Развитие астрологии в раннее средневековье

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Постепенно пути греческой и индийской астрологии расходятся. Индийские астрологи разработали концепции, незнакомые эллинам, такие как, например, концепция лунных домов (накшатр) и астрологии вопросов (хорарная астрология). На Западе продолжал совершенствоваться математический аппарат астрологии: вычисления становились строже, вершины домов гороскопа были привязаны к астрономическим параметрам небесной сферы, была выдержана строгость определения аспектов между планетами (в Индии эта концепция существует в упрощённой форме).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие астрологии в Китае и Японии……………………………………5
2. Развитие астрологии в Индии………………………………………………8
3. Развитие астрологии в Западной Европе………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

раннее средневековье.docx

— 31.34 Кб (Скачать)

        Среди индийских астрологов знаменитыми  и влиятельными были также  Шрипати (середина XI в.), автор популярнейших  работ по астрологии выбора  и астрологии рождения, и Парамешвара  (ок. 1380 - ок. 1460), написавший несколько  десятков сочинений.

         В XIII в. в Индию проникли  исламские астрологические теории (параллельно их проникновению  в Китай), но индийские астрологи  были весьма консервативны, и  понадобилось несколько столетий, прежде чем идеи мусульманской  астрологии получили сколько-нибудь  значимое распространение. В целом,  индийская астрология на протяжении  всего Средневековья отличалась  большим традиционализмом и даже  в XVI в. ничем по сути не  отличалась от астрологии времён  Варахамихиры.

      

      

     3. Развитие астрологии  в Западной Европе

        В 476 г. произошло падение Западной  Римской империи, и в Европе  произошёл качественный спад  науки и образования, который  затронул и астрологию. И хотя  такие крупнейшие философы, как  Боэций (480 - 524) и Исидор (ок. 560 - 636) принимали  учение о планетарных влияниях, однако неприятие христианской  церковью предсказаний как языческой  практики затормозило развитие  астрологии. Другим важным фактором  было отсутствие необходимой  для астрологов технической поддержки  (планетных таблиц, обсерваторий  и т.п.).

       Однако исчезновение астрологии  не было тотальным, древние  знания продолжали сохраняться  в монастырских библиотеках. Из  работ Боэция и Исидора монахи  знали о дискуссии по поводу  астрологии, которая велась отцами  церкви, а из сочинений других  классических авторов, таких как  Плиний, они знал о различных  характеристиках планет. Может быть, сохранились и более серьёзные  астрологические тексты, поскольку  на рубеже VIII - IX в. в северной  Британии появился Алкуин, ставший  учителем астрологии у императора  Шарлеманя и ознаменовавший начало  астрологического возрождения в  IX в.

        Астрология того времени базировалась  на несистематических наблюдениях  небесных явлений - фаз Луны, затмений  и комет - и на соотнесении  с планетами различных чисел,  растений, минералов, дней недели  и т.д. На популярном уровне  и в монастырях астрология  имела важную характеристику: она  была мунданной, имея дело не  с индивидуумом, а с группами  людей.

        Самый первый человек в Англии, о котором достоверно известно, что он практиковал как астролог, - Пеллит, астролог короля Нортумбрии  Эдвина (ок. 616 - 632). Его главной обязанностью  было оказывать поддержку королю  военными советами в длительной  войне с кельтами.

        Одним из ведущих учёных этого  времени был Беда Достопочтенный (671 - 735), который отмечал эффекты  различных комет (включая комету 729 г., на которую Беда возложил ответственность за смерть короля Нортумбрии Озрика и вторжение сарацинов в Галлию).

        Также есть сведения о продолжении  астрологических традиций у евреев  в Марселе и среди королей  иудейского королевства, процветавшего  в северной Испании и южной  Франции в IX в. Именно из  Испании Пеллит прибыл служить  королю Эдвину, предоставив нам  свидетельство контактов между  различными частями Европы в  ту эпоху - контактов, поддержанных  связью кельтской церкви через  Испанию с коптской церковью  в Египте.

        Реальный всплеск интереса к  астрологии начался в Европе  при императоре франков Шарлемане  (правил в 768 - 814 гг.). Ещё во времена  поздней Римской империи астрология  в Галлии процветала. Вероятно, это  и стало причиной того, что  центром возрождения астрологии  стала новая Франкская империя,  которая занимала большую часть  современной Франции, Нидерландов  и Германии.

        Возрождение началось и на  северном, и на южном побережье  Европы: сам Шарлемань учился  у англичанина Алкуина (став  искусным астрологом), в то время  как поиск новых текстов привёл  к тесным контактам с мусульманским  миром. Астрология вошла в жизнь  Франкского государства с удивительной  скоростью. Возможно, это было  вызвано престижем Алкуина, который  стал самым известным преподавателем  в Европе.

        Со времён Шарлеманя до эпохи  правления Роберта I (922 - 923) изучение  астрологии и астрономии (особенно  духовенством) активно поддерживалось  консулами, епископами и королями. Результатом этого стал колоссальный  рост количества астрологов. Очевидно, эти астрологи появились, чтобы  удовлетворить спрос: при преемнике  Шарлеманя, Людовике Благочестивом  (814 - 840), каждый каролингский лорд  имел собственного астролога.  Известны имена практиковавших  тогда астрологов: Адальм, аббат  Шартрский; Одо, учитель в Турнэ;  Энгельберт, монах в Льеже; Жильбер  Мамино, епископ в Лизьё, а также  капеллан и врач при Вильгельме  Завоевателе.

