Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:55, реферат
20 ноября 1980 г. был принят Закон РСФСР "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР". С момента принятия этого Закона утратило силу "Положение об адвокатуре РСФСР" от 25 июля 1962 г.
Новое "Положение об адвокатуре РСФСР" практически было построено на базе Закона СССР "Об адвокатуре в СССР" и восприняло от него самые положительные и проверенные жизнью положения.
Ст. 2 Положения предусматривала, что "права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством Союза ССР, РСФСР и других союзных республик".
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Рязанский государственный университет имени С.А. ЕСЕНИНА»
ДОКЛАД
на тему :
«Адвокатура в период перестройки»
по дисциплине «Адвокатура»
Рязань 2012
Особенности деятельности адвокатуры по Положению “Об адвокатуре РСФСР” от 20 ноября 1980 года. Предпосылки неотложности реформирования института адвокатуры в период перстройки
20 ноября 1980 г. был принят Закон РСФСР "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР". С момента принятия этого Закона утратило силу "Положение об адвокатуре РСФСР" от 25 июля 1962 г.
Новое "Положение об адвокатуре РСФСР" практически было построено на базе Закона СССР "Об адвокатуре в СССР" и восприняло от него самые положительные и проверенные жизнью положения.
Ст. 2 Положения предусматривала, что "права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующим законодательством Союза ССР, РСФСР и других союзных республик".
Фактически, это единственный Закон, который определяет сегодня в России организацию и порядок деятельности адвокатуры.
Положение предусматривает, что основной организационной структурой адвокатуры являются республиканские (в автономных республиках), краевые, областные и городские (в городах Москве и Ленинграде) коллегии адвокатов.
Ч. 4 ст. 3 Положения позволяла, с согласия Министерства юстиции СССР, "когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям" образовывать межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.
Законодатель в то время не мог даже и предположить, какую реакцию в начале 90-х годов вызовет это нововведение в адвокатской среде.
Руководствуясь именно этой формулировкой, Министерством юстиции СССР в 1989 г. разрешено в порядке эксперимента создать так называемые параллельные коллегии. Первым "экспериментатором" был бывший министр юстиции России Н.В. Федоров. Руководствуясь объективными соображениями и вопреки устоявшейся практике (одна коллегия в регионе), в "противовес" традиционным коллегиям он стал создавать "параллельные" коллегии адвокатов.
В ст. 15 Положения закреплен важный принцип, согласно которому адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением им обязанностей защитника или представителя.
Несмотря на то, что юридические консультации не являются согласно Положению юридическими лицами, на заведующих юрконсультациями возлагаются значительные права и обязанности (ст. 18).
В "Положении об адвокатуре РСФСР" был полностью сохранен действующий ранее принцип материальной независимости адвокатуры от государственных или общественных организаций. Как указано в ст. 29 Положения, средства коллегии адвокатов образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. При этом штаты, должностные оклады, фонды заработной платы и сметы административно-хозяйственных расходов коллегии адвокатов не подлежат регистрации в финансовых органах. Труд адвокатов оплачивался из средств, поступивших в юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь. Положение содержит перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами. В отличие от ранее существовавшего порядка в Положении указываются конкретные случаи, когда гражданам юридическая помощь оказывается бесплатно.
Восьмидесятые годы, вошедшие в историю как годы перестройки, можно назвать годами активизации работы общественных объединений и организаций.
Деятельность адвокатуры в то время приобрела значительный авторитет. Средства массовой информации резко изменили свое мнение о ней. Называли ее организацией, контролирующей состояние законности с позиций интереса конкретного человека.
Этому способствовали самые различные обстоятельства: изменилась социально-политическая ситуация в обществе, поднялся уровень законодательного регулирования общественных отношений. Характер прав и обязанностей адвоката, его личные и профессиональные качества значительно выросли. В то время был поставлен вопрос о создании в СССР собственной адвокатской организации, которая могла бы объединить всех адвокатов Союза, организовать для них методическую помощь, обобщить и распространить передовой опыт адвокатов, отстаивать интересы адвокатуры на всех уровнях. И в 1989 году такой орган был создан. Это Союз адвокатов СССР.
В период перестройки в Верховном Совете РСФСР стали работать первые избранные депутаты - адвокаты (В.Р. Веремчук , А. Грицань и др.). Именно в это время в России появился тезис: престиж адвокатуры - это барометр зрелости общества и прочности демократических порядков.
