СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..…….3
- Творчество
Джошуа Рейнолдса…………………………………………………3
- Заключение……………………………………………………………………….9
- Список используемой
литературы……………………………………………..10
ВВЕДЕНИЕ
Среди многих портретистов Англии
особое место принадлежало Джошуа
Рейнольдсу (1723—1792). Он был организатором
и первым президентом Королевской
Академии художеств, основанной
в 1768 г. Поставив целью утвердить
в искусстве идеал, связанный
с национальной действительностью, Рейнольдс
сочетал черты светской парадности и характерной
для аристократического портрета монументальности
с меткостью психологической характеристики.
Джошуа Рейнольдс говорил: «Стремление
истинного художника должно простираться
дальше: вместо старания развлекать людей
подробной мелочной тщательностью своих
подражаний он должен стараться облагородить
их величием своих идей. Наше искусство
не есть божественный дар, но оно и не чисто
механическое ремесло. Его основание заложено
в точных науках».
- ТВОРЧЕСТВО
ДЖОШУА РЕЙНОЛДСА
Джошуа Рейнольдс родился 16 июля
1723 года в Плимптоне (Девоншир),
в семье пастора, преподавателя
местной школы. Поначалу родители
предназначали ему медицинскую
стезю. Однако вскоре они убедились
в другом предназначении Джошуа: мальчик
читал и штудировал книги по искусству,
копировал гравюры и литографии, много
рисовал. В 1741 году мальчика отдают в лондонскую
студию художника Томаса Хадсона. После
трех лет обучения он возвращается в Плимтон
и открывает мастерскую, где пишет портреты,
пользовавшиеся большим успехом. Он работает
в манере своего учителя. Один из первых
своих портретов «Достопочтенный Сэмюэль
Рейнолдс» (около 1746) он пишет быстрыми
и плавными мазками, яркими красками.
В 1749 – 1752 годах молодой художник совершил
путешествие по Европе с целью изучения
классической живописи.
Прибыв в начале лета 1749 года
в Италию, Рейнольдс отправляется
в Рим. Художник провел в
Италии около трех лет, посетив,
в частности, Флоренцию и Венецию.
Наибольшее влияние оказали на него Тициан
и Веронезе, Корреджо и ван Дейк. Но он
не увлекается слепым копированием больших
мастеров, стремясь выработать собственный
стиль.
В 1753 году он приехал в Лондон
и обосновался здесь навсегда.
Он стал известным портретистом. Решающую
роль в развитии его творческой карьеры
сыграл портрет самого Кеппела (1753–1754),
в котором адмирал представлен в позе
Аполлона Бельведерского. Портрет получил
большую известность, последовали многочисленные
заказы.
В шестидесятые годы в творчестве Рейнольдса
сказываются уроки, полученные у великих
мастеров XVI и XVII веков. Живопись его становится
более полнокровной. В одних портретах
его воцаряются свобода и непринужденность
(портреты писателя Стерна, 1760, и Нелли
О'Брайен, около 1762); в других полотнах
он создает величавые портреты аллегории.
Примерами ранних портретов в
«большом статуарном стиле», как
определял его сам Рейнольдс,
могут послужить портрет герцогини
Гамильтон Арджилл в виде Венеры,
изображенной в полный рост в античных
одеждах, среди драпировок и колонн (1760),
и «Гаррик между музами трагедии и комедии»
(1760–1761). Торжественный антураж призван
показать в тех, кого изображает художник,
вдохновенных служителей прекрасного,
но при всей условности этих портретов
в них нет холодности и застылости.
Одним из лучших портретов этого времени,
безусловно, является «Портрет Нелли О'Брайен»
(1760–1762). Фигура молодой женщины занимает
почти всю плоскость холста. Яркие лучи
солнца, проникая сквозь листву, ложатся
бликами на ее платье, на маленькую собачку,
которую она держит на коленях. Привлекает
спокойный пристальный взгляд красивого
нежного лица, верхнюю часть которого
покрывает мягкая прозрачная тень от шляпы.
Особенное нежное очарование и осторожное
наблюдение.
В 1768 году в культурной жизни
Великобритании произошло важное
событие: в Лондоне открылась
Королевская Академия художеств.
