Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 02:22, контрольная работа
Эпоха Возрождения – время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов и архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение – высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.
Введение……………………………………………………………………… 3
I. Великий мастер эпохи возрождения………………………….......... 4
II. Росписи Рафаэля в Ватиканском дворце…………………………… 10
III. «Секстинская мадонна»………………………………………........... 14
IV. Архитектурное творчество Рафаэля……………………………….. 18
V. портретное творчество Рафаэля………………………………........ 23
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список литературы…………………………………………………………... 27
Приложение……………………………………………………………………. 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 | |
I. | Великий мастер
эпохи возрождения…………………………... |
4 |
II. | Росписи Рафаэля
в Ватиканском дворце………………………… |
10 |
III. | «Секстинская
мадонна»………………………………………....... |
14 |
IV. | Архитектурное творчество Рафаэля……………………………….. | 18 |
V. | портретное творчество Рафаэля………………………………........ | 23 |
Заключение…………………………………………………… |
26 | |
Список
литературы…………………………………………………… |
27 | |
Приложение…………………………………………………… |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения – время высочайшего художественного подъема, когда в Италии работало множество замечательных живописцев, скульпторов и архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение – высших ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.
Немногие имена в истории мирового искусства обладают такой притягательной силой, как имя Рафаэля. При жизни ему сопутствовала не только слава, а всеобщее поклонение. Смена поколений, эпох, художественных тенденций не поколебали его репутацию в веках.
Его работы являют нам образец высшего мастерства, совершенства рисунка, композиции, владения натурой, образец школы. Поэтому таким преклонением было окружено его имя в европейских академиях, поэтому изучение его искусства стало необходимой частью творческого и профессионального становления художников, стремившихся к возвышенности стиля и величию содержания, совершенству и точности языка.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан «универсальный образ» прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено представление о гармонической красоте бытия.
Целью
работы является осветить все стороны
творчества Рафаэля. Методологической
основой при написании данной работы послужила
книга В.В.Стародубовой «Рафаэль».
Из трех величайших мастеров Высокого Возрождения Рафаэль был самым младшим. Он родился 6 апреля 1483;Леонардо да Винчи в это время был уже 31 год, а будущему сопернику Рафаэля – Микеланджело – сравнялось 8. Одно это могло поставить Рафаэля в зависимое положение от искусства его великих современников, тем более, что оба они были флорентийцами, сформировались в атмосфере богатейших культурных и художественных традиций самого передового центра ренесссансной Италии.
Рафаэль же родился в маленьком провинциальном Урбино, в столице маленького княжества на дальней окраине папских владений. Отец Рафаэля – Джованни Санти - художник и придворный поэт – и на том и на другом поприще был фигурой весьма заурядной. Будучи человеком весьма образованным, он сумел внушить сыну любовь к искусству и преподал ему первые практические уроки живописи. Но эти занятия были непродолжительными, так как Джованни Санти умер, когда Рафаэлю было одиннадцать лет; за три года до этого он потерял мать. Связи отца при дворе помогли мальчику продолжить обучение, и когда он начал пользоваться известностью семья урбинского герцога оказывала ему поддержку.
По началу Рафаэль учился у местных художников – Эванжелиста да Пьяндимелето и Тимотео Вити. Но став уже довольно самостоятельным живописцем, он в 1500 году переезжает в Перуджу и поступает в мастерскую умбрийского мастера, выразившего наиболее полно сладостный и лирический идеал красоты, которым озарена умбрийская школа живописи, П. Перуджино.
Юный Рафаэль подражает своему учителю, но у него появляются зачатки какого-то нового идеала. Его манера рисования отличается большой изысканностью, особой легкостью и плавностью ведения линии, оставляя округлые контуры и легкую вуаль штриховки.
