Скульптура
- самый древний
вид изобразительного искусства
Японии. Эпоха неолита, существовавшая
за несколько тысячелетий до
нашей эры, в японской науке
получила наименование периода
ДзЁмон. В то время, помимо таких
необходимых в быту вещей, как
посуда из глины или камня, делались
своего рода глиняные идолы - догу. Догу,
выполненные в своеобразной, гротескной
манере, украшались узором "дзёмон"
(узор веревки). В настоящее время эти фигурки
привлекают внимание современных скульпторов
своеобразием изобразительных средств:
упрощенностью, деформацией и условностью,
которые характерны для первобытного
искусства на всех континентах. На рубеже
нашей эры, в период освоения примитивного
земледелия (культивирование поливного
риса), в Японии появляются земледельческие
поселения. В разных районах страны развивается
культура ЯЁй - по названию одной из распространенных
в это время форм керамики. Тогда же создаются
изящные по форме глиняные и бронзовые
сосуды и украшения. На смену культуре
Яёй к III в. приходит культура периода Кофун
(Древние курганы), когда земледелие распространяется
на большей части территории страны и
приводит к значительному подъему производительных
сил. В это же время в Японии намечается
переход к государственным формам правления.
В скульптуре этого периода заслуживают
внимания глиняные изображения людей,
птиц, животных - ханива, которые с III в.
ставились в различных местностях вокруг
курганов, насыпаемых над могилами. Ханива
- образцы искусства, характерные именно
для периода Кофун. Ханива изготовляли
следующим образом: месили глину, скатывали
из нее длинные круглые жгуты, которые
затем сворачивали в кольца. Кольца накладывали
друг на друга, и наконец, изделие подвергали
обжигу при сравнительно низкой температуре.
Помимо этих отличающихся простотой форм
цилиндрических ханива, создавалось много
самых разнообразных изображений людей
(мужчин и женщин), животных, утвари, строений,
лодок и т.д. По сравнению со странными
по виду глиняными идолами - догу периода
Дзёмон, ханива, изображающие воина, девушку
с замысловатой прической, шествующих
людей, отличаются живостью и выразительностью,
а простота и лаконизм, с которыми схвачен
и передан внешний облик персонажей, придают
этим памятникам большую художественную
ценность. С распространением буддизма
этот вид народного искусства заглох.
Во время правления императрицы Суйко
(593–628) принц Сётоку активно распространяет
буддизм и возводит буддийские храмы.
Реликвией этого периода является монастырь
Хорюдзи в городе Нара. Во время строительства
монастыря Хорюдзи принц Сётоку поручил
приехавшему из Китая скульптору Тори
создание самого главного изображения
Будды. В 623 г. была отлита из бронзы существующая
до наших дней скульптурная группа его
работы "Троица Будды Сяка". Все три
фигуры, составляющие группу, как бы вписаны
в треугольную композицию. Одеяние центральной
фигуры - Будды Сяка - "стекает" складками
с рук и ног, закрывая пьедестал. Стоящие
с обеих сторон две меньшие по высоте скульптуры
придают группе устойчивость и равновесие.
Статуи отличаются одна от другой положением
рук. Лицо Будды отмечено мягкостью черт;
удлиненной формы глаза широко раскрыты,
в уголках полных губ таится улыбка - от
этих поистине классических средств выразительности
веет строгой и торжественной таинственностью.
Этот стиль буддийской скульптуры не был
создан самим Тори. Подобные изображения
были широко распространены в Китае эпохи
династии Северной Вэй. Можно предположить,
что и несколько схематизированная передача
складок одежды, и манера трактовки тела
заимствованы у скульптуры пещерных монастырей,
выполнявшейся в высоком рельефе на каменной
поверхности. Так как в этом стиле Тори
создал главное изображение Будды Сяка
в монастыре Хорюдзи, то стиль его произведений
стал наиболее распространенным для скульптуры
периода Асука. Однако в то же время в Японии
существовали скульптурные произведения,
выполненные и в иной манере, проникшей
из других районов Китая. Излюбленным
материалом, к которому обращаются скульпторы
периода Асука, были бронза и дерево. Древняя
бронзовая скульптура VII–Х вв. создавалась
при высоком уровне техники литья по восковой
модели, выполненной из пчелиного воска,
что позволяло перенести на бронзу мельчайшие
особенности формы модели. В храмах городов
Нара и Киото до сих пор сохранилось много
работ из бронзы и дерева, относящихся
к периоду Асука. Помимо множества работ
в стиле Тори, таких как упомянутая "Троица
Будды Сяка", характерным образцом является
и выполненная в том же стиле статуя Будды
из позолоченной бронзы. Среди деревянной
пластики этого времени сохранились скульптуры,
превышающие рост человека, такие как
хранящиеся в монастыре Хорюдзи стоящие
фигуры Каннон, Кудзэ Каннон, Кудара Каннон;
сидящие на одной ноге, другую опустив
вниз, фигуры бодхисаттв - в храме Тюгудзи
в городе Нара и в монастыре Корюдзи в
городе Киото. Период Нара - единственное
во всей истории японской скульптуры время,
когда скульпторы обращаются к использованию
самых разнообразных материалов, среди
которых дерево, камень, сухой лак "кансицу",
бронза, глина. Буддийские статуи создавались
специалистами-скульпторами, работавшими
в государственных мастерских. Все эти
памятники, являющиеся национальным достоянием,
сегодня можно видеть не только в Нара
и Киото, но и во многих провинциальных
монастырях. Конец периода Нара - время
усвоения реалистических скульптурных
форм периода Тан и приспособления их
ко вкусам японцев, время утверждения
национального стиля в японской скульптуре.
