Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:39, реферат
Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его наставником был И.Н.Крамской) и Академии художеств (1868–1875). Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Анализ работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
Владимирский собор в Киеве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Этапы жизни и творчеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
Творчество Виктора Михайловича Васнецова в музеях мира . . . . . . . . . . . . . 16
Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Художник
болезненно осознавал несоответствие
своих сил грандиозности
Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, "с теплотой, искренностью и смелостью". Богоматерь, идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX - начале XX века.
Работая над воплощением образов князей Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Михаила Черниговского, Михаила Тверского, княгини Ольги, летописца Нестора, иконописца Алипия и многих, многих других, художник продолжил свои размышления об историческом прошлом России. Воинами, отстаивающими независимость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский.
Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды - в композиции Крещение Святого князя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князя Владимира. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, во всех трех случаях образ князя Владимира наделен ярко выраженными индивидуализированными чертами. "Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, - писал М.В. Нестеров. - Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал".
В большинстве орнаментов, вобравших впечатления Васнецова от древних фресок и мозаик, от росписей московских и ярославских церквей, проявилась яркая одаренность художника в области орнаментальной импровизации. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей, ибо все, писавшие о Владимирском соборе, отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое подобно ростово-ярославским фрескам XVII века.
Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии царской семьи и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись яростные споры.
"Его душа рвется к небу, но прикреплена к земле", - сказал о Васнецове его искренний почитатель отец Сергий Булгаков, безоговорочно приняв его религиозную живопись.
Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература - исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове - "гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи". Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX - начале XX века во множестве храмов в России.
Анализируя вклад Васнецова в решение новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечал следующее. «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой... Сделанная им попытка, попытка связать народно-фантастический элемент с церковным каноном, во всяком случае – интересное художественное явление. Васнецов действительно «расширил» рамки школьной иконописи, показал возможность «новых путей» для декоративного храмового искусства. Но он не справился с задачей».
Характерно сохранившееся в воспоминаниях мнение самого художника о своей деятельности в соборе, высказанное им уже в конце жизни: "Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта". Этот отзыв - мужественное признание мастера, считавшего, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма".
По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Наиболее значительной среди них была декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, - и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне "Страшный суд". В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве. Он разделил полотно на три яруса и, как в сложных многофигурных иконах, легко и свободно заполнил его большими группами фигур. Масса эпизодов, сцен, фигур объединена здесь в цельную, строго симметричную и уравновешенную картину, согласованную с архитектурой церкви.
Васнецов,
страстно искавший эстетический и нравственный
идеал в национальном характере
русского народа, в его духовных
традициях, сумел пронести свой "символ
веры" через все творчество, настойчиво
внедряя его в сознание современного общества,
в окружающую жизнь. Он находил живой отклик
у своих современников. Его называли "первопроходцем".
И как первооткрыватель, творчество которого
является переходным, сочетающим в себе
разные элементы, Васнецов вызывал у современников
противоречивые чувства и оценки - недоумение
и восторг, резкую критику и преклонение,
но он никогда и никого не оставлял равнодушным,
всегда был предметом размышлений и споров.
"Ваше творчество, - писал ему известный
деятель "Мира искусства" Сергей
Дягилев, - и оценка его уже много лет -
самое тревожное, самое жгучее и самое
нерешенное место в спорах нашего кружка".
И он же говорил художнику: "Из всего
поколения наших отцов Вы ближе к нам,
чем все остальные..." Мы не найдем другого
художника, который был бы близок представителям
самых противоположных эстетических течений,
но каждому близок какой-то особой гранью
своего творчества и никому не близок
полностью, до конца. Одни отдавали ему
дань как "типисту" и видели его силу
в жанровой живописи, другие ценили более
всего его обращение к народному эпосу
и сказке, третьи его главный вклад в развитие
русского искусства видели в его роли
"провозвестника нового направления
в религиозной живописи", четвертые
- в том, что "он первый из художников
вновь обратился к украшению жизни".