Первым ее президентом был
единогласно избран Джошуа Рейнольдс
– самый известный портретист
британской столицы, человек всесторонне
образованный, знаток живописи старых
мастеров, крупный теоретик искусства.
Рейнольдсу шел сорок шестой год, когда
он стал президентом Академии. Все самые
важные работы Рейнолдса появились в Академии.
Особенно много было сделано
Академией в области методики преподавания
рисунка, живописи, композиции. Почти каждый
преподаватель Академии прежде всего
думал о том, как усовершенствовать методику,
как облегчить и сократить ученикам процесс
усвоения учебного материала. Методика
обучения и воспитания должна строиться
на научных основах, утверждали они, искусство,
успех художника — это не дар божий, а
результат научного познания и серьезного
труда.
Деятельность Рейнольдса в Академии
принесла значительные плоды.
Впервые в Англии была создана
серьезная система обучения художников.
Свои теоретические принципы и художественные
воззрения президент Академии изложил
в своих «Речах», произносимых каждые
два года при раздаче академических наград.
С большой широтой и эрудицией обсуждал
Рейнольдс различные вопросы эстетики,
теории пластических искусств, вопросы
мастерства. Он утверждал, что художникам
следует формировать свое мастерство
на основе глубокого и основательного
изучения своих великих предшественников.
Но вместе с этим советовал не думать о
догме, а стремиться выявлять творческую
самостоятельность.
Помимо теоретических работ, основанных
на рационалистической философии
познания мира, Рейнольдс занимался
опытами и исследованиями в
области технологии живописи.
В своих лучших портретах художник
стремился выявить характер личности,
общественное положение и профессию человека,
сообщить образу значительность и типическую
обобщенность.
Две линии сохраняются в портретном
творчестве Рейнольдса в пору
его расцвета – 70-80 годы. С одной
стороны, портреты, лишенные какой либо
условности, с другой – портреты «большого
статуарного стиля». Лучшие произведения
художника стоят ближе то к первым, то
ко вторым. Но всегда это образы людей,
действующих в состоянии высокого душевного
подъема, когда их лучшие качества проявляются
особенно ярко. Видны реально возможные
ситуации, индивидуальные характеры, лица
порой привлекательные, порой совсем некрасивые;
но в каждое из этих полотен вошла героическая
мелодия служения высокому призванию,
в каждом из этих образов есть энергия
и вдохновение. Сочетание черт яркой индивидуальности,
идеализма, рационализма и приподнятости.
На портретах Рейнолдса неоднократно
появляются люди новых, буржуазных
профессий, часто в домашнем
быту, за работой или книгой, в
кругу семьи, в общении с детьми, в простом
темном сукне вместо бархата и шелка. Однако
художник придает им не буржуазный, а аристократический
облик.
Портрет актрисы Робинсон совершенно
новый вид портрета – с настроением, портрет
излияние, воплощен он в традиционную
аристократическую репрезентативную
форму.
В середине 1770-х годов был написан
величественный портрет знаменитой
английской артистки, названный
"Миссис Сиддонс как муза
трагедии" (1784). Сложен по композиции.
В величественной позе восседает
она на троне, позади которого видны
аллегории — Преступление и Возмездие.
Портрет превращен в красочное театральное
зрелище, острота портретной характеристики
в нем сочетается с иносказательностью,
торжественностью. К числу самых значительных
произведений Рейнольдса следует отнести
также портреты архитектора Чемберса
(начало 1780-х гг.), полковников Сент-Леже
(1778) и Тарлитона (ок. 1782 г.). В 1781 году художник
совершил поездку в Голландию и Фландрию,
где на него огромное впечатление произвели
творения Рубенса и Рембрандта. В произведениях,
созданных Рейнольдсом после этой поездки,
например в портретах юриста Джошуа Шарпа
(1786) и лорда Хитфилда (1787 – 1788), чувствуется
влияние этих великих мастеров. Упомянутые
произведения отличаются глубиной психологической
характеристики. Нельзя не вспомнить о
детских образах в произведениях Рейнольдса
("Миссис Хор с ребенком:", "Возраст
невинности", 1730; "Плутовка" и др.).
В них есть доля сентиментальности, но
они подкупают своим обаянием.
В лучших парадных портретах
многочисленные аксессуары не заслоняют
характера портретируемых, представленных
в состоянии душевного подъема, вдохновения.
