Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:22, реферат
О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник.
Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". Это и "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), это "Нарцисс" (1911), "Синий бог", и "Дафнис и Хлоя" и еще многие довольно экзотические театральные постановки.
О художнике Льве Самойловиче Баксте писать невероятно трудно. Трудно потому, что его творчество не укладывается ни в какие стандартные рамки: он не только портретист, но и пейзажист, он не только иллюстратор, но и театральный декоратор, он не только реалист, но и большой фантазер и сказочник. Александр Николаевич Бенуа в своем труде "Русская живопись в XIX веке" дал вот такую, несколько ироничную, характеристику Баксту: "У Бакста «золотые руки», удивительная техническая способность, много вкуса, пламенный энтузиазм к искусству, но он не знает, что ему делать. Бакст лихорадочно мечется и раскидывается, а между тем годы уходят и положительно становится досадно, что он не желает смириться, не желает понять круга своих весьма выдающихся способностей. На таких художников, как Бакст и, отчасти, как Врубель, в особенности пагубно сказывается современное положение искусства и художественной критики. В былое время «золотые руки» Бакста нашли бы применение. Он не стыдился бы посвятить себя тому, к чему он, в сущности, призван. Бакст был бы декоратором, ювелиром, быть может, миниатюристом — мелким, но интересным и истинным художником." И все же Лев Бакст - художник! Хороший и интересный художник, художник эпохи модерна, художник эпохи "Русских балетов" и "Мира искусства"...Как и заведено биография любого человека начинается с его рождения. Но перебрав множество источников, любопытный читатель так и не узнает доподлинно точной даты рождения Льва Бакста. Одни источники (такие как Википедия) утверждают, что Бакст родился в феврале, другие утверждают, что в марте-апреле, третьи же ссылаются на май месяц. Остановимся на последнем варианте и тогда получится, что 10 мая этого года Льву Самойловичу Баксту исполнилось бы 145 лет, ибо рожден он был на свет в 1866 году. Место рождения - город Гродно, имя при рождении - Лев Самойлович Розенберг.
Пропустим графу о родителях, т.к. опять-таки разные источники пишут по-разному о них, их роде занятий и происхождении. Вскоре после рождения родители мальчика переехали жить в Петербург, где и прошла большая часть жизни художника. Приобщение к искусству началось с чтения книг, обучения музыке и общения с дедом, который прожил много лет в Париже и превратил свою квартиру на Невском проспекте в подобие шикарного парижского салона. Мебель, картины, необыкновенные статуэтки - все это создавало вокруг мальчика сказочную атмосферу. Сказку продолжил театр, куда родители стали вывозить сына едва тот достиг сознательного возраста. В 1883 году Лев Бакст поступает на обучение в Академию художеств в Петербурге. Не имея материальной поддержки, Л.Бакст вынужден был во время учебы подрабатывать, в связи с чем он вынужден был освоить профессию иллюстратора книг, что и давало возможность продолжать учебу. Но проучившись в Академии четыре года и разочаровавшись в академических методах преподавания, он в 1887 году оставил учебу. В 1889 году художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии - Бакстер. В 1890 году Бакст поступил в мастерскую Альберта Николаевич Бенуа, изучая там рисование акварелью. В 1891 году Бакст отправился в путешествие по странам Европы, где брал уроки живописи в частных академиях. В 1907 году совместно с Валентином Серовым Бакст совершил путешествие по Греции, где он создал серию пейзажей и масштабное декоративное панно "Древний ужас", считающееся вершиной его творчества (только вот почему???). В 1910 году Бакст поселился в Париже. С эти пор он всего несколько раз посетил Петербург.
Его пребывание в столице было осложнено тем, что в 1914 году (по другим источникам в 1910 году) царским правительством ему было отказано в виде на жительство и как иудей он должен был соблюдать черту оседлости. (Хотя опять-таки есть другая трактовка, связанная с тем, что Бакст якобы демонстративно вернулся в иудаизм после того, как развелся со своей женой Л.П.Гриценко (урожденной Третьяковой) и за это был примерно "наказан".). Тем не менее в мае 1914 года Лев Бакст был избран академиком Императорской Академии художеств, что давало ему право свободно передвигаться по стране, но художник уже не воспользовался этим правом, оставшись во Франции.
Талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева". Это и "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), это "Нарцисс" (1911), "Синий бог", и "Дафнис и Хлоя" и еще многие довольно экзотические театральные постановки, о которых мы сейчас даже уже и не вспоминаем. Это был просто сказочный мир балета, театральных фантазий и сказок... До сих пор эскизы к этим постановкам вызывают живейший интерес у любителей живописи и коллекционеров.
Первая мировая война окончательно отрезала художника от России. В 1918 году Лев Бакст покинул труппу С.Дягилева. А смерть от отека легких в 27 декабря 1924 года в Париже, в больнице Риэль-Мальмезон поставила точку на его блистательной карьере. Последнее место упокоения художника - парижское кладбище Батиньоль.