Среди индийских астрологов знаменитыми
и влиятельными были также
Шрипати (середина XI в.), автор популярнейших
работ по астрологии выбора
и астрологии рождения, и Парамешвара
(ок. 1380 - ок. 1460), написавший несколько
десятков сочинений.
В XIII в. в Индию проникли
исламские астрологические теории
(параллельно их проникновению
в Китай), но индийские астрологи
были весьма консервативны, и
понадобилось несколько столетий,
прежде чем идеи мусульманской
астрологии получили сколько-нибудь
значимое распространение. В целом,
индийская астрология на протяжении
всего Средневековья отличалась
большим традиционализмом и даже
в XVI в. ничем по сути не
отличалась от астрологии времён
Варахамихиры.
3.
Развитие астрологии
в Западной Европе
В 476 г. произошло падение Западной
Римской империи, и в Европе
произошёл качественный спад
науки и образования, который
затронул и астрологию. И хотя
такие крупнейшие философы, как
Боэций (480 - 524) и Исидор (ок. 560 - 636) принимали
учение о планетарных влияниях,
однако неприятие христианской
церковью предсказаний как языческой
практики затормозило развитие
астрологии. Другим важным фактором
было отсутствие необходимой
для астрологов технической поддержки
(планетных таблиц, обсерваторий
и т.п.).
Однако исчезновение астрологии
не было тотальным, древние
знания продолжали сохраняться
в монастырских библиотеках. Из
работ Боэция и Исидора монахи
знали о дискуссии по поводу
астрологии, которая велась отцами
церкви, а из сочинений других
классических авторов, таких как
Плиний, они знал о различных
характеристиках планет. Может быть,
сохранились и более серьёзные
астрологические тексты, поскольку
на рубеже VIII - IX в. в северной
Британии появился Алкуин, ставший
учителем астрологии у императора
Шарлеманя и ознаменовавший начало
астрологического возрождения в
IX в.
Астрология того времени базировалась
на несистематических наблюдениях
небесных явлений - фаз Луны, затмений
и комет - и на соотнесении
с планетами различных чисел,
растений, минералов, дней недели
и т.д. На популярном уровне
и в монастырях астрология
имела важную характеристику: она
была мунданной, имея дело не
с индивидуумом, а с группами
людей.
Самый первый человек в Англии,
о котором достоверно известно,
что он практиковал как астролог,
- Пеллит, астролог короля Нортумбрии
Эдвина (ок. 616 - 632). Его главной обязанностью
было оказывать поддержку королю
военными советами в длительной
войне с кельтами.
Одним из ведущих учёных этого
времени был Беда Достопочтенный
(671 - 735), который отмечал эффекты
различных комет (включая комету
729 г., на которую Беда возложил ответственность
за смерть короля Нортумбрии Озрика и
вторжение сарацинов в Галлию).
Также есть сведения о продолжении
астрологических традиций у евреев
в Марселе и среди королей
иудейского королевства, процветавшего
в северной Испании и южной
Франции в IX в. Именно из
Испании Пеллит прибыл служить
королю Эдвину, предоставив нам
свидетельство контактов между
различными частями Европы в
ту эпоху - контактов, поддержанных
связью кельтской церкви через
Испанию с коптской церковью
в Египте.
Реальный всплеск интереса к
астрологии начался в Европе
при императоре франков Шарлемане
(правил в 768 - 814 гг.). Ещё во времена
поздней Римской империи астрология
в Галлии процветала. Вероятно, это
и стало причиной того, что
центром возрождения астрологии
стала новая Франкская империя,
которая занимала большую часть
современной Франции, Нидерландов
и Германии.
Возрождение началось и на
северном, и на южном побережье
Европы: сам Шарлемань учился
у англичанина Алкуина (став
искусным астрологом), в то время
как поиск новых текстов привёл
к тесным контактам с мусульманским
миром. Астрология вошла в жизнь
Франкского государства с удивительной
скоростью. Возможно, это было
вызвано престижем Алкуина, который
стал самым известным преподавателем
в Европе.
Со времён Шарлеманя до эпохи
правления Роберта I (922 - 923) изучение
астрологии и астрономии (особенно
духовенством) активно поддерживалось
консулами, епископами и королями.
Результатом этого стал колоссальный
рост количества астрологов. Очевидно,
эти астрологи появились, чтобы
удовлетворить спрос: при преемнике
Шарлеманя, Людовике Благочестивом
(814 - 840), каждый каролингский лорд
имел собственного астролога.
Известны имена практиковавших
тогда астрологов: Адальм, аббат
Шартрский; Одо, учитель в Турнэ;
Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер
Мамино, епископ в Лизьё, а также
капеллан и врач при Вильгельме
Завоевателе.
Начались и контакты с арабским
миром. Самые первые переводы исламских
астрологических текстов были сделаны
Лупитом из Барселоны. В 984 г. он вёл переписку
с Гербертом, будущим папой Сильвестром
II, который просил у Лупита переведённые
им астрологические работы. В принципе,
Сильвестру могли быть доступны и работы
латинских авторов. В частности, он мог
изучать “Матесис” Юлия Фирмика Матерна
в Испании до 1000 г.
