Золотой век русской литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров слова. XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период появилось много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин.
Для понимания особенностей русской литературы XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II.
Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически. «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,— писал Герцен.

Содержание

I. Вступление…………………………………………………………………2
II. Введение………………………………………………………………….3-5
III. Основная часть
1) Сентиментализм в русской литературе………………………...…6-7
2) Романтизм в русской литературе 1810–1820 годов: В. А. Жуковский, лирика М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина…………………………………...…8-13
3) Развитие реалистического направления в русской литературе: А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтова, И.В. Гоголь…………………………………14-20
4) Образование натуральной школы в 40-х годах XIX века: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой……………………………………………………………...………21-36
IV. Использование в рекламе…………………………………….……..37-40
V. Заключение……………………………………………………………….41
VI. Список используемой литературы…………………………………....42

Работа содержит 1 файл

Золотой век Филонова.doc

— 1.83 Мб (Скачать)

  Тургенев не ограничился изображением «лишних людей». В романе «Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России. Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе «Отцы и дети» (1862 г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства, которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах — «нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами образованных помещиков.

  В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей. Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

                           Иван Александрович Гончаров

  Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812—1891) разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то, что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.) и «Обломов» (1859 г.) появились до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал на себе влияние Белинского. В «Обыкновенной истории» он осмеял дворянский романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.

  Лучшим созданием Гончарова является роман «Обломов». В образах Ильи Ильича Обломова и его слуги Захара он воплотил типы патриархального барина и слуги крепостной эпохи. Гончаров наделил Обломова умом, талантом, благородными намерениями, но все это еще резче оттеняет паразитизм, инертность патриархального уклада помещичьей жизни, подавившего в конце концов все лучшие задатки героя. Последний роман Гончарова «Обрыв» появился в 1869 г. В «Обрыве» сказалось враждебное отношение писателя к революционной демократии, но и в этой книге создан ряд ярких образов представителей старой патриархально-помещичьей России.

                               Федор Михайлович Достоевский

  Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и выразительности картины страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал революционный путь и в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против идей революционно-демократического лагеря.

  Достоевский вступил в литературу как представитель «натуральной школы», продолжая традиции Пушкина и Гоголя. Его первая повесть «Бедные люди» (1846 г.) была восторженно встречена Белинским. В этой повести Достоевский с глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих в большом городе, защищает достоинство простого человека, показывает его превосходство над представителями аристократии. Но уже в этой повести проявились в зародыше некоторые черты будущих воззрений Достоевского. Он не видит в «маленьком человеке» способности к протесту и борьбе, не верит в возможность активного воздействия на действительность.

  Молодой Достоевский состоял в кружке Петрашевского и был приговорен в 1849 г. к смертной казни, замененной каторгой. После отбытия каторги его зачислили на военную службу рядовым. Именно в эти годы писатель пережил внутренний надлом. Он разочаровался в идеях революционной интеллигенции, объявил революционеров людьми, далекими от народа, и призвал обратиться к народной правде, основой которой считал смирение, долготерпение, простодушную веру. Возвратившись из ссылки, Достоевский как публицист и писатель неоднократно вступал в полемику со сторонниками революционного лагеря, писал против них памфлеты, пародировал их.

   Но и в этот период своего творчества Достоевский создает произведения огромного критического размаха, изображает кричащие противоречия пореформенной России. Такова его книга «Записки из мертвого дома» (1861—1862 гг.), в которой показаны страдания людей на царской каторге.

   Крупнейшее произведение Достоевского—роман «Преступление и наказание» (1866 г.). В нем выведен человек, проникнутый сознанием своей исключительности, презрением к массе и уверенностью в своем праве нарушать моральные нормы. Достоевский развенчивает этого индивидуалиста и вскрывает внутренний крах его устремлений. Роман дает потрясающее по силе изображение нищеты и страданий людей при капитализме, показывает распад личности и семьи, унижение и поругание человеческого достоинства.

   Реакционные взгляды Достоевского уже отчетливо сказались в этой книге, Писатель считает, что буржуазный индивидуализм характерен для представителей революционного лагеря и выдает индивидуалиста за революционера. Развенчивая его, Достоевский хочет развенчать в его лице и все революционное движение. С другой стороны, эгоизму и «наполеоновскому» принципу подавления слабых Достоевский может противопоставить только мораль смирения, покорности и кроткой веры.

   Свой положительный идеал, идеал нравственно прекрасного человека Достоевский воплотил в романе «Идиот» (1868 г.). В этой книге также дано изображение жестокости, эгоизма, изуверства господствующих буржуазно-дворянских кругов. Им противопоставлен положительный герой, воплощение кротости, сочувствия человеческим страданиям, с чертами Дон-Кихота. Он беспомощен в борьбе с социальным злом, но тем не менее представляет единственное начало, которое можно выдвинуть против жестокости современной жизни.

