Космологическая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 17:28, доклад

Описание работы

Космоло́гия (космос + логос) — раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют дисциплины математика, физика и астрономия.
В истории космологии можно выделить три ее основные формы: миф, учение и теория.

Работа содержит 1 файл

Космология.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

группа  СД101, Доценко Екатерина

Космологическая культура

Введение.

Современная общественная жизнь породила устойчивую тенденцию — возрастание интереса к космологии. Ученые часто начинают свои исследования с обсуждения современной картины мира. Наука непрерывно развивается, создаются новые научные понятия, идеи, концепции, теории, дисциплины. В течение четырехсот лет прогресс науки оказывал возрастающее влияние на материальную и духовную культуру. Историки, социологи, культурологи обращали внимание на тесную связь космологии и культуры. Даже поверхностное знакомство с историей культуры народов поражает богатством и разнообразием представлений о Вселенной. Оригинальность цивилизаций Индии, Китая, Японии, России, Западной Европы, Африки, Южной Америки ярко проявляется в самобытной истории космологии этих стран и регионов.

Формы космологии.

Космоло́гия (космос + логос) — раздел астрономии, изучающий свойства и эволюцию Вселенной в целом. Основу этой дисциплины составляют дисциплины математика, физика и астрономия.

В истории  космологии можно выделить три ее основные формы: миф, учение и теория. Термины «миф», «учение» и «теория» трактуются в литературе по-разному. Термин «миф» используется для обозначения типа сознания, содержащего многочисленных богов и объясняющего всё происходящее как результат действия богов. Таковы мифы древней Греции, Индии, Китая, Египта, Ирана и др. Изучение мифов древних народов приводит к выводу, что мифы о Вселенной содержатся в известных нам источниках. Если сознание первобытного человека было анимистическим, порабощенным верой в добрых и злых духов, то миф выступает следующей значительной стадией эволюции сознания. Происходит переход от веры в духов в веру в богов; от анимизма к политеизму.

Дальнейшее  развитие религиозной мысли шло  по пути рационализации сознания, что выразилось в переходе от политеизма к монотеизму. Древние мифы не соответствовали требованиям развивающегося логического мышления и подвергались критике античными философами (Демокритом, Архимедом, Эпикуром, Аристотелем и др.).

Учеными проделана  большая работа по собиранию и  описанию древних мифов. Изданы энциклопедии, учебники, монографии, сборники. Проводились международные конференции по проблемам мифологии.

В древнем мифосознании мы находим явно выраженные элементы космологического знания: проблемы о  происхождении и строении мира, понятия пространства, времени, причинности, цели, мифологические картины мира. Трактовка космогонических мифов как моделей Вселенной получила широкое признание в философия мифа. «Космогонические мифы описывают пространственно-временные параметры Вселенной. Космологические представления концентрируются, прежде всего, вокруг актуального состояния Вселенной: структура мира — набор, связь и функции его частей, иногда — их количественные параметры (синхронический аспект описания космоса). Космогонические мифы описывают как возникла Вселенная (диахронический аспект)».

Видимо, еще  в древнем сознании возникли две  альтернативные идеи о природе мира: идея сотворения мира, ставшая впоследствии основой религиозного мировоззрения и космологии, и идея самодетерминации мира, ставшая основой материалистической натурфилософии. В процессе развития мифосознаття эти космологические идеи обрастают соответствующими мифологическими образами и сюжетами.

Термин «учение» используется для обозначения натурфилософских систем знаний. История естествознания и философии служит надежным подтверждением тому, что натурфилософские системы (Демокрита, Аристотеля, Спинозы, Бруно, Гегеля, Энгельса, Розанова и др.) содержат формы космологии. Натурфилософские учения существенно отличаются от древних мифов. В натурфилософии обычно уделялось большое внимание разработке и аргументации основных положений, на которых строилась модель мира. В учениях о мире, изложенных в философско-космологических сочинениях, всегда можно обнаружить обсуждение проблем, входящих в основания космологии.

Механизм социокультурной  детерминации форм космологии.

При изучении истории культуры перед нашим  взором разворачиваются красочные картины развития космологии: Китай, Индия, Африка, Западная Европа, Россия, Америка. Историки, социологи, культурологи, философы выявили тесную связь между содержанием космологического знания и той системой культуры, в которой это знание создавалось и развивалось. Космологическое знание обусловлено его социокультурным фоном.

Многие философы и историки писали о воздействии системы культуры на космологию, о влиянии тех или иных сфер культуры на развитие космологической мысли. Однако для понимания космологии как феномена культуры этого недостаточно. Необходимо вскрыть механизм социокультурной детерминации космологии, показать как он работает и какое имеет значение для развития космологии.