Среди первых картин Рафаэля отмеченных печатью робкого ученичества, есть одна, в которой яснее выражены его умбрийские впечатления и устремления его собственного художественного идеала. Это «Мадонна Конестабиле», написанная им уже после отъезда из Умбрино, но еще мало связанная с последующим подчинением стилю Перуджино. Грустные воспоминания о рано умершей матери, чарующие картины родных мест слились здесь в единый гармоничный образ, чистую нежную мелодию наивного, но искреннего поэтического чувства. Эта маленькая картина обладает той цельностью воплощения замысла, которая станет отличительной способностью всего творчества Рафаэля [1, с.33]
Но, чтобы стать великим художником, Рафаэлю было необходимо приобщиться к самым передовым устремлениям искусства его времени: традиции умбрийской школы, с которой было связано его раннее творчество (Рафаэль звание мастера получил уже в 17 лет), были довольно замкнутыми. Поэтому настоящим переворотом в его творческой судьбе стал переезд во Флоренцию осенью 1504 года. Рафаэль, едва достигший 21 года, приехал во Флоренцию в момент, когда она притягивала внимание всей Италии, когда в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело открылось новое искусство - gran maniera, поразившее современников грандиозностью духа и колоссальной жизненной силой, монументальным величием, богатством, обобщенностью языка. Встреча с этим искусством стала для Рафаэля настоящим откровением. Уже в первых флорентийских работах, таких, как «Мадонна дель Грандука», пред нами новый художник, сохранивший все свое поэтическое обаяние, грацию, чувство прекрасного, но поднявшийся на новую ступень.
Метаморфозе, которая произошла с Рафаэлем во Флоренции и помогла раскрыться его огромном дарованию с новой полнотой, он, прежде всего, был обязан встрече с искусством Леонард да Винчи. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы. В последних флорентийских работах Рафаэля («Св. Екатерина Александрийская», ок. 1507-08, Национальная глерея, Лондон; «Положение во гроб» 1507, галерея Боргезе, Рим) появляется интерес к сложным формулам драматически – взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Рафаэль отличался способностью учиться и творить тому, что было нужно для развития его собственного мастерства. Он самостоятельно изучает работы виднейших флорентийских мастеров XV века. Четыре года, проведенные во Флоренции, были для него годами напряженного усовершенствования. Это были плодотворные года с очень большим количеством заказов. Особенно большую известность он приобрел благодаря своим «мадоннам». Флорентийские работы Рафаэля отмечены особенно светлыми счастливыми интонациями. Таковы его прославленные мадонны: «Мадонна с щегленком» (Флоренция, галерея Уффици, ок. 1506-1507), «Мадонна в зелени» (Вена, Музе истории искусств, ок. 1506 – 07), «Прекрасная садовница» (Париж, Лувр ок.1506-07) и другие [5, с. 11]. Вслед за Леонардо да Винчи Рафаэль дает новое, ставшее классическим прочтение этого образа, долгое время сохранявшего в итальянском искусстве налет благочестивой созерцательности.
Флорентийский мадонны Рафаэля полны естественности, жизни, пленительного очарования. Это прекрасные юные матери, нежно и заботливо склоняющиеся к двум малышам – Христу и Иоанну Крестителю, то тихо беседуя, то играя с ними. Эти картины полные человечности и жизненной конкретности, являют нам в то же время обобщенный образ целого мира – образ счастливого равновесия бытия, светлой спокойной красоты. Это мир, открытый именно Рафаэлем, это та грань бытия, которая осталась недоступной и Микеланджело с его героикой, и Леонардо с его сложностью и многозначностью.
За эти годы Рафаэль написал не менее пятнадцати картин с изображением мадонн – маленьких и больших, развивающих интимно-жанровые и монументальные мотивы. Никогда не повторяясь, он искал все новые и новые художественные решения. В его подготовительных рисунках тех лет сохранилось множество набросков, почти каждый из них мог бы стать эскизом для новой картины. Фантазия Рафаэля была неисчерпаемой.
В эти же годы Рафаэль испытал себя и в новом для него жанре – портретной живописи.