   Творчество Достоевского получило мировое признание. Его реакционные идеи, его высказывания о том, что в сознании человека господствуют темные, эгоистические инстинкты, которые надо подавлять при помощи религиозного смирения, использовались идеологами господствующих классов для реакционной пропаганды. Но, как великий реалист и страстный обличитель капитализма, Достоевский служит своим искусством прогрессивному человечеству.

                                     Лев Николаевич Толстой

   Лев Николаевич Толстой (1828—1910) занимает выдающееся место в ряду деятелей мировой культуры. Толстой происходил из высшей дворянской знати, но он порвал со своим классом и выступил как выразитель идей и настроений многомиллионного русского крестьянства, воплотив в своем творчестве и его ненависть к господствующему помещичье-буржуазному режиму, и его незнание путей борьбы, политическую неразвитость, апелляцию к богу, наивные представления о возможности «непротивления злу». В биографической трилогии «Детство, отрочество и юность» (1851—1856 гг.) главный герой Николенька Иртеньев принадлежит к числу тех нравственно чутких людей из господствующего класса, которые остро чувствуют социальную несправедливость и ложь окружающей жизни. Образ такого человека, мучительно ищущего правды, желающего разобраться в происходящем, проходит через все творчество Толстого.

  Служба в армии на Кавказе и в Крыму, участие в героической обороне Севастополя сблизили Толстого с народной массой, с крестьянами, одетыми в солдатские' шинели. В ряде произведений, посвященных войне на Кавказе, и в своих замечательных «Севастопольских рассказах» (1855—1856 гг.) Толстой нарисовал картины войны, свободные от фальшивой батальной героики, и изобразил величие русского солдата, выполняющего свой долг просто и спокойно, без позы и громких фраз.

  Роман «Война и мир» (1863—1869 гг.) — грандиозная эпопея народной войны против Наполеона, величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. Толстой показал здесь все русское общество, создал широкую картину русской жизни. Изображая титулованную аристократию, Толстой обрисовал ее эгоизм и карьеризм, лицемерие и паразитизм, преданность суетным делам. Он противопоставил ей тех представителей дворянства, которые чувствуют связь с национальными основами народной жизни или пытаются понять сложные противоречия действительности и найти свое место в дни великого народного бедствия.

  Толстой вывел в своем романе многочисленных русских людей, мужественно и скромно совершающих великие подвиги. Эти люди представляют народную Россию, которая бесконечно далека от фальшивой жизни господствующих классов. Величие полководца Кутузова Толстой также видит в его отчужденности от узких интересов господствующих верхов и в близости к народу. Россия победила в войне 1812 г. потому, что война эта носила патриотический, общенародный характер.

  Но в «Войне и мире» сказались и реакционные стороны воззрений Толстого. Защищая мысль о невозможности активного и сознательного руководства военными операциями, он приписывает Кутузову фаталистическую пассивность и невмешательство в стихийный ход событий. Ложная идея Толстого проявилась и в том, что образ Кутузова внутренне связан в романе с образом крестьянина Платона Каратаева, олицетворяющего смирение и христианскую покорность судьбе.

   Толстой — гениальный психолог, мастер изображения народной жизни—уже в рассматриваемый период представляет собой одну из вершин, до которых поднялась мировая литература.

                             Использование в рекламе

  Брэнд "Пушкин" - наше все

  Бренд, согласно словарям, - "образ марки товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок". Сегодня в нашей стране более 60 тыс. брендов. Однако те, что выделяются из общего ряда, можно счесть по пальцам.

  200-летний юбилей Пушкина, который отмечался в 1999 году, показал: это имя в России может составить конкуренцию самым раскрученным брэндам. Имя и облик поэта использовали тогда все, кому не лень. До 7% рекламных поверхностей в одной лишь столице были "пушкинскими". Только Москворецкий пивной комбинат разместил тогда в центре города полтора десятка больших биллбордов с изображением "нашего всего". Заметим, что достоверных сведений о том, что Пушкин любил пиво, нет.

  Чего не скажешь, например, о водке. Это обстоятельство учли по крайней мере две фирмы - дистрибьютор завода "Смирновъ" и ЗАО "Псковпищепром". "Смирновцы" выпустили водку, разлитую в бутыли в виде бюста поэта. Стоил "Пушкин" объемом "1/20 ведра" (790 г) около 1 тыс. рублей. Высокая цена объяснялась не уважением к гению, а отчасти тем, что бутылки были отлиты в Бельгии на заводе, производящем тару для парижских парфюмерно-косметических фирм, отчасти, как уверяли производители, качеством напитка. Хотя Александр Сергеевич, что называется, кусался, покупали его охотно. И иностранцы, и наши ценители прекрасного.

