Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:21, курсовая работа
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность. Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна.
• История Монны Лизы
• Загадка Леонардо да Винчи – «Джоконда»
• Кому Джоконда корчит рожи?
• Так почему же улыбается Мона Лиза?
• Тайна улыбки Моны Лизы разгадана
• Найдены последние потомки Моны Лизы
• Итальянский ученый нашел прототип Джоконды
• Разгадки Джоконды
• Кто такая Мона Лиза?
• Две картины – две модели
• Похищение Джоконды
• Мона Лиза. Рождение легенды Леонардо да Винчи (Лувр. Louvre)
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО- СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ «ДЖОКОНДЫ»
Выполнила: Зайнуллина Л. Р.
Гр.: 1ДИ101
Загадки Джоконды
История Монны Лизы
Загадки Джоконды
Мона Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность. Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна. С начала шестнадцатого столетия картина, приобретенная Франциском I непосредственно из рук Леонардо да Винчи, после смерти Леонардо оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Она изучалась историками, копировалась живописцами, копировали её часто, но 21 августа 1911 года картина была похищена итальянским живописцем, Vincenzo Peruggia, с целью возвратить её на историческую родину. После полицейского допроса всех подозреваемых, живописца Cubist, поэта Guillaume Apollinaire ( в тот день он призывал сжечь весь Лувр) и многих других, картину нашли только спустя два года в Италии. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр. В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и ее славу.
Загадка Леонардо да Винчи – «Джоконда»
Загадки Джоконды
Леонардо да Винчи - величайший учёный и живописец эпохи Возрождения, скульптор, инженер и архитектор, гений всех эпох. Леонардо первым изобрел многие достижения цивилизации, осуществить которые удалось только незадолго до наших дней. Ему принадлежат первые чертежи воздушно-летательного аппарата, движущихся механизмов, сложная система подачи воды и канализации и многое-многое другое.
Великий ученый в
жизни говорил загадками и
сыпал метафорическими
Мнения исследователей
насчет портрета Джоконды и ее загадочной
улыбки расходятся. Одни считают ее
возвышенным идеалом
У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». А.Л. Волынский - литератор 19 века и исследователь художественной деятельности Леонардо да Винчи - характеризует портрет Моны Лизы совсем иначе. Анализируя работы Леонардо, исследователь склоняется к выводу, что живопись была для этого могучего гения, скорее, научным экспериментом, нежели самим искусством с его предназначением. А.Л. Волынский уверен, что великий художник не стремился придать своим персонажам святость и возвышенную духовность, и не преследовал цель затронуть этим душу зрителя.
И в портрете Джоконды, при всей непревзойденности техники изображения человека и эстетической гармонии, отсутствуют душевная теплота, чистая нравственность и высокие устремления, что есть главным в произведениях искусства. А загадочную улыбку исследователь искусств охарактеризовал как ядовитую усмешку, вместе с неприятным и насмешливым взглядом узких глаз. Вот как он описывает свое впечатление от увиденного портрета и улыбки Джоконды: «Непонятная улыбка возбуждала во мне что-то неприятное… в душу ниоткуда не проникал свет художественной красоты, а ум не устанавливал никакой определенной точки зрения на этот портрет.
Что-то хитрое, скрытно-ядовитое убивало все мои восприятия. В Джоконде… отсутствует самый типичный и самый человечный элемент - нравственная сила, которая оживляла древнее искусство, сливалась там с религиозными устремлениями, и которая здесь заменилась нравственным бессилием, прикрытым загадочной улыбкой». Современные ученые тоже анализируют таинственный портрет. С помощью компьютера попытались расшифровать улыбку Джоконды - компьютерная программа Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Если верить программному вычислению, то, можно сказать, что Мона Лиза на картине Леонардо да Винчи на 83% счастливая, на 9% - испытывает чувство отвращения, на 6% - полна страха и на 2% - злая. Предполагается, что Леонардо использовал в своей картине свойства человеческого зрения, что создает удивительные свойства выражения лица Джоконды. Зрение у человека есть прямое и периферическое. Прямое - хорошо воспринимает детали, хуже - тени. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета считает, что улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением». Вот уже несколько сот лет исследователи спорят о таинственном портрете, секрет создания которого до сих пор остается неразгаданным. Приблизился к разгадке техники живописи самого Леонардо да Винчи французский исследователь Жан Франк. Исследуя в течение нескольких лет портрет Джоконды, он узнал и даже смог повторить ту технику, благодаря которой Джоконда кажется живой. «С точки зрения техники исполнения, Мона Лиза всегда считалась чем-то необъяснимым. Теперь, думаю, я могу ответить на эту загадку», - говорит Франк. По его словам, Леонардо использовал разработанную им технику «сфумато» (итальянское «sfumato», буквально - «исчезнувший, как дым»). Прием состоит в том, что предметы на картинах должны не иметь четких границ, все должно быть плавно переходящим одно в другое, очертаний предметов смягчены с помощью окружающей их свето-воздушной дымки.
Основная сложность
этой техники заключается в
Виктория Тюрина, Великая Эпоха, Украина
Кому Джоконда корчит рожи?