Вообще, Фирмик Матерн оказывал
наибольшее влияние на европейскую
астрологическую мысль – вплоть
до XII в., когда был переведён “Тетрабиблос”
Птолемея. Существует история, что
Герарду, архиепископу Йоркскому,
после смерти в 1104 г. было
отказано в погребении в кафедральном
соборе - из-за того, что копия
труда Матерна была найдена
у него под подушкой.
К XI в. астрология прочно утвердилась,
и европейскими астрологами были
написаны первые оригинальные
тексты.
С VIII в. над Испанией и Сицилией
обрели владычество арабы, у
которых, как отмечалось выше,
астрология активно развивалась.
Постепенно идеи исламской науки
начали проникать в европейские
образованные круги. Большой интерес
к астрологии, характерный для
европейцев этой эпохи, стал
причиной того, что когда западные
эрудиты начали развивать контакты
с арабами, астрологические тексты
были среди первых переведённых
работ. Ряд латинских сочинений
X в. уже содержит арабские термины
и концепции (в частности, систему
28 лунных стоянок). Однако действительно
активное изучение арабских работ
началось лишь в XII в.
Характерно, что период, когда арабские
научные тексты переводились
на греческий язык, длился с
IX по XIV в., а на латинский язык
арабские сочинения переводились
в основном с XII по XIII в. Однако
за эти два века было сделано
гораздо больше латинских переводов,
чем греческих - за шесть веков.
Во многом это объясняется
тем, что греки имели в своём
распоряжении обширные научные
источники (прежде всего, античные),
не уступающие арабским, тогда как на
латинском Западе научные знания были
гораздо скуднее. Поэтому, когда появилась
возможность научных контактов с исламским
миром, европейские переводчики воспользовались
ею весьма активно.
Выдающимися переводчиками, познакомившими
латинский Запад со многими
работами греческих, арабских
и еврейских астрологов были
Аделярд из Бата (ок. 1080 - 1152), Платон
Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго
Санталийский (сер. XII в.), Роджер из
Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль
Скот (ум. ок. 1235). При этом они и
сами были прекрасными астрологами.
Особо важную роль в распространении
астрологический знаний сыграл
Альфонс X Мудрый (1221 - 1284), король
Кастилии и Леона с 1252 г., а
с 1257 г. также король Германии.
Он покровительствовал наукам
и литературе, сам занимался астрологией
и астрономией (за что и был
прозван Мудрым), заботился о переводе
всех доступных ему исламских
астрологических трактатов на
латинский язык. Кроме того, по
инициативе Альфонса Мудрого
в 1248 г. в Толедо испанскими,
арабскими и еврейскими учёными
были разработаны новые таблицы
движения планет. Они были изданы
в 1252 г. и получили название
"Альфонсинских таблиц" ("Tabulae
Alphonsiae"). Астрологи Европы использовали
их для составления гороскопов
на протяжении нескольких веков
(вплоть до Кеплера).
Активное внедрение астрологии
в жизнь Западной Европы потребовало
философско-мировоззренческого переосмысления
"науки о звёздах" с позиций
церкви. Такие крупные философы,
как Роберт Гроссетест (епископ
Линкольнский с 1235 г.), францисканский
монах Роджер Бэкон, Альберт
Великий (провинциал доминиканского
ордена в Германии с 1254 г.) и,
наконец, крупнейшие авторитеты
своих орденов доминиканец Фома
Аквинский и францисканец Иоанн
Дунс Скот сходились в мнении
о том, что астрология является
наукой, заслуживающей доверия и
что она не вступает в противоречие
с учением христианской церкви,
если не придерживаться фаталистической
трактовки астрологии. Согласно
мнению этих теологов, небесные тела,
созданные Всевышним, действительно влияют
на земные тела, но не властны над свободной
волей. Однако находились и церковные
деятели, настроенные гораздо более непримиримо.
Такой бастион ортодоксии, как Сорбонна
(факультет теологии Парижского университета),
с 1210 г. стал выступать с запретами на занятия
астрологии, которые с 1245 г. были распространены
на всю Францию. Однако эти запреты не
оказали желаемого результата.
Заключение
Астрология
(от др.-греч. ἄστρον — звезда, и от
др.-греч. λόγος — мысль, причина) — группа
предсказательных практик, традиций и
верований, постулирующих воздействие
небесных тел на земной мир и человека
(на его темперамент, характер, поступки
и будущее) и, соответственно, возможность
предсказания будущего по движению и расположению
небесных тел на небесной сфере и относительно
друг друга.
Европейская
и индийская астрология ведут
свое происхождение от шумеро-вавилонских
астральных мифов, в которых небесные
тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия
были ассоциированы с богами и
мифологическими персонажами, влияние
богов на земную жизнь в рамках
этой мифологии трансформировалось
во влияние на жизнь небесных тел
— символов божеств. Вавилонская
астрология была заимствована греками
и, затем, в ходе контактов с эллинистическим
миром, проникла в Индию.
Современные
астрологи считают астрологию метафорическим
«символическим языком», в котором
высказывание допускает множество
различных интерпретаций.
В
настоящее время наука квалифицирует
астрологию как псевдонауку и предрассудок.
Список
используемой литературы
1. Астрологический словарь / Авт.-сост.
С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 1998
2. Куталев Д. Новая астрологическая энциклопедия
3. Д.Куталёв "Астрология как историко-культурный
феномен" (диссертация на соискание
ученой степени кандидата наук по специальности
"Теория и история культуры")
4. Куталев Д. История астрологии