В конце VIII в. столица была перенесена
в город Хэйан (современный Киото), который
на протяжении четырех столетий являлся
центром японской культуры. В начале периода
Хэйан, т. е. в VIII в., наблюдается расцвет
скульптуры, выполненной в технике "итибоку",
когда голова изображения и все части
корпуса вырезались из цельного ствола
дерева. Своеобразие выполненной таким
образом скульптуры проявилось в особой
выразительности черт лица, округлости
торсов и полноте фигур, в жесткости и
монументальности складок одежды, под
которыми ощущается тело, а также в обилии
узоров на ажурных нимбах. Эти особенности
вполне соответствовали характеру распространившегося
в то время в Японии учения эзотерического
буддизма. Характерными памятниками этого
времени могут служить стоящая фигура
Одиннадцатиликой Каннон из монастыря
Хокэдзи в Нара, сидящая фигура Нёирин
Каннон из монастыря Кансиндзи в Осаке,
скульптура из Зала для проповедей в монастыре
Тодзи в Киото. Х–XII вв. - эпоха культуры
придворной аристократии; главной политической
силой стали представители рода Фудзивара.
В искусстве это период внедрения и расцвета
национального стиля - стиля ямато (древнее
наименование Японии). Наряду с буддийской
скульптурой начали создаваться и изображения
божеств древней национальной религии
синто. Одним из шедевров конца Х в. является
сидящая фигура Нёирин Каннон из храма
Дайгодзи в Киото. Статуя правильных пропорций,
выполнена в мягкой спокойной манере.
В середине XI в. буддийский монах Дзётё
прославился созданием буддийских статуй
в изящно-утонченном стиле ямато. Выполненные
в технике "ёсэги", получившей позднее
широкое распространение, его творения
стали примером для скульпторов последующего
времени. Сохранилась лишь скульптура
Будды, находящаяся в центре храма Хоодо
(Феникса) в монастыре Бёдоин около Киото.
Это сидящая фигура Будды Амиды высотой
свыше 3 м - классический образец стиля
Дзётё. Известно, что она была выполнена
в 1053 г. По-видимому, тогда же построен
и сам храм Феникса, внутренние стены которого
украшены пятьюдесятью одной рельефной
фигуркой. Фигурки изображают летящих
на облаках бодхисаттв. Все они созданы
в манере Дзётё, и можно предполагать,
что среди них имеются и работы самого
скульптора. Эти шедевры демонстрируют
наиболее своеобразные национальные черты
в буддийской скульптуре Японии, которые,
получив общее наименование "манера
Дзётё", стали образцом для скульпторов
последующих поколений. Новый период в
истории Японии - период Камакура - начинается
с конца XII в., когда феодал Ёритомо Минамото
установил правление военных домов и основал
в отдаленном районе Канто столицу Камакура.
Политическая власть перешла в руки военно-феодального
дворянства - самураев. По их инициативе
и под их покровительством начинается
восстановление крупных монастырей - Тодайдзи,
Кофукудзи и других, погибших в огне во
время феодальных междоусобиц конца периода
Хэйан. Создается и новая скульптура, которая
отличается от прежней утонченности стиля
периода Хэйан. Скульпторы Кокэй, его сын
Ункэй и его друг Кайкэй создают произведения
нового стиля, насыщенные динамикой и
реализмом. Оформившийся как стиль Камакура
в работах Кокэя, он получил свое завершение
в работах Ункэя. Исполненные силы и динамики
произведения Ункэя отличались реализмом
форм и характером передачи складок одежды,
напоминающей манеру периода раннего
Хэйан. Стиль Ункэя оказал в дальнейшем
глубокое воздействие на буддийских скульпторов
всей Японии. Творчество мастера Кайкэя
также типично для XIII в. По сравнению с
произведениями Ункэя, манера этого скульптора
мягче, разработаннее в деталях и в большей
степени основана на реалистическом восприятии
явлений мира. Его скульптуру украшает
резьба, в обилии которой можно видеть
влияние декоративного стиля эпохи Сун,
пришедшего из Китая в это время. С конца
периода Камакура (XIV) японская скульптура
утрачивает самостоятельный стиль и развивается
в направлении совершенствования техники
и роста количественного разнообразия
видов. Появляется много произведений,
созданных в стиле прошлых веков: от XI
в. заимствуют стиль Дзётё, от XIII в. - стиль
Ункэя и Кайкэя. Среди этих технически
утонченных работ мало произведений, совершенных
в художественном отношении. С конца периода
Камакура и в период Муромати (1333–1568) в
большом количестве вырезались маски,
используемые в театре Но. На первый взгляд,
они просты, но на самом деле обладают
внутренним содержанием и глубоким смыслом
того классического образа, который положен
в основу роли. Важнейшей особенностью
масок является выражение лица, переданное
в высшей степени экспрессивно. В них схвачено
то, что можно назвать концентрацией человеческих
чувств. В период Эдо (1600–1868) некоторые
монахи секты Дзэн в поисках "озарения"
создавали буддийские скульптуры, подобно
тому, как когда-то, в периоды Камакура
и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях
писали тушью на свитках картины и делали
тушью каллиграфические надписи. Монахи
секты Дзэн, Мокудзики Сёнин и Энку, странствуя
по различным провинциям и используя местный
материал, вырезали фигуры, которые при
всей наивности манеры выглядят и сейчас
весьма современно. Энку создавал изображения
будд из кусков распиленных бревен. Смелыми
ударами широкого долота он вырубал из
чурок и поленьев исполненные большой
силы и выразительности произведения.
Его художественное наследие состоит
из множества работ, примитивных по манере,
по сравнению с технически совершенными
произведениями скульпторов-профессионалов.
Однако следы резца таят вдохновение подлинного
таланта. Насыщенные глубоким гуманизмом,
произведения Энку вполне отвечают вкусам
людей и нашего времени.