Таковы портреты офицеров на полях сражений.
В них трактовка образов способствует
выявлению героических черт.
Всю свою жизнь Рейнолдс много
и охотно писал детей. В зависимости от
происхождения и условий заказа он по-разному
изображал их. Так, в портрете мальчика
из семьи Кру (1776 г.) перед зрителем «маленький
взрослый», облачённый в костюм XVI в. Композиция
и поза героя напоминают знаменитые портреты
короля Генриха VIII кисти Ханса Хольбейна
Младшего. Совсем иначе Рейнолдс написал
свою племянницу («Девочка с земляникой»,
1773 г.), превратив её портрет в некое подобие
жанровой сценки: девочка, оказавшись
в лесу, увидела что-то необычное и испугалась,
в её взгляде сложно переплелись страх
и любопытство. По стилю этот портрет близок
к традициям рококо, но наполнен живым
и открытым чувством.
Рейнольдс написал более двух
тысяч портретов, запечатлев на
своих полотнах чуть ли не
всех выдающихся людей Англии: государственных
деятелей, писателей, ученых, актеров и
т.д. Спрос на портреты его кисти был очень
велик. Он много работал и создавал около
150 портретов в год. Работая с такой скоростью
он стал нуждаться в помощниках, но от
этого качество его работ заметно падает,
потому что помощники не обладали талантом,
равным таланту учителя.
9 июля 1774 года Рейнольдс получил
звание доктора юридических наук
в Оксфордском университете и
в том же году пишет автопортрет
в костюме ученого. В таком
же манто и похожей позе художник изображает
себя годом позже на картине, специально
выполненной для флорентийской галереи.
Рейнольдс держит в руке свиток с рисунками
«божественного Микеланджело». Именно
к «величественной манере», к образу колоссальных
фигур Сикстинской капеллы апеллирует
автопортрет. Это полотно получило широкое
признание и неоднократно копировалось.
Помимо портретов художник
создавал композиции на сюжеты из мифологии
и древней истории. В 1788 году по заказу
Екатерины II им было исполнено полотно
«Младенец Геракл, удушающий змей», символизирующее
мощь молодой Российской империи. Одновременно
Рейнольдс написал для Потемкина картину
«Великодушие Сципиона Африканского»
(1788 – 1789).
Джошуа Рейнольдс тяготеет к
величественному. Он имеет теплый колорит,
насыщенные цвета, обобщение натуры в
своих работах. Его идеал красоты – античность.
Именно поэтому ему прекрасно удаются
полотна на мифологические темы.
Энергичная плотная живопись
и решительная пластическая моделировка
усиливают его выразительность.
В 1784 году Рейнольдс назначается
придворным живописцем короля
Георга III. В 1782 году появляются
первые признаки болезни, которая
лишь ненадолго прерывает его
работу.
Однако в 1789 году положение
резко ухудшается, Рейнольдс слепнет
на один глаз. По свидетельству биографов,
когда художник ослеп на один глаз, он
положил кисть на мольберт и сказал: «Всему
на свете есть конец, пришел и мой конец».
После этого он оставляет живопись. В 1790
году Рейнолдс произнес прощальную речь
перед студентами Академии.
23 февраля 1792 года художник скончался
и был торжественно похоронен
в лондонском соборе Св. Павла.
2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимая до самой смерти пост
президента Королевской Академии
художеств, Рейнолдс много сил
отдавал педагогической и общественной
деятельности. Как теоретик искусства
он призывал изучать художественное наследие
прошлого, в частности искусство античности
и Возрождения. Придерживаясь взглядов,
близких классицизму, он в то же время
подчеркивал особое значение воображения
и чувства, предвосхищая этим эстетику
романтизма.
Художник имел много последователей.
Он оказал большое влияние
на английскую школу живописи
конца XVIII – начала XIX века.
Будучи тонким теоретиком, Рейнолдс
совершает революцию в искусстве портрета
своей страны, создав «Великий стиль»,
идеализирующий модели и прибегающий
к идеям не только ван Дейка, но и живописи
итальянских мастеров эпохи Возрождения.
С возникновением идеального портрета
Рейнолдса, английское портретное искусство
смогло наконец обрести свой неповторимый
и влиятельный характер.
3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Ростовцев
Н.Н История методов обучения рисованию
М.:1983г
- Интернет.