При всех решительных переменах в художественной манере Рафаэля основное направление его творчества во флорентийский период долгое время сохранялось без изменений. Он был художником – лириком в провинциальной Умбрии, таким же он и оставался и во Флоренции, где его больше всего ценили как мастера «мадонн». Но чем глубже проникался он идеалами флорентийского искусства, ем сильнее зрела в нем потребность выразить себя в формах мужественных и драматических.
Самый значительный и продолжительный этап творчества Рафаэля связан с Римом, куда он переехал в конце 1508 года. Именно в эти года его дарование раскрывается во всем своем величественном масштабе и многогранности, он становится наряду с Микеланджело ведущим художником Италии, оказывает огромное влияние на современное ему искусство. До сих пор работавший преимущественно в области станковой живописи, теперь он выступает как монументалист, декоратор, архитектор, участвует в осуществлении самых грандиозных проектов ренессансной эпохи.
Они связаны с именем папы Юлия II, личности весьма незаурядной, видного государственного деятеля, стремившегося не только укрепить авторитет церкви и папской власти, расшатанный его предшественниками, но и восстановить бывалое могущество Италии.
Станцы. В 1508 году Юлий II решил переселиться в «верхние покои» и распорядился их заново отделать. Работа, первоначально порученная нескольким художникам, вскоре была передана Рафаэлю, начавшему ее заново; уже в январе 1509 года он трудился над росписью первой из Станц - делла Сенъятура.
В 152-1513 годы представляют как бы высший пик творческой деятельности Рафаэля-живописца. В последние 5-6 лет своей жизни он не создал (за исключением нескольких портретов) ничего, что могло сравниться с росписями двух первых Станц, Сикстинской мадонной и Галатеей. Работы, выходившие теперь из его мастерской, фактически написаны его помощниками. И причина не только в большой загруженности мастера – после смерти в 1514 году Браманте, Рафаэль назначается главным архитектором собора св. Петра и ведет другие архитектурные работы. Но есть более глубокая причина: флорентийско-римское Высокое Возрождение находилось в преддверии глубокого кризиса. Этим можно объяснить, что и Рафаэль и Микеланджело во второй половине 1510-х годов уходят от волновавших их ранее тем в области архитектуры. Рафаэль утрачивает интерес к росписи Станц, поэтому он передоверяет исполнение фресок своим помощникам.
Но в то же время Рафаэль находит те области, в которых раскрываются новые грани его таланта. Прежде всего, это его архитектурная деятельность. Затем новый для него вид монументального искусства – картоны для шпалер, предназначенных для Сикстинской капеллы. Лучшие из них, такие, как «Чудесный улов», могут быть сопоставлены с ватиканскими росписями. Наконец, в эти годы раскрывается поистине блистательный талант Рафаэля – декоратора. Правда, замыслы Рафаэля были осуществлены его учениками, но в их исполнении они сохраняют отблеск грациозной легкости и богатства его фантазии. Замечателен замысел росписи лоджии Психеи в римской вилле Агостино Киджи – Фарнезине (1517). Обращенная в сторону сада с олеандрами, миртами, кипарисами, она задумана Рафаэлем как легкая беседка – пергола, каркас которой образует яркие фруктовые гирлдянды, а в просвет между ними открывается небо, порхающие амуры, прекрасные боги Олимпа, а над головами натянуты два написанных на своде иллюзорных ковра с изображением пирующих богов. Замысел этот, не имеющий себе равных по прелести, поразил современников свое новизной.
Рафаэль умер, когда ему исполнилось 37 лет. Он похоронен в Пантеоне, и нельзя представить более достойного места для него, чем этот храм, воплощающий идею высшей гармонии.
Искусство
Рафаэля – это Жизнь, прекрасная
и естественная, знакомая нам
и незнакомая, далекая и бесконечно
близкая, счастьем соприкосновения с которой
так щедро одаряет нас творчество великого
мастера.