Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2011 в 22:52, лекция
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев.
Наиболее ярко русский романтизм проявился в творчестве Ореста Кипренского. В лучших традициях портретного жанра, освобождённого от репрезентативности и сословной престижности, Кипренский запечатлел духовную жизнь целого поколения русских людей. «Портрет лейб-гвардии полковника Е. Давыдова» 1809 широко известен.
В зыбкой игре света и тени контрастно выделяется сильная и стройная фигура гусара. На фоне тёмного таинственного пейзажа горит ярким огнём красный ментик, блестит золотое шитьё. Взгляд офицера устремлён в пространства, как это часто бывает у человека погружённого в размышления. В небрежной спокойной позе ощущается скрытая сила. Не смотря на то, что художник работал над портретом и запечатлел на нем реально существовавшего человека, мы воспринимаем этот образ как отражение лучших качеств русского дворянства. Замечательным явлением в русской живописи первой половины XIX века стали образы крестьян, созданные Алексеем Венециановым. Впервые в русском искусстве художник обратил внимание на людей «состояния, которых было самое презренное». Венецианов увидел в крепостном крестьянине красивого, умного, достойного уважения человека. В условиях крепостного строя это был гражданский подвиг. Художник утверждал ценность и достоинство человека вне зависимости от его социального положения. Венецианов оставил прекрасные образы русских крестьян, где сочетаются физическая привлекательность и нравственная чистота.
Жизнь российской женщины из привилегированных слоёв общества в XIX веке, изменилась по сравнению с веком XVII, но тем ни менее оставалась предопределённой. Девушка получала образование (домашнее или в учебном заведении) и начинала выезжать в свет. Основной жизненной целью для подавляющего большинства было – «сделать хорошую партию», то есть удачно выйти замуж. А основная задача родителей – устроить дочери выгодный брак с достойным человеком. Выгодное удачное замужество считалось вершиной женской карьеры и рассматривалось как решение многих жизненных проблем.
Но во второй половине XIX века система традиционных ценностей в жизни женщине начала меняться. Появляются и мужчины и женщины, для которых основной целью жизни становиться принести пользу обществу. И именно такую девушку-студентку изобразил Николай Ярошенко в своей картине «Курсистка».
Это не широко распространенный образ, девушек отважившихся порвать с семьёй, бросить вызов традициям было тогда не много. Многие их осуждали, некоторые ими восхищались. Образ «Курсистки» девушки, решившийся практически помогать своему народу – образ положительного героя, вызывающего уважение автора. Юная хрупкая девушка с сильной волей. Она сама выбрала свой нелёгкий путь, и её с полным основанием можно назвать «совестью нации».
Примером тоталитарного искусства могут служить портреты, выполненные художником вне официального заказа. Именно они и стали значительными достижениями в области изобразительного искусства 20 -30-х годов. Достаточно вспомнить работу Кузьмы Петрова-Водкина – «Автопортрет». В автопортрете, перед нами личность пытающаяся разобраться в сложной политической обстановке, понять, где правда. Это не просто портрет художника, написанный им самим, это отражение состояния русской интеллигенции вскоре после прихода к власти большевиков. В то время было мало, что было известно об этих людях и этой партии. Но волна всеобщих предреволюционных настроений позволила придти к власти коммунистам. Только позднее наступило запоздалое прозрение и разочарование, когда повсюду утвердилось беззаконие и насилие. Умные люди поняли, что за ужасный джин был выпущен из бутылки и загнать его обратно уже невозможно. В глазах художника – страшное будущее России. И извечный русский вопрос: «Что делать?». Хотя выбора у интеллигенции уже тогда не было. Им оставалось или покинуть Родину или приспосабливаться не рассуждая, не сомневаясь, что для художника, было неприемлемо.
Герой начала 30-х годов – сильный, здоровый энергичный человек готовый к «труду и обороне». Утверждая здоровый образ жизни - искусство разрабатывало новую тему – спорт. Яркий запоминающийся образ молодой спортсменки картине «Девушка в футболке» создал Александр Самохвалов. Картина имела огромный успех и в стране и за границей. На Международной выставке в Париже в 1937 году она была отмечена золотой медалью. Типичный герой своего времени. Художника мало заботит духовный мир героини, он исповедует модный лозунг «В здоровом теле – в здоровый дух!». Его можно понять, ведь он выполняет социальный заказ, а основное требование руководства к советскому гражданину – быть в хорошей физической форме. Эта картина открывает серию работ, где героинями выступают молодые женщины – строительницы новой жизни. Типичные образы девушек, полных энергии и трудового энтузиазма, вписанные в простую ясную композицию, широкой свободной манерой письма напоминает фресковую живопись, о которой художник мечтал, но так и не сумел заняться.
Моделью для этой работы стала молодая учительница Евгения Петровна Адамова, но многие советские женщины узнавали в нём себя. Не случайно, «Девушка в футболке» это не портрет Адамовой, а собирательный образ, где индивидуальное растворяется, в общем. Это идеал женщины будущего, устроительницы коммунизма, у которой сильное, тренированное тело и простой, предсказуемый духовный мир.
В
эпоху коллективизации
Создавались
портреты советской интеллигенции,
верно, служивших советской власти, и тем
заработавших право на своё изображение.
Достаточно красноречив портрет
Алексея Толстого работы
Павла Корина. Жесткая живописная манера
художника оказалась созвучна характеру
«раскаявшегося» и обласканного властью
«красного графа». Перед нами умный, волевой,
но циничный и беспринципный человек,
променявший талант и убеждения не сытое,
безбедное существование. Раз, и навсегда
выбрав, свою судьбу, Алексей Толстой уже
не допускал, чтобы эмоции угрожали его
высокому положению.
Информация о работе Выражение общественных идей в художественных образах