход от тоталитарной практики советизма.
Строительство
открытого гражданского общества требует
интеграционных усилий этнокультурных
объединений в обеспечении
Мировой опыт не смог предложить готовых рецептов для тех, кто вдруг оказался «некоренным». Когда в западных республиках советской империи все явственнее стало проявляться «деление на чистых и нечистых», стало очевидно, что и европейские модели в улаживании межэтнических напряженностей далеки от совершенства. Казахстанский же образ мышления был просто не в состоянии воспринимать иноплеменников через понятия иммигрантов или иностранной рабочей силы, настолько сильно прижился обычай тамырластыћ, иначе говоря, истинного товарищества, неотягощенного пропагандистским официозом.
Тем не менее, политизация национального вопроса не минула и Казахстан. Пограничные состояния межнациональных отношений, хотя и не поддерживаемые большинством граждан, начинали довлеть при решении почти любой проблемы, с которой сталкивалось молодое государство, лишенное какого-либо опыта самостоятельного плавания. На фоне наращивания процессов демократизации с постсоветской спецификой вопрос о правах граждан разных национальностей для многих стал уже не декларативным, а вполне реальным. В связи с этим Президент республики Н. А. Назарбаев предупреждал: «Способность этноса к образованию государства проявляется прежде всего в его желании и умении жить в согласии с представителями остальных национальностей, постоянно поддерживать такую атмосферу, чтобы все живущие в республике считали Казахстан своей родиной. Иная позиция ведет к тупику».
С началом деятельности национально-культурных центров и Ассамблеи народов Казахстана национальные меньшинства республики (а многие из них — впервые после 70-летней советской эпохи) получили реальную возможность возрождения своего языка, традиций, обучения и воспитания детей на родном языке, развития связей с исторической родиной и зарубежной диаспорой, причем при государственном патронате.
Достаточно
взглянуть на проблему казахского языка.
Прежняя регламентация
Однако,
с другой стороны, на территории республики
к концу ХХ столетия проживало
более 100 национальностей —
И такая формула была найдена: Казахстан — это общность граждан разных национальностей, а не новая этническая общность. Интеграция наших народов основана на сохранении этнической уникальности нашей страны. Формирование принципиально новой модели этносоциальной структуры общества востребовало к жизни и создание каких-то новых социальных институтов, способных адекватно реагировать на запросы всего спектра полиэтнического социума республики. Объясняется это тем, что возрождение этничности и поиск своей идентичности сами по себе являются частью модернизации и взятые вместе ведут к процессам демократизации как в политической, так и в социальной структурах.
Сегодня
казахстанская модель межнационального
и межконфессионального согласия стала
реальностью и отвечает требованиям
развития мирового сообщества. Она
— феномен современной культуры
Евразии, у нее есть будущее, а это — весомое
основание для вхождения Казахстана в
число 50 наиболее конкурентоспособных
государств мира.
Цели и задачи стратегии
Настоящая стратегия Ассамблеи народов Казахстана представляет собой систематизированную совокупность базовых и руководящих ориентиров ее деятельности в сфере межэтнических отношений на ближайшую перспективу и построена на следующих принципах:
- приоритета интересов народа и государства;
-
верховенства закона и
-
общественной стабильности как
основы справедливого решения
национального вопроса,
-
всестороннего развития
- предупреждения деятельности, направленной на подрыв национальной безопасности государства, разжигание социальной, национальной, родовой и религиозной розни, ненависти или вражды;
-
поддержки соотечественников,
-
расширения интеграционных
Целью настоящей стратегии является повышение роли Ассамблеи народов Казахстана в реализации задач Стратегии «Казахстан-2030», укреплении стабильности и согласия в обществе и процессе формирования казахстанского народа, его сильной государственности, открытого гражданского общества.
Задачами стратегии являются:
- формирование
казахстанской идентичности
-
обеспечение эффективного
-
интеграция усилий
-
формирование системы
- совершенствование деятельности Ассамблеи народов Казахстана по реализации государственной политики в области межэтнических отношений и повышение ее роли в демократизации политической системы, решении актуальных задач общественного развития.
Решение данных задач необходимо реализовать путем корректировки основных направлений деятельности Ассамблеи народов Казахстана в соответствии с потребностями общества и государства на новом этапе развития. При этом необходимо объединение организационных, интеллектуальных и иных ресурсов общества и государства в целях реализации государственной политики в области межэтнических отношений.
Исходя из этого, основные усилия будут направлены на кардинальное улучшение работы существующих и создание новых структур Ассамблеи народов Казахстана.
Механизм реализации и ресурсное обеспечение стратегии
В целях реализации стратегии на основании ее положений будут разработаны и реализованы ежегодные планы действий Ассамблеи.
Конкретные мероприятия по реализации стратегии определяются ежегодными планами действий, которые разрабатываются рабочим органом Ассамблеи и утверждаются председателем Ассамблеи. Соответствующие планы мероприятий разрабатываются на уровне малых ассамблей и утверждаются председателями малых ассамблей.
Реализация
настоящей стратегии
Также
целесообразно рассмотреть
Ожидаемые результаты от реализации стратегии
Результатами реализации указанных основных направлений деятельности Ассамблеи должны стать:
в
области обеспечения
-
формирование казахстанской
-
проведение согласованной
-
повышение эффективности
-
создание системы упреждения
и раннего выявления
-
повышение качества и
- в области межэтнических отношений;
-
гармонизация межэтнических
-
дальнейшее развитие культур
и языков казахстанских
-
превращение государственного
- формирование полиязычия, при котором государственный и официальный языки приобретают реальные перспективы для дальнейшего развития как средства межэтнического общения;