Жизненный и творческий путь Юрия Любимова

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:05, реферат

Описание работы

Юрия Любимова без сомнения можно назвать человеком, сумевшим вписать своё имя золотыми буквами в развитие театрального искусства. Каждую новую постановку он старается сделать лучше предыдущей, непримиримо идя вперёд и не останавливаясь на достигнутом. Но истинный смысл театральных пьес, выбираемых режиссёром для постановок, можно понять зная судьбу режиссёра, его биографию. Ведь зачастую режиссер выбирает те произведения, которые перекликаются с его личными переживаниями, радостями, невзгодами. Юрия Любимова конечно можно назвать именно таким режиссёром.

Содержание

1. Введение...............................................................................................................2
2. Биография 3
3. Театр скучен и похож на английский газон 6
4. Первый режиссерский опыт, педагогическая практика 8
5. Спектакль «Добрый человек из Сезуана» 10
6. Первые годы жизни театра на Таганке. 12
7. Интенсивное вовлечение в действие музыки и сценографии. 14
8. Постановки, инсценировки. 16
9. Театр на Таганке - театральный центр мира. 18
10. Постановки и спектакли. 20
11. Юрий Любимов и организованный им театр будто притягивали самых талантливых людей страны. 23
12. Лишение гражданства, деятельность за рубежом, возвращение гражданства. 24
13. Работа за рубежом. 26
14. За годы своей режиссерской деятельности… 27
15. Заключение…..................................................................................................28
Список литературы...............................................................................................29

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ГОТОВ(СОДЕРЖАНИЕ НОРМ).doc

— 133.00 Кб (Скачать)

    Трагедией несостоятельности государства  на всех его уровнях прозвучал  на таганковской сцене «Борис Годунов». Прежде всего - трагедией народа. С готовностью, пусть лицемерной, народ снова и снова принимал на себя роль раба. Трагизм ситуации оказывался обнажен. Ибо «дирижеры» руководили этим народом, как послушными марионетками. А преступность «дирижеров» народу была ведома. Спектакль на этом настаивал: народ ни на мгновение не исчезал со сцены, оказываясь в курсе всего происходящего. При этом все делал, как по команде: подчинялся силе, порой и в пределах одной сцены меняя «покровителя». Как по команде, падал ниц перед государем. Как по команде, молился. А затем, после смиренной молитвы, как по команде, пускался в разгул. Перед зрителями представал ввергнутый в преступления народ, причем ввергнутый с его согласия. Это был спектакль-апокалипсис.

    Спектакль стал первым в истории драматического театра убедительным доказательством сценичности пушкинской трагедии.

    По  пьесам Любимов поставил также спектакли  «Жизнь Галилея» (Б.Брехт, 1966), «Тартюф» (Ж.-Б.Мольер, 1968), «Турандот, или Конгресс обелителей» (Б.Брехт, 1979), «Пир во время чумы» (по «Маленьким трагедиям» А.Пушкина, 1989), «Самоубийца» (Н. Эрдман, 1990), «Электра» (Софокл, 1992), «Медея Еврипида» (по «Медее» Еврипида, 1995), «Марат-Сад» (П.Вайс, 1998).

 

11. Юрий Любимов и организованный им театр будто притягивали самых талантливых людей страны.

    Славу «Таганки» разделили с режиссером его актеры: Ф.Антипов, И.Бортник, В.Высоцкий, А.Демидова, В. Золотухин, М.Полицеймако, Л.Селютина, З.Славина, В.Смехов, А.Трофимов, И.Ульянова, С.Фарада, Л.Филатов, Б.Хмельницкий, В.Шаповалов, Л.Штейнрайх, Д.Щербаков и др. Все они - ученики Юрия Любимова, даже если учились не на его курсе.

    Режиссер  ставил спектакли по произведениям  таких представителей современной  отечественной прозы, как Ф.Абрамов, Б.Можаев, А.Солженицын, Ю. Трифонов. Музыку к спектаклям Любимова писали композиторы Ю.Буцко, А.Волконский, С.Губайдулина, Э.Денисов, В.Мартынов, Н.Сидельников, А. Шнитке, Д.Шостакович. Сценографию создавали художники Д. Боровский, С. Бархин, Ю.Васильев, Э.Кочергин, Э. Стенберг и др. Членами художественного совета театра на Таганке в разные годы являлись ученые П.Капица и Н.Флеров; писатели и поэты Ф.Абрамов, Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ф.Искандер, Б.Можаев, Б.Окуджава, А.Твардовский, Ю.Трифонов, Н.Эрдман; театральные критики А.Аникст, Б.Зингерман, К.Рудницкий, кинорежиссеры С.Параджанов, Э.Климов.

