Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:46, реферат
Украинское барокко или Казацкое барокко - название архитектурного стиля, который был распространен в украинских землях Войска Запорожского в XVII - XVIII в. Возник вследствие сочетания местных архитектурных традиций и европейского барокко.
Период второй половины 17 - 18 века называют эпохой староукраинской культуры, т.е. той, которая предшествовала новой, созданной за последние два века. Искусство того времени развивается в стиле барокко, который проникает во все культурные сферы и приобретает своего расцвета в 18 веке как известно всему миру "украинского барокко".
Введение
1 Краткие сведения
2 Развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства
2.1 Украинское барокко в России
3 Выводы
Примечания
5 Смотрите также
6 Источники и литература
Введение
Примечания
Златоверхий Михайловский собор
София Киевская
Успенский собор Киево-Печерской лавры
Украинское барокко или Казацкое барокко - название архитектурного стиля, который был распространен в украинских землях Войска Запорожского в XVII - XVIII в. Возник вследствие сочетания местных архитектурных традиций и европейского барокко.
Период второй половины 17 - 18 века называют эпохой староукраинской культуры, т.е. той, которая предшествовала новой, созданной за последние два века. Искусство того времени развивается в стиле барокко, который проникает во все культурные сферы и приобретает своего расцвета в 18 веке как известно всему миру "украинского барокко".
Новый стиль проявляется в жилой, общественной, культовой застройках, которым присуще органичное сочетание черт профессиональной и народной архитектуры. Сооружения привлекают своими пышными формами, сложными конструкциями, отличаются богатством декора. Результатом развития собственно украинские традиции становятся крещатые в плане храмы, есть такие здания в плане представляли собой крест, между концами которого встраивались квадратные выступления. Такие крещатые в плане церкви родились с деревянной архитектуры, принципы которой были стилистически близкими западном барокко. [1]
В этот период новый
вид приобретает Киев, создается
современный образ старого
Украинское барокко 17 в. нередко называют "казацким". Это, конечно, преувеличение, но какая-то часть истины в таком определении есть, потому что именно казачество было носителем нового художественного вкуса. Известно немало известных произведений архитектуры и живописи, созданных на заказ казацкой старшины. Но казачество не только потребляло ценности, выступая в роли богатого заказчика. Будучи прежде всего огромной военной и значительной общественно-политической силой, оно оказалось также способным создать собственное творческое среду и выступать на сцене духовной жизни народа еще и как создатель самобытных художественных ценностей. Казацкие думы, казацкие песни, казацкие танцы, казацкие летописи, иконы, казацкие соборы - все это не пустые слова. За ними - огромный духовный опыт 17 - 18 веков, значительную часть которого удалось воплотить в своей художественной деятельности именно казачеству. Все это оставило в культурном сознании народа глубокий след. А красота казацкого искусства породила легенду о золотом жизни под булавой гетмана, о казацкой страну, страну тихих вод и светлых зрение.
Церковь Святого Пророка Ильи в Субботове, построенная на средства Богдана Хмельницкого протяжении 1651-1656 гг
Стиль барокко отчетливо проявился в каменном строительстве. Характерно, что именно в автономной Гетманщине и связанной с ней Слободской Украины производился оригинальный вариант барочной архитектуры, который называют украинской, или "казацким" барокко. Положительное значение имела построение в Украине храмов по проектам Бартоломео Растрелли (Андреевская церковь в Киеве, 1766 г.). Среди украинских архитекторов, которые работали в России, известный Иван Зарудный. В каменных сооружениях Правобережья преобладало "общеевропейское" барокко, но и здесь выдающиеся памятники не лишены национального своеобразия (Успенский собор Почаевской лавры, собор св. Юра во Львове, а также собор св. Юра Киево-Выдубицкого монастыря, Покровский собор в Харькове и др..). Продолжением барокко стал творчески позаимствованный у Франции стиль рококо. В нем перестроено Киевскую академию, колокольни Киево-Печерской Лавры, Софиевского собора, главной церкви в Почаеве. [3]
"Казацкий собор" древнее за само казачество. Первую известную пятиглавый церковь построил над могилой Бориса и Глеба в Вышгороде Древнекиевского архитектор по приказу Ярослава Мудрого. [4]
Такие крещатые деревянные храмы - типичное явление в традиционном народном строительстве. Казачество не придумало здесь ничего необычного, невероятного или небывалого. Его заслуга в том, что этот, распространенный с давних времен, тип большой деревянной церкви, оно одели в камень, украсило множеством замечательных пластических мотивов, усовершенствовало и подняло несколько сооружений такого рода на уровень самых проявлений европейского архитектурного искусства.