        Начались и контакты с арабским миром. Самые первые переводы исламских астрологических текстов были сделаны Лупитом из Барселоны. В 984 г. он вёл переписку с Гербертом, будущим папой Сильвестром II, который просил у Лупита переведённые им астрологические работы. В принципе, Сильвестру могли быть доступны и работы латинских авторов. В частности, он мог изучать “Матесис” Юлия Фирмика Матерна в Испании до 1000 г.

        Вообще, Фирмик Матерн оказывал  наибольшее влияние на европейскую  астрологическую мысль – вплоть  до XII в., когда был переведён “Тетрабиблос”  Птолемея. Существует история, что  Герарду, архиепископу Йоркскому,  после смерти в 1104 г. было  отказано в погребении в кафедральном  соборе - из-за того, что копия  труда Матерна была найдена  у него под подушкой.

        К XI в. астрология прочно утвердилась,  и европейскими астрологами были  написаны первые оригинальные  тексты.

        С VIII в. над Испанией и Сицилией  обрели владычество арабы, у  которых, как отмечалось выше, астрология активно развивалась.  Постепенно идеи исламской науки  начали проникать в европейские  образованные круги. Большой интерес  к астрологии, характерный для  европейцев этой эпохи, стал  причиной того, что когда западные  эрудиты начали развивать контакты  с арабами, астрологические тексты  были среди первых переведённых  работ. Ряд латинских сочинений  X в. уже содержит арабские термины  и концепции (в частности, систему  28 лунных стоянок). Однако действительно  активное изучение арабских работ  началось лишь в XII в.

         Характерно, что период, когда арабские  научные тексты переводились  на греческий язык, длился с  IX по XIV в., а на латинский язык  арабские сочинения переводились  в основном с XII по XIII в. Однако  за эти два века было сделано  гораздо больше латинских переводов,  чем греческих - за шесть веков.  Во многом это объясняется  тем, что греки имели в своём  распоряжении обширные научные  источники (прежде всего, античные), не уступающие арабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздо скуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламским миром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно.

         Выдающимися переводчиками, познакомившими  латинский Запад со многими  работами греческих, арабских  и еврейских астрологов были  Аделярд из Бата (ок. 1080 - 1152), Платон  Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго  Санталийский (сер. XII в.), Роджер из  Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль  Скот (ум. ок. 1235). При этом они и  сами были прекрасными астрологами.

         Особо важную роль в распространении  астрологический знаний сыграл  Альфонс X Мудрый (1221 - 1284), король  Кастилии и Леона с 1252 г., а  с 1257 г. также король Германии. Он покровительствовал наукам  и литературе, сам занимался астрологией  и астрономией (за что и был  прозван Мудрым), заботился о переводе  всех доступных ему исламских  астрологических трактатов на  латинский язык. Кроме того, по  инициативе Альфонса Мудрого  в 1248 г. в Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учёными  были разработаны новые таблицы  движения планет. Они были изданы  в 1252 г. и получили название "Альфонсинских таблиц" ("Tabulae Alphonsiae"). Астрологи Европы использовали  их для составления гороскопов  на протяжении нескольких веков  (вплоть до Кеплера).

         Активное внедрение астрологии  в жизнь Западной Европы потребовало  философско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позиций  церкви. Такие крупные философы, как Роберт Гроссетест (епископ  Линкольнский с 1235 г.), францисканский  монах Роджер Бэкон, Альберт  Великий (провинциал доминиканского  ордена в Германии с 1254 г.) и,  наконец, крупнейшие авторитеты  своих орденов доминиканец Фома  Аквинский и францисканец Иоанн  Дунс Скот сходились в мнении  о том, что астрология является  наукой, заслуживающей доверия и  что она не вступает в противоречие  с учением христианской церкви, если не придерживаться фаталистической  трактовки астрологии. Согласно  мнению этих теологов, небесные тела, созданные Всевышним, действительно влияют на земные тела, но не властны над свободной волей. Однако находились и церковные деятели, настроенные гораздо более непримиримо. Такой бастион ортодоксии, как Сорбонна (факультет теологии Парижского университета), с 1210 г. стал выступать с запретами на занятия астрологии, которые с 1245 г. были распространены на всю Францию. Однако эти запреты не оказали желаемого результата.

      

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Астрология (от др.-греч. στρον — звезда, и от др.-греч. λόγος — мысль, причина) — группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.

     Европейская и индийская астрология ведут  свое происхождение от шумеро-вавилонских  астральных мифов, в которых небесные тела (Солнце, Луна, планеты) и созвездия  были ассоциированы с богами и  мифологическими персонажами, влияние  богов на земную жизнь в рамках этой мифологии трансформировалось во влияние на жизнь небесных тел  — символов божеств. Вавилонская  астрология была заимствована греками  и, затем, в ходе контактов с эллинистическим миром, проникла в Индию.

     Современные астрологи считают астрологию метафорическим «символическим языком», в котором  высказывание допускает множество  различных интерпретаций.

     В настоящее время наука квалифицирует  астрологию как псевдонауку  и предрассудок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

        1. Астрологический словарь / Авт.-сост. С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 1998

        2. Куталев Д. Новая астрологическая энциклопедия

        3. Д.Куталёв "Астрология как историко-культурный феномен" (диссертация на соискание ученой степени кандидата наук по специальности "Теория и история культуры")

         4. Куталев Д. История астрологии

      

Информация о работе Развитие астрологии в раннее средневековье