Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 23:05, реферат
Юрия Любимова без сомнения можно назвать человеком, сумевшим вписать своё имя золотыми буквами в развитие театрального искусства. Каждую новую постановку он старается сделать лучше предыдущей, непримиримо идя вперёд и не останавливаясь на достигнутом. Но истинный смысл театральных пьес, выбираемых режиссёром для постановок, можно понять зная судьбу режиссёра, его биографию. Ведь зачастую режиссер выбирает те произведения, которые перекликаются с его личными переживаниями, радостями, невзгодами. Юрия Любимова конечно можно назвать именно таким режиссёром.
1. Введение...............................................................................................................2
2. Биография 3
3. Театр скучен и похож на английский газон 6
4. Первый режиссерский опыт, педагогическая практика 8
5. Спектакль «Добрый человек из Сезуана» 10
6. Первые годы жизни театра на Таганке. 12
7. Интенсивное вовлечение в действие музыки и сценографии. 14
8. Постановки, инсценировки. 16
9. Театр на Таганке - театральный центр мира. 18
10. Постановки и спектакли. 20
11. Юрий Любимов и организованный им театр будто притягивали самых талантливых людей страны. 23
12. Лишение гражданства, деятельность за рубежом, возвращение гражданства. 24
13. Работа за рубежом. 26
14. За годы своей режиссерской деятельности… 27
15. Заключение…..................................................................................................28
Список литературы...............................................................................................29
Трагедией несостоятельности государства на всех его уровнях прозвучал на таганковской сцене «Борис Годунов». Прежде всего - трагедией народа. С готовностью, пусть лицемерной, народ снова и снова принимал на себя роль раба. Трагизм ситуации оказывался обнажен. Ибо «дирижеры» руководили этим народом, как послушными марионетками. А преступность «дирижеров» народу была ведома. Спектакль на этом настаивал: народ ни на мгновение не исчезал со сцены, оказываясь в курсе всего происходящего. При этом все делал, как по команде: подчинялся силе, порой и в пределах одной сцены меняя «покровителя». Как по команде, падал ниц перед государем. Как по команде, молился. А затем, после смиренной молитвы, как по команде, пускался в разгул. Перед зрителями представал ввергнутый в преступления народ, причем ввергнутый с его согласия. Это был спектакль-апокалипсис.
Спектакль стал первым в истории драматического театра убедительным доказательством сценичности пушкинской трагедии.
По пьесам Любимов поставил также спектакли «Жизнь Галилея» (Б.Брехт, 1966), «Тартюф» (Ж.-Б.Мольер, 1968), «Турандот, или Конгресс обелителей» (Б.Брехт, 1979), «Пир во время чумы» (по «Маленьким трагедиям» А.Пушкина, 1989), «Самоубийца» (Н. Эрдман, 1990), «Электра» (Софокл, 1992), «Медея Еврипида» (по «Медее» Еврипида, 1995), «Марат-Сад» (П.Вайс, 1998).
Славу
«Таганки» разделили с
Режиссер ставил спектакли по произведениям таких представителей современной отечественной прозы, как Ф.Абрамов, Б.Можаев, А.Солженицын, Ю. Трифонов. Музыку к спектаклям Любимова писали композиторы Ю.Буцко, А.Волконский, С.Губайдулина, Э.Денисов, В.Мартынов, Н.Сидельников, А. Шнитке, Д.Шостакович. Сценографию создавали художники Д. Боровский, С. Бархин, Ю.Васильев, Э.Кочергин, Э. Стенберг и др. Членами художественного совета театра на Таганке в разные годы являлись ученые П.Капица и Н.Флеров; писатели и поэты Ф.Абрамов, Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ф.Искандер, Б.Можаев, Б.Окуджава, А.Твардовский, Ю.Трифонов, Н.Эрдман; театральные критики А.Аникст, Б.Зингерман, К.Рудницкий, кинорежиссеры С.Параджанов, Э.Климов.
Огромный успех внутри страны и резонанс, который получило искусство театра на Таганке за рубежом, вынуждали власть в какой-то мере считаться с театром. Так в условиях коммунистического режима театр сумел продержаться 18 лет. Однако годами копившееся напряжение, постоянные нападки на театр, запрет спектакля «Владимир Высоцкий», посвященного памяти поэта и актера, в 1981 году, вслед за тем - запрет «Бориса Годунова» - в 1982 году, запрет репетиций «Театрального романа» - в 1983-м, а также тянувшийся уже 15 лет конфликт вокруг так и не вышедшего к зрителю спектакля «Живой» - заставили режиссера в момент кризиса власти пойти на обострение отношений с ней, избрав резко ультимативную тактику.
