Творчество Лоренцо Бернини

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:01, доклад

Описание работы

Бернини (1598–1680) считается одним из законодателей барочного искусства, он был непревзойденным мастером архитектурно-скульптурного синтеза, характерного для данного стиля. Искусство Бернини многогранно – он строил в Риме церкви, фонтаны, палаццо, создавал алтари и надгробия, из-под его резца выходили великолепные скульптурные группы на мифологические и религиозные сюжеты.
Жизнь Бернини можно назвать счастливой: во всем, за что бы он ни брался, ему сопутствовали успех и признание. Среди его покровителей были самые знатные и влиятельные люди Италии.

Работа содержит 1 файл

Творчество Лоренцо Бернини.docx

— 16.20 Кб (Скачать)

Творчество Лоренцо Бернини.

Бернини (1598–1680) считается  одним из законодателей барочного  искусства, он был непревзойденным  мастером архитектурно-скульптурного  синтеза, характерного для данного  стиля. Искусство Бернини многогранно  – он строил в Риме церкви, фонтаны, палаццо, создавал алтари и надгробия, из-под его резца выходили великолепные скульптурные группы на мифологические и религиозные сюжеты.

Жизнь Бернини можно назвать  счастливой: во всем, за что бы он ни брался, ему сопутствовали успех  и признание. Среди его покровителей были самые знатные и влиятельные  люди Италии. Учиться он начал у  своего отца – скульптора и живописца  Пьетро Бернини, сильное влияние на него оказала античная скульптура, перед которой он поклонялся всю жизнь. Одаренность его проявилась очень рано, свою первую работу он выполнил в девятилетнем возрасте. В 1629 г. Бернини был назначен главным архитектором собора Святого Петра в Риме. Здесь он возвел огромный балдахин-киворий над алтарем. Сам балдахин поддерживается спиралевидными колоннами, что создает иллюзию непрерывного движения и устремления ввысь.

Одним из лучших произведений мастера считается скульптурная группа «Экстаз Святой Терезы» в  капелле Корнаро церкви Санта-Мария-делла-Виттория. Святая Тереза Авильская – реальный исторический персонаж – жила в Испании в XVI в., занималась богословием и покровительницей ордена кармелиток. Свои проповеди Тереза сочиняла в виде писем, которые входят теперь в число наиболее значительных памятников эпистолярного жанра. Средневековый мистицизм перекликается в них с тонкими психологическими наблюдениями, она описывает свои религиозные порывы и видения, которые посещали ее во время молитвы (Терезу часто поражали эпилептические припадки, сопровождавшиеся мистическими видениями). В одном из своих писем она рассказала: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что этой стрелой он несколько раз пронзил мое сердце и проник до самых моих внутренностей, а когда он извлек стрелу, показалось мне, что он взял с нею мое сердце, и он оставил меня воспламененной великой любовью к Богу…Боль эта была не физической, а душевной, хотя она в равной степени отзывалась и в теле. Это было сладчайшее нежение души Богом». Бернини почти буквально воспроизводит это описание, нисколько не скрывая его чувственный характер.

Тереза изображена в момент наивысшего блаженства, в забытьи, похожем  на смерть, ее глаза полузакрыты, рука бессильно упала…Фигуры святой почти  не видно, она теряется в складках одеяния, уподобленных волнам купели крещения, из которых на свет появляется новая  душа. Нервный ритм складок создает  настроение волнения, они ломаются и извиваются, окутывают фигуры.

В этом ансамбле Бернини проявил  себя как непревзойденный мастер архитектурно-скульптурного синтеза, иначе эмоциональное воздействие  на зрителя не было бы столь сильным. Группа из белого мрамора расположена  на подножии из серых облаков на фоне сияющих металлических лучей. Алтарь обрамлен пучками колонн, стены  облицованы зеленым ониксом и  мрамором разных оттенков. В оформлении капеллы проявилось страстное увлечение  Бернини театром (он и сам писал  пьесы). Все соединено таким образом, что внимание сосредотачивается  только на образах, а все вокруг видится  как кулисы.

Все, что ни делал Бернини, вызывало восхищение современников. Несмотря на влечение античностью и искусством эпохи Возрождения, его работы не имеют ничего общего с образами древних  мастеров, с их гармоничностью и  уравновешенностью. Его скульптуры, наполненные экспрессией, сильнейшим проявлением чувств, вызвали множество  подражаний, но мало кому из мастеров удалось  достичь той виртуозности, динамизма, которые отличают все произведения Бернини.

Задания к тексту:

1. Прочитайте внимательно  текст и письменно выполните  следующие задания.

2. Попытайтесь выделить  на основе текста особенности  скульптуры Лоренцо Бернини и  зафиксируйте их в тетради.

3. Охарактеризуйте (а не  перепишите из текста как она выглядит!) скульптуру Святой Терезы тремя существительными, тремя глаголами и тремя прилагательными (характеристики могут быть либо не связаны между собой, быть написанными через запятую, либо составлять несколько предложений).

4. Письменно ответьте на  вопрос: «Как вы думаете, почему  Лоренцо Бернини решил изобразить  именно данный момент из жизни  Святой Терезы?»

5. Почему Лоренцо Бернини  может быть назван скульптором  эпохи барокко, какие характеристики  времени можно видеть в его  работах?


Информация о работе Творчество Лоренцо Бернини