- Вестерн (англ. western) — жанр литературы и кино, возникший и развивающийся в США c конца XIX века. Действие вестернов происходит, как свидетельствует название, на Диком Западе (англ. west — запад) в конце XIX века.
Сюжеты вестернов могут быть самыми разными,
но объединяет их одно — так называемый
«быстрый выстрел». Все, наверное, при
упоминании этого слова могут вспомнить
такую картину: пыльная улица, жара, пот
стекает со лба… на улицу выходят два
человека со сверкающими пистолетами
на бёдрах… Добро сражается со злом.
- Детектив (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. Конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.
- Документальное кино (или неигровое кино) — жанр кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира.
- Драма — литературный и кинематографический жанр. Специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.
- Исторический фильм — фильмы этого жанра киноискусства реконструируют реально происходившие исторические события. Исторические фильмы обычно бывают высокобюджетными, с красивыми костюмами и декорациями, нередко с внушительными массовками.
- Мелодрама — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.
- Мистика — жанр кино, в котором присутствуют изображения сверхестественных явлений и духовной практики, направленной на связь с потусторонним миром и сверхестественными силами.
- Триллер (от англ. thrill — трепет) — так называют фильмы, стремящиеся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то уникальному преступлению. К триллерам также часто относят фильмы ужасов. Признанным мастером триллеров считается режиссёр Альфред Хичкок.
- Фильм-катастрофа пришёл на смену пеплуму и нео-вестерну в качестве самого кассового жанра голливудского кино в начале 1970-х годов, после выхода на экраны таких чемпионов кассовых сборов, как «Аэропорт» (1970) и «Приключение „Посейдона“» (1972), хотя истоки жанра можно увидеть в фильмах о катастрофе «Титаника» (фильм Жана Негулеско 1953 г, Роя Уорда Бейкера 1958 г.). Далее эту формулу разрабатывали «Землетрясение» (1974), «Гинденбург» (1975) и некоторые другие ленты. Во второй половине 1970-х популярность жанра заметно пошла на убыль. Первый советский фильм-катастрофа — «713-й просит посадку» — вышел на экраны в 1962 году.
В 1990-е годы в связи с бурным
развитием компьютерных спецэффектов
фильмы-катастрофы — «Скорость», «Армагеддон», «Столкновение
с бездной» — вновь выбились в чемпионы
американского проката, а исторический
фильм-катастрофа «Титаник» (1997) вообще долгое время оставался
самым кассовым фильмом в истории. После
триумфа «Титаника» жанр вступил в новую
полосу кризиса, а в 2008 году была выпущена
пародия на фильмы-катастрофы — «Нереальный блокбастер».
В современных представителях
жанра — «28 дней спустя» (2002), «Послезавтра» (2004), «Явление» (2008), «Знамение» (2009), «2012» (2009), — катастрофа, как правило,
носит не локальный, а вселенский характер,
то есть жанр пересекается с постапокалиптикой, а зачастую и вовсе от неё неотличим.
В качестве причин катастрофы называются пандемиянеизлечимой болезни, доведенные
до апокалиптического масштаба глобальное потепление, солнечная вспышка и подобные явления, возможное
негативное влияние которых на человечество
регулярно обсуждается в популярных средствах
массовой информации.