Загадки Джоконды
Но главное, почему в интерпретации пятен на плащанице был заподозрен именно Леонардо, заключалось в другом. Совершенно очевидно, что в этом принял участие замечательный мастер, используя при этом фантастическую технику. Такой техникой владел лишь один художник - да Винчи. Именно он изобрел принцип «сфумато» (рассеивания, мерцания). Считается, что этот принцип предполагает всего лишь некоторую размытость деталей, изображенных на полотне, но это не совсем так. На самом деле эта техника в первую очередь учитывала особенности человеческого восприятия - изображение было не фотографически точным, а заведомо искаженным, почему и казалось живым и подвижным. Не исключено, что именно многолетняя кропотливая работа над изображением лика Христа на тончайших волокнах плащаницы позволила Леонардо открыть и освоить эту феноменальную технику, которую он позже во всем блеске продемонстрировал в самой своей знаменитой картине - портрете Моны Лизы, жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Впрочем, может быть, правы те, кто считает, что эту технику нельзя освоить, что она была врожденной и Леонардо действительно был представителем или отблеском инопланетной цивилизации.
Между прочим, загадочной улыбкой Моны Лизы восхищались и восхищаются далеко не все. Например, известный российский философ Лосев писал о ней: «Стоит всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, а хищная физиономия с холодными глазами и с отчетливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть». Самое интересное заключается в том, что, как выяснили психологи, люди воспринимают Мону Лизу совершенно по-разному даже в зависимости от своего настроения - одним зрителям она явно улыбается, другим корчит рожи, а на третьих вообще не обращает внимания. Иными словами, в этой картине люди видят самих себя - то, какие они есть на самом деле. Точно такой же эффект производит и автопортрет Леонардо да Винчи, с которым связана еще одна тайна. В одной из своих заметок художник привел загадочную фразу: «Живопись превосходит музыку и господствует над ней, ибо она не умирает непосредственно после своего рождения, как несчастная музыка, а наоборот, она остается в бытии». Возможно, в конце концов Леонардо удалось достичь того, о чем позднее Оскар Уайльд написал в романе «Портрет Дориана Грея», - изображение начало жить своей жизнью, отдельной от жизни оригинала. Во всяком случае, современники Леонардо отмечали, что его автопортрет с годами стал выглядеть гораздо старше, чем сам художник. Если это так, то да Винчи вполне заслуживал звания «флорентийского кудесника». Если образ Христа на Туринской плащанице принадлежит именно ему, то можно быть уверенным, что пророк выглядел именно так и никак иначе.
Так почему же улыбается Мона Лиза?
Загадки Джоконды
Два события, связанных с самой загадочной картиной в истории - «Джокондой» Леонардо да Винчи, произошли в мире искусства. В Оттаве с отчетом о новейших исследованиях 500-летнего шедевра выступила канадо-французская группа, попытавшаяся поставить точки над «i» в его тайнах, а в Париже вышла книга «Глубинная суть Джоконды: код Леонардо да Винчи раскрыт».
Чтобы вырвать эту тайну у легендарного произведения, его пришлось подвергнуть непростым испытаниям, но, разумеется, без малейшего ущерба для картины великого итальянца. Благодаря новейшим достижениям науки и техники ученые сумели исследовать все компоненты этого творения: доску из тополя, на которой оно написано, краски и грунтовку, лаки и другие материалы, употребляемые живописцами в те далекие времена. В лексике экспертов по искусству появилась совершенно новая для них терминология - флуоресцентный и спектрометрический анализ, ультразвуковая рефлектоскопия в инфракрасных лучах, электронный спектральный анализ. Картину просвечивали рентгеновскими лучами, исследовали в ультрафиолетовом излучении, подвергали цифровому лазерному сканированию в трех измерениях, другим самым современным методам анализа. Такой трехмерный сканер дает точность до одного микрона, то есть менее одной десятой диаметра обыкновенного человеческого волоса.
Большая часть анализов
и исследований была проделана в
Реставрационно-
Результаты почти четырехлетней работы ученые обобщили в солидном труде, название которого перекликается со скандально известным романом Дэна Брауна «Код да Винчи». Авторы сделали это умышленно, четко обозначив в заголовке свою идею и свою цель - «Глубинная суть Джоконды: код Леонардо да Винчи раскрыт». Книга богато иллюстрирована. В нее включены снимки, раскрывающие секреты письма итальянского мастера, опубликованы многочисленные репродукции, воспроизведенные путем рентгеновского излучения, подробно описаны и проанализированы все «несчастья», которые выпали на долю легендарного произведения за его долгую жизнь.
С особым рвением ученые пытались докопаться до самых глубин уникальной техники письма да Винчи, обозначенной в искусствоведческих трудах термином «сфумато» - нечто легкое, эфемерное, загадочное. Именно то, из чего возникает самая знаменитая в мире улыбка, и то, чем не владел ни один современный да Винчи живописец. Что это - особый способ нанесения краски, который создает неповторимую атмосферу таинственности, впечатление живой, зыбкой дымки, струящейся с картины? Эксперты не обнаружили ни одного отпечатка пальцев на полотне, хотя некоторые считают, что знаменитый итальянец иногда писал при помощи пальцев, и находят тому доказательства. Более того, мощнейшая аппаратура не смогла обнаружить даже следов кисти, настолько однороден и тонок на дереве слой краски. И все же проникнуть в тайну «сфумато» исследователям пока не удалось, так что ставить точку в изучении «Джоконды» еще рано.