  Псковичи своего "Пушкина" очищали не столь тщательно и разливали в обычную тару, потому их сорокаградусное "солнце русской поэзии" радует потребителя до сих пор. Правда, в позапрошлом году с ним случился громкий скандал. Псковское управление по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства направило в адрес ГТРК "Псков" письмо с требованием запретить трансляцию рекламного ролика "Пушкин! Ищите не только на книжных полках!". Агитация за "Пушкина" появилась и на рекламных щитах в Пскове и других городах области. Против "пушкинистов" было возбуждено уголовное дело. Этикетку "Пушкина" украшают такие слова, выведенные летучим почерком: "Овес, который вырос на Псковской земле и впитал в себя красоту русской поэзии, умягчает водку и передает ей неповторимую атмосферу пушкинских мест..."

  Справедливости ради заметим: в мире давно известна водка "Пушкин", выпускаемая немецкой компанией Siegers. Но и они по части любви к Александру Сергеевичу не были первопроходцами: в 1899 году торговый дом "Смирновъ" наладил выпуск прототипа той водки, которой в 200-летний юбилей потчевали москвичей и гостей столицы правопреемники фирмы.

  Новое - и в случае с Пушкиным - хорошо забытое старое. В столетнюю годовщину бойко раскупались карамельки "Пушкин", папиросы "Пушкин", шоколад "Воспоминания о Пушкине", спички "Пушкинские", игральные карты "Пушкин" с картинками на сюжеты его произведений. Сто лет спустя хлебозавод № 2 наладил выпуск "Пушкинских сухарей", а кондитерская фабрика "Красный Октябрь" - целой серии шоколада, конфет и карамели "Ай да Пушкин!". Через несколько недель после начала раскрутки новых сладостей (по вкусу ничем не отличавшихся от старых) доля их продажи от общего объема продукции фабрики составила 5%.

  Всех «заткнула за пояс» компания, наладившая производство кетчупа, на этикетке которого под ликом Пушкина было выведено: "ЧИЛИ"...

  "Выпить Пушкина", "съесть Пушкина" - звучит жутковато. Вспоминается его письмо из глухой провинции: "На днях было сборище у одного соседа; я должен был туда приехать. Дети его родственницы хотели непременно туда же ехать. Мать принесла им изюму и черносливу и думала тихонько от них убраться. Но мой сосед их взбудоражил: "Дети! Дети! Мать вас обманывает, не ешьте черносливу, поезжайте с нею. Там будет Пушкин - он весь сахарный, а зад его яблочный, его разрежут, и всем будет по кусочку". Дети разревелись: "Не хотим черносливу, хотим Пушкина!" Нечего делать - их повезли, и они сбежались ко мне, облизываясь, но, увидев, что я не сахарный, а кожаный, совсем опешили".

  Вряд ли это письмо помнил кто-нибудь из собравшихся в Сургуте на Пушкинский праздник в честь его 207-летия. Поэтому без лишних колебаний испекли огромный торт в виде Пушкина, разрезали - и всем досталось по кусочку.

  Кто-то из производителей после очередного юбилея снимает "Пушкина" с конвейера, кто-то с ним не расстается. И при этом убытков не терпит. Маркетологи считают, что мода на Пушкина в России устойчива - треть наших соотечественников называют его своим любимым писателем (на втором месте - Есенин). Но любовь к Пушкину, понятно, возрастает в начале июня. Каждый год, а не только по круглым датам. И, кроме того, есть области бизнеса, где Пушкин может пахать на хозяев круглосуточно.

  Директор столичного ресторана, носящего имя поэта с твердым знаком на конце, Александр Зайцев, объясняет успех заведения так: "Есть бренды, живущие в нашем сознании самостоятельно и воспринимающиеся в отрыве от своего рынка. Я бы назвал их "брендами-иконами", при упоминании которых замирает сердце и возникает острая потребность в принадлежности к ним. Создавая "Пушкина", мы учли несколько моментов. Во-первых, заметное отсутствие в культуре планки, ориентированной на несколько поколений сразу. Есть молодежная культура, есть ретрокультура, но отсутствует культура, ориентированная на всех. Во-вторых, склонность россиян к идеализации прошлого. В-третьих, наличие действительно богатейших традиций русской культуры. В-четвертых, усталость от засилья не лучших образцов культуры Запада".

Информация о работе Золотой век русской литературы