Но для всех деятелей русской культуры,
размышлявших о путях развития национального
искусства, Васнецов был одной из ключевых
фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества
к искусству начала XX века и, конечно же,
одним из главных деятелей русской художественной
культуры XIX века. "Десятки русских выдающихся
художников, - писал в 1916 году Михаил Нестеров, - берут свое начало из национального
источника - таланта Виктора Васнецова".
Заключение
Васнецов
был одним из первых мастеров русской
живописи, кому стали тесны рамки
станковой картины и кто "обратился
к украшению жизни", взялся за
самые разнообразные области
искусства - театральную декорацию,
архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию,
что было в то время для многих необъяснимо
и воспринималось как "разменивание
таланта". Таким путем Васнецов пришел
к решению принципиально новых задач,
центральной из которых была задача создания
единого, охватывающего разные виды искусства,
стиля, основанного на национальных традициях.
Впоследствии он говорил: "Я всегда
был убежден, что в жанровых и исторических
картинах, статуях и вообще каком бы то
ни было произведении искусства - образа,
звука, слова - в сказках, песне, былине,
драме и прочем сказывается весь целый
облик народа, внутренний и внешний, с
прошлым и настоящим, а может быть, и будущим".
Именно поэтому художник в своем творчестве
обращался к уже найденным в русском фольклоре,
древнерусском искусстве и архитектуре
способам выражения, прежде всего к образной
системе русского искусства, а затем и
к его стилистике.
Этапы
жизни и творчества
15 мая 1848
Родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова.
1850
Семья переезжает в село Рябове Уржумского уезда Вятской губернии.
1858
Учится в Вятском духовном училище до 1862 г.
1862
Учится в Вятской духовной семинарии до 1867 г., уходит из предпоследнего, философского, класса.
1866
Делает 75 рисунков к сборнику "Русские пословицы и поговорки" Н. Трапицина.
1867
Первые живописные работы: "Молочница" и "Жница". Переезжает в Петербург, сдает экзамен в Академию художеств; был принят, но первый год не учился. Занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского.
1868
Учится в Академии художеств у П.В. Васина, В.П. Верещагина, П.П. Чистякова до 1875 г.
1869
Получил от Академии художеств две малые серебряные медали за рисунки с натуры.
1870
Получил от Академии художеств большую серебряную медаль за эскиз "Христос и Пилат перед народом" (ГРМ).
1873
Работал до 1879 г. над жанровыми картинами: "Нищие-певцы" (1873), "Чаепитие в трактире" (1874), "Книжная лавочка" (1876), "С квартиры на квартиру" (1876), "Военная телеграмма" (1878), "Преферанс" (1879) и другими.
1874
Впервые участвовал на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в качестве экспонента картиной "Чаепитие в трактире".
1875
Выбывает из Академии художеств.
1876
Поездка в Париж 1876-1877. Исполнил два варианта картины "Балаганы в окрестностях Парижа (Акробаты)" - 1876 года - в ГТГ; 1877 - в ГРМ.
1877
Участвовал на выставке Салона в Париже картинами "Акробаты" (ГРМ) и "В харчевне (Чаепитие в трактире)". Вернулся в Петербург.
1878
Принят в Товарищество передвижников. Переезжает в Москву. Знакомится с семьей Мамонтовых, становится членом Абрамцевского художественного кружка.
1879
Впервые приезжает в Абрамцево, живет в Ахтырке. Познакомился и сблизился с С.И. Мамонтовым и П.М. Третьяковым.
1880
Создал картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" (ГТГ) и "Ковер-самолет "(Нижний Новгород, Художественный музей).
1881
Пишет картины "Аленушка", "Три царевны подземного царства", "Битва скифов со славянами". Начинает работать в Абрамцеве над картиной "Богатыри". Оформляет спектакль по пьесе А.Н. Островского "Снегурочка" на домашней сцене Абрамцевского кружка.