Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:29, курсовая работа
Вращающиеся магнитные поля могут быть созданы и двухфазными обмотками, если обе фазы этих обмоток пространственно смещены на 90° друг относительно друга. Если фазы обмотки питать двумя токами, смещенными на 90° по фазе, то получается, как и в трехфазном электродвигателе, вращающееся магнитное поле.
В двухфазном электродвигателе создается вращающий момент, обусловленный токами, вызванными вращающимся магнитным полем в стержнях ротора электродвигателя. Ротор получает ускорение до тех пор, пока он — как и в трехфазном асинхронном двигателе — не достигнет определенной конечной частоты вращения, которая ниже частоты вращения поля.
; . (2.1)
Эквивалентность исходной и полученной систем имеет место, если
; . (2.2)
Составим схемы замещения двигателя, необходимые для определения токов в обмотках статора и ротора. При одинаковой конструктивной схеме обмоток параметры схем замещения обмоток В и У в приведенной форме примерно равны и схему замещения достаточно составить только для обмотки В.
Схемы замещения составляют раздельно для прямой (рис. 2.8, а) и обратной (рис. 2.8, б) последовательностей, поскольку поля прямой и обратной последовательностей вращаются относительно ротора с разной угловой скоростью и, следовательно, выражения для скольжений и полных сопротивлений в схемах замещений получаются разными. Скольжение ротора относительно поля обратной последовательности
, (2.3)
где ω2 – угловая скорость ротора; ω1 – синхронная угловая скорость; s – скольжение ротора относительно поля прямой последовательности.
На роторных участках схем замещения ставят соответственно s или 2 - s.
На рис. 2.8 обозначено: Rв.с и Хв.с - активное и индуктивное сопротивления статорной обмотки В; R'в.р и X'в.р – активное и индуктивное сопротивления ротора, приведенные к числу фаз статора и числу витков обмотки В; Rв.м и Хв.м – активное и индуктивное сопротивления обмотки В, соответствующие магнитному потоку взаимоиндукции статора и ротора; Zв1 и Zв2 – полные сопротивления схем замещения для прямой и обратной последовательностей.
Значения этих сопротивлений определяют расчетным или экспериментальным путем.
Если в цепь обмотки возбуждения двигателя включают последовательно фазосдвигающий элемент, то его сопротивление Ζф должно быть введено в статорный участок схемы замещения обмотки В, т. е. последовательно с Zb.с. При этом методика расчета токов и вращающего момента не изменяется, однако расчетные уравнения несколько усложняются.
Напряжение U1 на зажимах обмотки возбуждения и напряжение на зажимах обмотки управления Uу' = kтpUy уравновешиваются падениями напряжения от токов обеих последовательностей на сопротивлениях соответствующих схем замещения, т. е.
(2.4)
Решаем систему (2.4) с учетом (2.1) и получаем выражения симметричных составляющих токов обмоток фаз:
(2.5)
Симметричные составляющие тока ротора определяем, по схемам замещения рис. 2.8:
(2.6)
Как известно, электромагнитный вращающий момент M симметричного многофазного асинхронного двигателя при питании симметричной системой напряжений определяют по формуле
, (2.7)
где mс – число фаз статора; Iр' – ток ротора, приведенный к числу фаз и числу витков в обмотке статора; Rр' – активное сопротивление ротора, приведенное к числу фаз и числу витков в обмотке статора.
Формулу (2.7) можно использовать и для определения вращающих моментов прямой и обратной последовательностей исполнительного асинхронного микродвигателя, так как вращающиеся магнитные поля прямой и обратной последовательностей образованы симметричными системами токов.
Тогда в соответствии со схемами замещения (см. рис. 2.8) и выражениями (2.6) запишем уравнения для моментов прямой и обратной последовательностей:
(2.8)
Результирующий вращающий момент равен разности моментов прямой и обратной последовательностей:
. (2.9)
Вращающий момент, развиваемый двигателем при круговом поле, т. е. при Iв2 = 0 и Iв1 = Iв, с учетом (2.5)
. (2.10)
Пусковой момент при круговом поле Мп0 определяется по (2.10) при s = 1.
Анализ выражения (2.9) позволяет сделать следующие выводы:
Способы регулирования угловой скорости ротора исполнительного асинхронного микродвигателя, или способы управления, вытекают из теории о форме вращающегося магнитного поля. Изменяя напряжение управления Uу и углы β и γ раздельно или одновременно, воздействуют на форму магнитного поля статора и тем самым на угловую скорость ротора.
Амплитудное управление (рис. 2.9). Обмотку возбуждения В подключают к сети переменного тока с номинальным напряжением U1. Ha обмотку управления У подают сигнал – напряжение управления Uy, сдвинутое по фазе относительно напряжения возбуждения U1 на угол 90°. Управление угловой скоростью ротора осуществляют изменением амплитуды напряжения управления при неизменной его фазе.
При
равенстве приведенных
αе = kтрα = 1, (2.11)
а поле статора в двигателе круговое (α = Uy/U1 – коэффициент сигнала при амплитудном управлении).
С изменением напряжения управления эффективный коэффициент сигнала становится отличным от единицы, а поле – эллиптическим. При αе = 0, т. е. снятом сигнале управления, поле статора становится пульсирующим.