В механизме социокультурной  детерминации космологии можно выделить следующие основные факторы: тип рациональности, философия, психология народа или этноса, мода, воспитание и образование, политика. Перечисленные факторы действуют во всех историко-культурных контекстах. В зависимости от исторической ситуации и особенностей системы культуры действие того или иного фактора может либо усиливаться, либо ослабляться. При создании новых форм космологии или при усвоении и развитии готовых форм космологии важную роль играет тип рациональности.

Тип рациональности —  это одна из фундаментальных духовных ценностей культуры. От типа рациональности зависит содержание и форма космологии: выбор «строительного материала» для космологической модели, требования к процедуре построения модели Вселенной и к ней самой. Если в обществе господствует мифосознание и мифологический тип рациональности, то предпочтительной формой космологии в данной системе культуры будет миф. Такая ситуация сложилась в древних культурах Вавилона, Египта, Китая, Индии. В современных традиционных культурах Азии, Африки, Латинской Америки создаются привилегированные социальные условия для существования и развития системы традиционных культурных ценностей, включающей в себя и соответствующие формы космологии.

По мере развития общества и человека возникают новые типы рациональности. Становление более прогрессивного типа рациональности порождает духовную потребность создания более совершенных форм космологии. Однако устаревшие типы рациональности и соответствующие им формы космологии невозможно полностью уничтожить, они продолжают функционировать. Так как разум развивается, восприятие и оценка устаревших типов рациональности меняется. Для современных людей, овладевших научной методологией, рациональность древнего мифа кажется примитивной, некоторые современные ученые и философы даже отрицают рациональность древнего мифосознания.

Важным фактором в механизме социокультурной  детерминации космологии является психология народа, нации или этноса. Психология народа проявляется в его традиционной системе ценностей, включающей в себя мировоззренческие знания. Поэтому формы космологии являются способом выражения психологии народа (нации, этноса), ярким символом их культуры. По мере развития науки некоторые народы и нации пытаются ослабить действие психологического фактора в познании Вселенной. Особенно сильна эта тенденция в западноевропейской космологии. В то же время у некоторых этносов наблюдается обратная тенденция — усиливается значение психологического фактора в познании Вселенной. Например, у современных североамериканских индейцев получила признание и распространение религия пейотизма, а не древнегреческая мифология или теория относительности.

Индейцы стремятся создать  свою религию, которая выражала бы их национальные интересы и объединила бы их. Сохраняется религия шаманизма у некоторых народов Сибири.

Сохранение  традиционной системы ценностей народа (нации, этноса) существенным образом влияет на развитие космологии. Чем более жесткая система ценностей, тем сильнее политическое давление на мировоззрение людей. В национализированной системе ценностей «выживают» лишь некоторые формы космологии. Часто в таких традиционных культурах сохраняется избранная форма космологии.

Чем демократичнее и  гуманнее общество, тем больший спектр форм космологии в нем существует. В отдельных системах культуры развитие космологической мысли приобретает определенный характер, отражающий особенности развития этих цивилизаций. Традиционные культуры выражают психологию субъекта и посредством регулятивной и семантической функций ее фундаментальной системы ценностей детерминируют состав и смысл элементов оснований космологии.

Современная социология, психология и педагогика научно обосновали вывод, что воспитание и образование имеют большое значение в формировании духовного мира человека. Развитие космологии в конкретных исторических условиях зависит от воспитания и образования, выполняющих разнообразные социальные функции. Воспитание и образование могут «насаждать» какой-то один тип рациональности или какие-то фундаментальные (для данной системы культуры) знания. Более того, в процессах воспитания и образования педагоги пытаются закладывать в сознание детей и молодежи нужные обществу стереотипы мышления, определенные принципы космологии, даже готовую модель Вселенной. Мировой человеческий опыт учит, что многие люди некритически воспринимают ту или иную картину мира, принимают ее на веру без доказательств. Перед педагогикой традиционного общества ставится задача воспитать такое новое поколение, которое бы любило свою традиционную систему культуры и боролось за ее сохранение и чистоту. В традиционную систему культуры включается и мировоззренческое знание.

В нетрадиционных обществах воспитание и образование  зависят от социальной системы, законодательства, политической ситуации и т. п. В современных развитых странах воспитание и образование обязательно используются для пропаганды каких-то космологических моделей. В религиозных семьях и учебных заведениях пропагандируется религиозная космология, в светских семьях и учебных заведениях пропагандируется атеизм, материализм, научная космология.

Западноевропейская космология — это особый вид космологии, представляющий собой уникальное единство типов и форм космологии в условиях западноевропейской культуры. Каждый из видов космологии уникален, неповторим и имеет свой специфический «столбовой» путь развития. Эти пути развития определяются теми системами культуры, в которых развивается космология.


Информация о работе Космологическая культура