    Огромный  успех внутри страны и резонанс, который получило искусство театра на Таганке за рубежом, вынуждали  власть в какой-то мере считаться  с театром. Так в условиях коммунистического  режима театр сумел продержаться 18 лет. Однако годами копившееся напряжение, постоянные нападки на театр, запрет спектакля «Владимир Высоцкий», посвященного памяти поэта и актера, в 1981 году, вслед за тем - запрет «Бориса Годунова» - в 1982 году, запрет репетиций «Театрального романа» - в 1983-м, а также тянувшийся уже 15 лет конфликт вокруг так и не вышедшего к зрителю спектакля «Живой» - заставили режиссера в момент кризиса власти пойти на обострение отношений с ней, избрав резко ультимативную тактику.

 

12. Лишение гражданства, деятельность за рубежом, возвращение гражданства.

    В марте 1984 года Ю.П.Любимова освобождают  от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, подписанным  К. Черненко, лишают советского гражданства.

    «Мир  облагодетельствован его изгнанием» - так была оценена в западной прессе работа Любимова за рубежом. Постановки «Преступления и наказания» Ф.Достоевского в Австрии, Англии, США, Италии были удостоены высших театральных премий, в том числе в Австрии - Премии Иозефа Кайнца. Спектакль «Бесы» по роману Ф.Достоевского, поставленный в лондонском театре Альмида, гастролировал по всей Европе, в частности, по приглашению Д.Стрелера - в парижском Театре Европы (1985). Получив приглашение И.Бергмана, Ю.Любимов ставит в стокгольмском Королевском драматическом театре спектакли «Пир во время чумы» (1986) и «Мастера и Маргариту» (1988). Создает «Ревизскую сказку» по Н.Гоголю (1986, Бургтеатр, Вена), «Закат» по И.Бабелю (1986, театр «Габима», Тель-Авив), «Пир во время чумы» по «Маленьким трагедиям» А. Пушкина (1986, Королевский драматический театр, Стокгольм), «Гамлет» по У.Шекспиру (1989, театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания; 1989, театр Гинза, Токио).

    Не  менее плодотворной была его работа в оперном театре: «Саламбо» М.Мусоргского (1986, Гранд Опера, Париж); «Лулу» Берга (1983, театр Реджио, Турин; 1987, Лирик опера, Чикаго); «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1983) и «Риголетто» Дж. Верди (1984), Театр Коммунале, Болонья; «Фи-делио» Л. Бетховена (1985, Штатсопер, Штутгарт); «Мастер и Маргарита» Р. Кунада (1986, Оперный театр, Карлсруэ); «Енуфа» Л. Яначека (1986, цюрихский Оперный театр и лондонский Ковент Гарден); 1993 - боннский Штатсопер); «Евгений Онегин» П. Чайковского (1987, Штатсопер, Бонн); «Тангейзер» Р.Вагнера (1988, Штатсопер, Штутгарт); «Золото Рейна» Р. Вагнера (1988, Ковент Гарден, Лондон). Кроме того, в миланском Ла Скала режиссер воплотил «Страсти по Матфею» И.С. Баха (1985).

    С 1985 года в стране в связи с «перестройкой», инициированной М.Горбачевым и его сторонниками, начались перемены. В мае 1988 года Юрий Любимов по приглашению Н.Губенко приезжает в Москву и восстанавливает «Бориса Годунова». Восстановлен и спектакль «Владимир Высоцкий». 23 февраля 1989 года, через 21 год после постановки, состоялась премьера спектакля «Живой» по Б.Можаеву. Все эти постановки поразили современностью звучания.

    23 мая 1989 года Ю.П. Любимову возвращают  гражданство. Но театру на Таганке  опять суждено было пережить  испытание. Творческие, экономические и множество других проблем привели к расколу труппы. Однако, несмотря на многочисленные перипетии, Любимов ставит новые спектакли. После возвращения в страну им созданы «Пир во время чумы» (по «Маленьким трагедиям» А.Пушкина, 1989), «Самоубийца» по Н.Эрдману (1990), «Электра» по Софоклу (1992), «Живаго (Доктор)» по Б.Пастернаку (1993), «Медея Еврипида» по Еврипиду (1995), «Подросток» (1996) и «Братья Карамазовы» (1997) по Ф.Достоевскому, «Марат-Сад» по П. Вайсу (1998), «Шарашка» по А.Солженицыну (1998), «Хроники» по трагедиям У.Шекспира (2000), «Евгений Онегин» по роману А.Пушкина (2000), а к тридцатипятилетию театра на Таганке (1999) восстановлен спектакль «Добрый человек из Сезуана».