Фазовое
управление (рис. 2.10). Обмотку возбуждения
В подключают к сети переменного тока
с номинальным напряжением U1. Ha обмотку
управления У подают номинальное напряжение,
переменное по фазе относительно напряжения
возбуждения. Номинальным называют такое
напряжение управления, которое соответствует
равенству UУ' = U1. Управление
угловой скоростью ротора осуществляют
изменением фазы напряжения управления
(угла β). За коэффициент сигнала принимают
sin β. При sin β = 1 вращающееся магнитное
поле статора круговое; при l > sin β >
0 – эллиптическое, при sin β = 0 – пульсирующее.
Рис.
2.9 Рис. 2.10
Пространственное управление (рис. 2.11). Обмотку возбуждения В подключают к сети переменного тока с номинальным напряжением U1 На обмотку управления У подают номинальное напряжение, сдвинутое по фазе относительно напряжения возбуждения на 90°. Управление угловой скоростью ротора производят изменением пространственного угла γ сдвига обмоток возбуждения В и управления У. За коэффициент сигнала принимают sin γ. При sin γ = l вращающееся магнитное поле статора круговое; при 1 > sin γ > 0 – эллиптическое, при sin γ = 0 – пульсирующее.
Амплитудно-фазовое
управление с конденсатором в цепи
возбуждения (конденсаторное) (рис. 2.12,
а). Обмотку управления У подключают к
сети переменного тока через регулятор
напряжения; напряжение управления Uy
совпадает по фазе с напряжением сети
U1. Сдвиг фаз тока, а следовательно,
и напряжения на обмотке возбуждения по
отношению к обмотке управления осуществляется
конденсатором, который включают последовательно
с обмоткой возбуждения. Управление двигателем
происходит за счет изменения амплитуды
напряжения управления.
Рис.
2.11 Рис. 2.12
Несмотря на то что фаза напряжения управления не изменяется (совпадает с фазой напряжения сети), при изменении напряжения управления наблюдается одновременное изменение как значения, так и фазы напряжения возбуждения Uв. Такое же явление происходит и при изменении угловой скорости ротора за счет изменения момента нагрузки при неизменном напряжении управления. Это объясняется тем, что напряжение возбуждения Uв равно геометрической разности напряжений в сети U1 и на конденсаторе UC (рис. 2.12, б):
. (2.12)
Напряжение на конденсаторе Uc при изменении напряжения управления или угловой скорости ротора меняется вследствие изменения тока в цепи возбуждения, который является функцией скольжения и коэффициента сигнала [см. значения симметричных составляющих Iв в (2.5)]:
. (2.13)
Следовательно, меняется по амплитуде и фазе напряжение на обмотке возбуждения Uв.
Поскольку круговое поле существует в двигателе только при соблюдении условия Uв = jU'y, при заданном значении емкости конденсатора в цепи возбуждения круговое поле возможно только при строго определенных коэффициенте сигнала α0 = Uу0/U1 и значении скольжения s.
В случае создания кругового поля при пуске двигателя (s = l) коэффициент сигнала α0 и емкостное сопротивление конденсатора ХС0 определяют по формулам, получаемым при анализе симметричных составляющих токов:
; (2.14)
, (2.15)
где Xв.п, Rв.п – индуктивное и активное сопротивления схемы замещения фазы В (см. рис. 2.8) при пуске (s = 1).
При иных напряжениях управления и режимах работы поле двигателя уже не будет круговым. Пуск двигателя в условиях кругового поля обеспечивает заданный пусковой момент при минимальной потребляемой мощности.
Увеличение в определенных пределах емкости С по отношению к C0 позволяет увеличивать пусковой момент. Максимальное значение пускового момента достигается при ХC = ХC M в условиях эллиптического поля и возросшей потребляемой мощности, что необходимо учитывать при анализе теплового режима двигателя.
Емкостное сопротивление ХC M при α = α0 и s = 1 определяют по формуле
. (2.16)
Сравнивая выражение для ХC 0 и ХC M, нетрудно заметить, что ХC M < ХC 0, т.е. СМ > С0. Максимальный пусковой момент больше пускового момента при круговом поле в n раз;
где αe0 = α0kтр – эффективный коэффициент сигнала при круговом поле.
В соответствии с изложенным различают два основных вида пуска асинхронных микродвигателей: при круговом поле и при максимальном пусковом моменте.
При заданном пусковом моменте Mп = Mп0 использование при пуске емкости См позволяет уменьшить сигнал управления в n раз. Общая потребляемая мощность возрастает при этом в (n4+1)/(2n2) раз.
Рассмотренные способы управления обеспечивают весьма широкий диапазон регулирования угловой скорости ротора, определяемый отношением минимальной и максимальной угловых скоростей. У исполнительных микродвигателей с полым немагнитным ротором он достигает 1/100 – 1/200.
Механические
и регулировочные характеристики исполнительных
асинхронных микродвигателей в относительных
единицах (ω2∂ = ω2/ω1
= l - s; М∂ = М/Мп0) соответственно
представлены на рис. 2.13 и 2.14 для наиболее
распространенных в схемах автоматики
амплитудного (а), фазового (б) и амплитудно-фазового
(в) способов управления.
Рис. 2.13
Рис. 2.14