Ван гог и гоген

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

В культурологии и искусствоведении в последнее время часто применяют психологические теории, таким образом, осуществляется экстраполяция этих теорий. Наибольшее значение в культурологии имеют теории личности, которые посвящены проблемам личностных проявлений каждого человека, и главным образом его творческой деятельности. Одной из особенностей личности является её стремление к самореализации, однако, в настоящее время, когда человеку трудно быть оригинальным, актуальным становится вопрос о творческой личности, которая является своеобразной и способна осуществлять продуктивную творческую деятельность. Эта творческая деятельность - базальный модус самореализации творческой личности, следовательно, творческая личность и является реализовавшейся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ В. ВАН ГОГА И П. ГОГЕНА
2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ КОРРЕЛЯЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

рубежка сми.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Гоген руководит не только духовной жизнью студии, но и берёт на себя её материальное руководство. Сразу же после приезда Гоген и Ван Гог начали улаживать бытовые вопросы. Позже Гоген говорил: "Везде царил такой беспорядок, что я был просто в шоке. Его ящик для красок был переполнен немыслимым количеством вечно открытых тюбиков". Финансовая сторона его волновала не меньше: "С самого начала я понял, что наши общие финансы будут находиться в таком же беспорядке… Я был вынужден завести разговор на эту тему, рискуя задеть его в высшей степени чувствительную натуру". И Гоген разработал строгий бюджет, где чётко прописывались все расходы. Таким образом, Гоген пытается навязать своё мнение и свои жизненные принципы, что проявляется не только в творчестве, но и в быте.

Однако путь, на который Гоген  хочет увлечь Винсента, глубоко чужд ему, и если сначала Ван Гог  пытается понять Гогена и научиться  у него, потом возникает его  сопротивление этим новым идеям. Анри Перрюшо, автор книги "Жизнь Ван Гога", считает Гогена классиком, а Ван Гога мастером барокко. Гоген любит прямые линии, а Ван Гог - кривые, живые и динамичные. Мир Гогена успокоенный и гармоничный благодаря игре ума, а мир Ван Гога полон страсти, напряжённости, он не пытается уйти от действительности, создав абстрактный, обобщённый образ, а стремится показать неповторимость каждой вещи, каждого человека, каждого явления.

Вскоре Ван Гог начинает чувствовать, что теряет себя, пытаясь идти за Гогеном, и это пугает и раздражает художника. Возникают споры и главным образом связанные со вкусами художников. "Мы с Винсентом на всё смотрим по-разному и вообще, и в особенности в вопросах живописи. Он восхищается Домье, Добиньи, Зиемом и великим Руссо, то есть всеми теми, кого я не воспринимаю. Зато он презирает Энгра, Рафаэля, Дега - всех тех, кем восхищаюсь я. Ему очень нравятся мои картины, но, когда я их пишу, он всё время указывает мне то на один, то на другой недостаток. Он романтик, а меня, пожалуй, скорее, влечёт примитив. Что до цвета, ему ближе хаотичные мазки в духе Монтичелли, а я терпеть не могу мешанину фактуры", - пишет Гоген в декабре Эмилю Бернару.

Гоген начинает думать, что в доме, где возникло такое напряжения, покоя  уже не будет, чего Гоген вынести  не мог. Поэтому он начинает задумываться над тем, чтобы уехать, да и сам Арль не произвёл на Гогена хорошего впечатления, что опять таки стало одной из причин ухудшения отношений двух художников.

Однако Ван Гог заверяет своего брата в том, что их с Гогеном  совместное творчество развивается и приносит плоды. Но в это самое время он пишет две картины: "Стул Винсента Ван Гога" с погасшей трубкой и "Кресло Гогена" с погребальным подсвечником. "Я пытался изобразить место, где его* нет", - пишет Ван Гог Альберу Орье о "Кресле Гогена". Обе картины изображают мотив отсутствия, ярко отражающий ту жизненную ситуацию, в которой оказался Ван Гог. Рухнули все идеи и мечты Ван Гога, которые он возлагал на Южную студию. Уже здесь виден неизбежный и трагический конец.

В декабре ссоры становятся все более и более частыми и "наэлектризованными". Однажды в кафе Винсент швырнул в голову Гогена стакан абсента. Поль Гоген с готовностью простил своего друга, но на следующий день, 23 декабря, Ван Гог, взбешенный из-за предстоявшего отъезда Гогена, побежал за ним по улице, яростно обвиняя его во всех смертных грехах. Гоген обернулся, чтобы встретиться с ним лицом к лицу, но Ван Гог не стал выяснять отношения и вернулся в "Жёлтый дом". Там он отрезал часть левого уха, аккуратно завернул в бумагу и преподнёс проститутке из борделя. Ван Гог отправился в больницу, а на следующий день Гоген уехал в Париж.