    На  международном театральном фестивале  «Балтийский дом» спектакль «Марат-Сад» получает Гран-при (2000, Санкт-Петербург).

    Как «Добрый человек из Сезуана» был  признан одним из критиков самым  технически сложным спектаклем своего времени, так сегодня подобное, вероятно, можно сказать о «Марате-Саде». Принципиально важно, что в нем наряду со «стариками» участвует молодое поколение «Таганки», ядром которого стал актерский класс, выпущенный Любимовым по возвращении из вынужденной эмиграции.

 

13. Работа за рубежом.

    В 90-е годы театр на Таганке постоянно  показывает свои спектакли за рубежом, там проходят и премьеры некоторых из них, поставленные при финансовом содействии иностранных продюсеров. Так, премьера «Электры» состоялась в Греции, «Живаго (Доктор)» - на Венском фестивале, «Медеи» - в Афинах. В 2000 году театр на Таганке принял участие в Авиньонском фестивале во Франции, показав спектакль «Марат-Сад». На этот фестиваль Любимов был в свое время приглашен еще его организатором Жаном Виларом, который приезжал в Москву, а затем и министром культуры Франции А.Мальро.

    Одновременно  режиссер продолжает работу за рубежом. В драматическом театре ставит спектакли «Подросток» по Ф.Достоевскому (1991) и «Комедианты» по А.Островскому (1991) - в хельсинкском Национальном театре; «Чайка» по А.Чехову (1993) и «Кредиторы» по А. Стриндбергу (1994) - в афинском театре Дионисия; «Птицы» (по фрагментам пьесы Аристофана, 1995, Театральный фестиваль в Дельтах); «Вишневый сад» по А. Чехову (1995, театр Кати Дандулаки, Афины). Создает оперные постановки «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1990, Штатсопер, Гамбург); «Пиковая дама» П. Чайковского (1990, Штатсопер, Карлсруэ; 1996, Штатсопер, Бонн); «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (1991, Штатсопер, Мюнхен); «Набукко» Дж. Верди (1997, Штатсопер, Бонн).

    Спектакли по русской и мировой оперной  классике, а также по современным зарубежным операм заставили говорить о Любимове как о крупнейшем реформаторе оперы в XX веке. Всего он создал 25 оперных постановок на лучших сценах мира.

 

14. За годы своей режиссерской деятельности…

    За  годы своей режиссерской деятельности Ю. П. Любимов трижды выступал как актер: сыграл роли Бачея в фильме «Хуторок в степи» (1971, реж. В.Бунеев); Мольера - в телевизионном спектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1975, реж. А.Эфрос), Фамусова в спектакле «Горе от ума» (1995, Берлинская академия искусств, театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт).

    Ю.П. Любимов награжден орденом Трудового  Красного Знамени (1977), орденом Великой  Отечественной войны (1996), орденом  «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997), орденом Святого Константина (1998), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За оборону Москвы» (1944), «За победу над Германией» (1945), «За участие в Великой Отечественной войне» (1946), «800 лет Москвы» (1947); «50 лет победы над Германией» (1995), медалью маршала Жукова (1996). Он - лауреат Государственной премии СССР (1952); лауреат Государственной премии России (1997); лауреат премии «Триумф» (1998); лауреат Царскосельской премии (Санкт-Петербург, 1999), он удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР (1954); звания Народного артиста России (1991). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    15. Заключение

    "Я  хочу быть понят своей страной"- вероятно эти слова присущи  любому человеку, являющемуся истинным  гражданином и патриотом своей  родины. "Я хочу быть понят  своей страной"- звучало со  сцены Театра на Таганке. Смог  ли Юрий Любимов быть понятным для своей страны? Ответ однозначный - ДА! Многочисленные театральные награды тому подтверждение. Но всё же главной заслугой любого режиссёра, является любовь зрителей, преданно приходящих на каждую премьеру и ждущих необычайного буйства красок, не придуманных эмоций и духовного заряда. Театр на Таганке и Юрий Любимов - трудно себе представить одно без другого. Да и надо ли, если весь театральный мир уже давно принимает режиссёра и театр как одно целое, неделимое, неразлучное.

          Что было бы с мировой культурой, если бы не театры? Что было бы с мировой культурой если бы не великолепные пьесы? Что было бы с нами, если бы не такие режиссёры как Юрий Любимов, умеющие донести до каждого зрителя житейские и моральные истины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список литературы:

    http://www.biograph.comstar.ru/

    http://student.km.ru/

    http://taganka.theatre.ru/lubimov/

    http://www.biograph.ru/ 
 
 
 
 

Информация о работе Жизненный и творческий путь Юрия Любимова