Изменило свое отношение к адвокатуре и Министерство юстиции СССР. Согласно ст. 16 Закона "Об адвокатуре в СССР" общее руководство коллегиями адвокатов осуществляли Советы народных депутатов как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов. Поскольку на волне демократических преобразований появилось много критических замечаний о роли Министерств юстиции республик, их отделов адвокатуры, Минюст СССР начал строить свои отношения с адвокатурой на основе взаимодействия, а не контроля, как было раньше.
В Постановлении Президиума Верховного Совета СССР от 27.07.87 г. "О работе органов юстиции по правовому обслуживанию населения" указывалось, что эта важная работа еще не отвечает требованиям, вытекающим из задач перестройки социально-экономической жизни страны, развития демократии. Проверки, проводимые отделами адвокатуры Министерств юстиции союзных республик, показали, что вследствие слабой компетенции их работников почти не оказывается методической помощи адвокатам в осуществлении их профессиональных обязанностей, не проводятся обобщения и глубокие изучения многогранной деятельности членов коллегий, не издаются пособия и методики по наиболее важным вопросам адвокатской деятельности. В Постановлении отмечалось, что многие руководители адвокатуры, министерств и отделов юстиции подменяют общее руководство мелочной опекой. Слабое внимание уделяется оказанию помощи в снабжении коллегий адвокатов законодательными материалами, юридической литературой и оргтехникой. Многие из этих претензий и до сих пор весьма актуальны, и даже стали намного серьезнее.
Изучив различные аспекты развития российской адвокатуры 1958-1993 гг., можно верно понять многие аспекты ее прошлой деятельности, объективно подойти к изучению того состояния, в котором оказалась сегодняшняя адвокатура, наметить некоторые пути и возможности ее выхода из тяжелейшего положения.
Прежде всего следует отметить как очевидный факт, что развитие адвокатуры (как деятельности и как организации) - это социально обусловленная необходимость. Функциональная (деятельная) сторона этого явления исторически всегда предшествовала организационной (структурной), во многом определяла, механизм и характер объединения лиц, профессионально занимающихся этой работой. Организация должна соответствовать задачам и видам деятельности. Долгое время адвокатская работа не позволяла ее исполнителям создать нужное им объединение. На этом пути были серьезные поиски, крайности, значительные трудности и крупные ошибки.
Принципиальным в развитии адвокатуры было и остается то, что адвокатская жизнь и ее развитие всегда в первую очередь является делом самих лиц, работающих в ней. Государственное вмешательство носило вынужденный характер. Он заключался прежде всего в корректировке функций или структуры адвокатуры. Такая позиция органов власти имела для адвокатуры двойственное значение. С одной стороны, издавая законы, государство в определенной мере заботилось о развитии адвокатуры, а с другой, провозглашая их, но не обеспечивая исполнение, не помогая адвокатам, - ставила перед ними новые препятствия, трудности, проблемы, причем очень часто - надуманные, искусственные, субъективные.
В результате оказывалось, что, наделив адвокатуру серьезными обязанностями, государство не давало адвокатам прав и возможностей, необходимых для исполнения поставленных задач. Отсюда становятся понятными многие негативные явления в адвокатуре, ее сегодняшнее невысокое положение в обществе, необязательное отношение к ее просьбам и запросам, вынужденная терпимость адвокатской деятельности со стороны работников правоохранительной системы, да, пожалуй, и самого государства.
Так было очень недавно. Почти такое же положение остается и сегодня. Государство, в силу ряда определенных причин, очень часто забывает, что адвокатура - это не чьи-то субъективные желания, а вынужденная социальная необходимость. Общество, да и само государство, его органы, в том числе и правоохранительные, не могут существовать без адвокатуры. Она - общественный противовес в механизме государственно-правовой власти с ее законами, непосильными налогами, уголовным преследованием, обвинением, многолетней судебной и следственной волокитой и т.п.
Адвокатура всегда была и остается негосударственной саморазвивающейся системой, которая живет по ее собственным внутренним законам. Игнорировать это, не замечать действующих здесь закономерностей нельзя ни государству, ни обществу, ни, тем более, самой адвокатуре. Задачи обеих сторон - осознать серьезность института адвокатуры, познавать ее закономерности, максимально использовать имеющиеся у адвокатуры возможности и обеспечивать ее дальнейшее развитие. И как организации, и как социальной деятельности.