Таким образом, можно говорить, что  в основном проблемы корреляции, возникшие  в данном союзе, были связаны с  тем, что и Ван Гог, и Гоген  не хотели попасть под чужое влияние. Но при этом Гоген стремился оказать влияние на своего друга, веря в себя и свои силы, а Ван Гог, который считал, что смог найти свой путь, бескорыстно хотел помочь другим художникам достичь того же. Страх потерять своё "я", свою индивидуальность, возникший у Ван Гога ещё больше усугубил этот конфликт и не дал разрешить ситуацию, которая привела к трагическим событиям в жизни художников.

 

Заключение

 

Дружба Ван Гога и Гогена оказала  большое влияние на их творчество и на их жизнь, следовательно, эта дружба имеет огромное значение в мировой художественной культуре. Для начала укажем то влияние, которое оказала Южная студия на жизненные пути двух художников. Без этой студии и совместной работы с Ван Гогом Гоген не смог бы уехать на Таити, а, следовательно, не было бы столь замечательного в истории искусств периода в его творчестве. В жизни Ван Гога Южная студия сыграла трагическую и роковую роль. Разочаровавшись в своих идеях, Ван Гог почувствовал себя неудачником, что привело его к смерти (27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь, а два дня спустя умер в больнице). Но без этих жизненных переживаний не было бы шедевров Ван Гога, созданных в этот период ("Красные виноградники в Арле", "Сеятель", "Дорога в Провансе", "Церковь в Овере"), а, следовательно, не было бы того Ван Гога, которого мы теперь знаем. Таким образом, Южная студия изменила и творческие пути двух творческих личностей.

Новый подход в изучении культуры позволяет лучше понять ту или  иную творческую личность и обращает внимание на неё не только с точки зрения её творчества, но и с точки зрения жизненных проявлений, общения с другими людьми. Таким образом, и сами суждения о творчестве становятся более полными. Манеры письма двух художников легко сопоставить с их отношением к своей личности, а анализ их жизненных позиций даёт возможность с помощью работ художников увидеть их внутренний мир. Эмоциональная личность Ван Гога и рациональное начало в Гогене ярко проявляются в их автопортретах, которые позволяют увидеть их отношение к себе. Автопортреты Ван Гога показывают самокритичное отношение как к своей внешности, так и к своему внутреннему миру, а на автопортретах Гогена виден художник-мыслитель, "пророк", уверенный в своих силах.

Два человека не смогли понять друг друга  а, возможно, и не хотели этого, считая, что для художественного объединения это не обязательно.

Кроме этого новый подход позволяет  увидеть творческую личность не отдельно, а среди других людей, в окружении, что более полно отражает культуру, как явление в жизни общества, и творчество, как основной процесс этого явления.

Целью моего исследования не было выявление того, трудно или легко  было двум личностям общаться и творить  вместе. Целью было выявление того, какое влияние оказали эти личности друг на друга и какие проблемы при этом возникли. Считаю, что данная схема исследования творческого союза применительна и к другим союзам, даже если творческий дуэт благополучен. Например, соавторы И. Ильф и Е. Петров, их творческий союз не был столь трагичен, но так или иначе два человека, общаясь, влияют друг на друга, а при общении всегда возникают проблемы, так как одинаковых людей нет и каждый человек индивидуален.

 

Библиография

 

  1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Мн.: Беларусь, 1994. - 479 с.
  2. Злотникова Т.С. Введение в культурологию. - Ярославль, 1999.
  3. Злотникова Т.С. Публичное одиночество: творческая личность в русском театре второй половины XX века: актёр и режиссер. - Ярославль, 1998.
  4. Кочик О.Я. Мир Гогена. - М.: Искусство, 1991.
  5. Мурина Е. Ван Гог. - М.: Искусство, 1978.
  6. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. - М.: Прогресс, 1973. - 344 с.
  7. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. - М.: Республика, 1996.
  8. Современный словарь по культурологии. - Мн.: "Современное слово", 1999. - 736 с.
  9. Харрис Дж. Странная дружба. // "Ридерз Дайджест". 2002. №12. С.92-98.
  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - С-Пб.: Питер, 2001. - 608 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

Информация о работе Ван гог и гоген