Первое такое
каменное чудо на Левобережной Украине
появилось в столице
Гравер Иван Щирский. "Триумфальное
знамя" в честь ректора П.
Произведения изобразительного
и декоративно-прикладного
Смелостью вкусов отличаются и тогдашние украинские меценаты из среды духовенства или светские.
Парадную форму барочного живописи составляют росписи иконостаса - неповторимые и высокие достижения староукраинской культуры, имеющих мировое значение. Они исполнены развернутой символикой, которая прочитывается в выразительных, театрально возвышенных жестах, торжественных фигурах, световых эффектах, линиях драпировки т.д..
Ведущее место в культурной ржи тогдашнего общества занимал жанр портрета, который также относится к ярких и самобытных явлений национальной художественной культуры. Художественный язык воспроизведения портретного образа своеобразно использовала европейские барочные идеи и национальные традиции, которым также были присущи черты театрализации, условности, определенная символическая система. Изысканный стиль барокко лучше выражал духовные интересы украинской казацкой старшины и высшего духовенства, их стремление к рафинированной аристократичности. Значительной степени из-за портреты сотников и полковников, выдающихся политических и культурных деятелей эпохи казацкой автономии мы имеем представление о военных и политических деятелей Украины тех времен.
Худ. неизвестный, 17 ст.Митрополит Петр Могила
Франциск Смуглевич: "Смерть Яна Ходкевича в Хотином в 1621 г", среди присутствующих - П.Конашевича-Сагайдачный в красном
Яков Калинович (?). Портрет Н. Потоцкого, 1771 г., Львовская национальная галерея искусств
Распятие с лубенским полковником Леонтием Свечкой, конец 17 в.
Памятники искусства из собрания Киево-Печерского заповедника в основном, относятся, в киевскую школу, которая в значительной степени определила стилистические особенности мастеров на территории всей Украины. Становление стиля барокко в различных видах украинского искусства проходило не одновременно. Новые художественные тенденции в середине XVII века нашли свое воплощение прежде всего в книжной графике и иконописи, проявляясь в усилении эмоционального звучания религиозных сцен, в конкретизации места действия и образов, приближения их к народному типажу, что привело к изменению средств их выразительности. В ювелирном искусстве Украине уже со второй половины XVII в. заметно усложнение форм изделий и их орнаментики. Постепенно предметы приобретают все богаче декора с использованием в орнаменте листья аканта, гирлянд из цветов и плодов, стилизованных раковин.
Новые веяния эпохи
барокко проявились и в художественном
шитье, в котором сильны были старинные
византийские традиции. Для XVII века характерна
еще статичность композиции и
плоскостной рисунок
В конце XVII - начале XVIII веков в связи с реформами Петра I в России на высших церковных должностях оказалась значительное количество церковных иерархов - выходцев из тогдашней Украина. Они внесли некоторый вклад и в архитектурные вкусы тогдашней России. На многих сооружениях обозначились влияния Украинский искусства, а некоторые построены непосредственно в стиле казацкого (украинский) барокко. К лучшим образцам Украинский искусства в России принадлежат комплекс Троицкого монастыря в Тюмени и Воскресенский собор в Старочеркасськой.
Девьятидильний девятиглавое Военный Воскресенский собор (1706 - 1719 гг) - бывший главный храм донских казаков.
Казанская церковь в Узком ( Москва, 1697 - 1698 гг) имеет выразительные черты украинского барокко.
Комплекс Троицкого монастыря в Тюмени, 1710-е - 1750-е гг Заложенный митрополитом Филофеем (Лещинским) - Украинский по происхождению.
Период был после ренессанса, названный барокко, долго воспринимался как отклонение от канонизированных норм эстетики предыдущей эпохи, имел на себе клеймо чего-то странного, негармоничного. Дух эпохи барокко в Украине утверждали крупные национальные сдвиги, казацкие победы, восстания против поработителей, борьба против национального и религиозного гнета.
Барокко мало синтетический характер, охватив все сферы культуры - архитектуру, литературу, изобразительное и прикладное искусство, музыку, театр. Это был универсальный стиль, особенности которого закономерно и глубоко оказались во многих звеньях духовной жизни общества.
Украинское барокко 17 в. называют "казацким", потому что именно казачество было носителем нового художественного вкуса. Будучи прежде всего огромной военной и значительной общественно-политической силой, оно оказалось также способным создать собственное творческое среду и выступать на сцене духовной жизни народа еще и как создатель самобытных художественных ценностей.
Украинское казацкое
барокко развивалось под
|
В Википедии есть портал "Искусство" |