В
марте 1984 года Ю.П.Любимова освобождают
от должности художественного
«Мир
облагодетельствован его
Не менее плодотворной была его работа в оперном театре: «Саламбо» М.Мусоргского (1986, Гранд Опера, Париж); «Лулу» Берга (1983, театр Реджио, Турин; 1987, Лирик опера, Чикаго); «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1983) и «Риголетто» Дж. Верди (1984), Театр Коммунале, Болонья; «Фи-делио» Л. Бетховена (1985, Штатсопер, Штутгарт); «Мастер и Маргарита» Р. Кунада (1986, Оперный театр, Карлсруэ); «Енуфа» Л. Яначека (1986, цюрихский Оперный театр и лондонский Ковент Гарден); 1993 - боннский Штатсопер); «Евгений Онегин» П. Чайковского (1987, Штатсопер, Бонн); «Тангейзер» Р.Вагнера (1988, Штатсопер, Штутгарт); «Золото Рейна» Р. Вагнера (1988, Ковент Гарден, Лондон). Кроме того, в миланском Ла Скала режиссер воплотил «Страсти по Матфею» И.С. Баха (1985).
С 1985 года в стране в связи с «перестройкой», инициированной М.Горбачевым и его сторонниками, начались перемены. В мае 1988 года Юрий Любимов по приглашению Н.Губенко приезжает в Москву и восстанавливает «Бориса Годунова». Восстановлен и спектакль «Владимир Высоцкий». 23 февраля 1989 года, через 21 год после постановки, состоялась премьера спектакля «Живой» по Б.Можаеву. Все эти постановки поразили современностью звучания.
23
мая 1989 года Ю.П. Любимову возвращают
гражданство. Но театру на
На
международном театральном
Как «Добрый человек из Сезуана» был признан одним из критиков самым технически сложным спектаклем своего времени, так сегодня подобное, вероятно, можно сказать о «Марате-Саде». Принципиально важно, что в нем наряду со «стариками» участвует молодое поколение «Таганки», ядром которого стал актерский класс, выпущенный Любимовым по возвращении из вынужденной эмиграции.
В 90-е годы театр на Таганке постоянно показывает свои спектакли за рубежом, там проходят и премьеры некоторых из них, поставленные при финансовом содействии иностранных продюсеров. Так, премьера «Электры» состоялась в Греции, «Живаго (Доктор)» - на Венском фестивале, «Медеи» - в Афинах. В 2000 году театр на Таганке принял участие в Авиньонском фестивале во Франции, показав спектакль «Марат-Сад». На этот фестиваль Любимов был в свое время приглашен еще его организатором Жаном Виларом, который приезжал в Москву, а затем и министром культуры Франции А.Мальро.
Одновременно режиссер продолжает работу за рубежом. В драматическом театре ставит спектакли «Подросток» по Ф.Достоевскому (1991) и «Комедианты» по А.Островскому (1991) - в хельсинкском Национальном театре; «Чайка» по А.Чехову (1993) и «Кредиторы» по А. Стриндбергу (1994) - в афинском театре Дионисия; «Птицы» (по фрагментам пьесы Аристофана, 1995, Театральный фестиваль в Дельтах); «Вишневый сад» по А. Чехову (1995, театр Кати Дандулаки, Афины). Создает оперные постановки «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1990, Штатсопер, Гамбург); «Пиковая дама» П. Чайковского (1990, Штатсопер, Карлсруэ; 1996, Штатсопер, Бонн); «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева (1991, Штатсопер, Мюнхен); «Набукко» Дж. Верди (1997, Штатсопер, Бонн).
Спектакли по русской и мировой оперной классике, а также по современным зарубежным операм заставили говорить о Любимове как о крупнейшем реформаторе оперы в XX веке. Всего он создал 25 оперных постановок на лучших сценах мира.
За годы своей режиссерской деятельности Ю. П. Любимов трижды выступал как актер: сыграл роли Бачея в фильме «Хуторок в степи» (1971, реж. В.Бунеев); Мольера - в телевизионном спектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» (1975, реж. А.Эфрос), Фамусова в спектакле «Горе от ума» (1995, Берлинская академия искусств, театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт).
Ю.П.
Любимов награжден орденом
15. Заключение
"Я
хочу быть понят своей страной"
Что было бы с мировой культурой, если
бы не театры? Что было бы с мировой культурой
если бы не великолепные пьесы? Что было
бы с нами, если бы не такие режиссёры как
Юрий Любимов, умеющие донести до каждого
зрителя житейские и моральные истины.
Список литературы:
http://www.biograph.
http://student.km.ru/
http://taganka.theatre.ru/
http://www.biograph.ru/
Информация о работе Жизненный и творческий путь Юрия Любимова