Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 16:18, контрольная работа
Цель данной работы - ознакомить с традиционным костюмом периода Античности (середина II тыс. до н. э. – III в. н. э.) Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
Определить, что включает в себя понятие «костюм».
Выявить идеалы красоты Античного периода.
Пронаблюдать, как политические и экономические изменения в жизни общества влияют на изменение костюма.
Пронаблюдать, как изменения в костюме коснулись разные социальные слои общества.
Введение стр. 2
Глава 1. Греческий костюм стр. 3
Глава 2. Римский костюм стр. 9
Заключение стр. 14
Список используемой литературы стр. 15
ТРАДИЦИОННЫЙ
КОСТЮМ ПЕРИОДА АНТИЧНОСТИ
С О
Д Е Р Ж А Н И Е:
Введение
Глава
1. Греческий костюм
Глава
2. Римский костюм
Заключение
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ. Одежда сопровождает человечество на протяжении всей истории его существования. Костюм можно рассматривать как важнейший элемент культуры. Внешний вид человека содержит очень много информации: в какой стране он проживает, какую религию он исповедует, в какой исторический период времени протекает его жизнь, какой социальный статус он занимает и многое другое. Ярким примером могут служить найденные изображения критских дам, получившие название «критские парижанки», не москвички, не египтянки, а именно парижанки – потому, как существуют определенные формы и образы в каждом этническом костюме и образ парижанки – это вполне определенный внешний вид.
Определение идеального образа было актуально на протяжении всей истории человечества, наш век не исключение, тем более интересно проследить изменение человеческих приоритетов во времени. Модельеры наших дней черпают идеи для своих коллекций в тех канонических формах, иногда соблюдая их, иногда, наоборот, идя в разрез с ними. Элементы античных костюмов используются в различных модных тенденциях в том или ином виде по сей день.
Цель данной работы - ознакомить с традиционным костюмом периода Античности (середина II тыс. до н. э. – III в. н. э.) Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
Для работы были изучены учебные материалы Вейса Германа «История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь», Соколовой М. В. «Мировая культура и искусство» и других авторов.
Глава 1. ГРЕЧЕСКИЙ КОСТЮМ
Крито – микенский период стоит несколько особняком в античной культуре. Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря и на землях, где впоследствии возникла и развивалась Древняя Греция, создали интереснейшую и самобытную культуру, мало изученную нами и во многом еще не известную.
Крито-микенская
культура, обогатившая наш мир
загадочным, невиданным до той поры
искусством, получила свое название по
месту первых раскопок. Период ее существования
относится к 2600—1250 годам до н.э. Крито
– микенское искусство сохранило нам
облик людей своего времени, но только
аристократической верхушки, принимавшей
участие в жизни двора, в ритуальных шествиях,
состязаниях, жертвоприношениях.
Костюм женщины-аристократки Крита поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий все характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин (и особенно на статуэтках богинь) узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной. В основных чертах силуэт оставался неизменным, но существовало множество вариантов платья: то цельнокроеное, то юбка, украшенная поперечными полосами, то сплошь состоящая из оборок. Каждый из перечисленных вариантов служил одной цели — подчеркнуть женственность. Сопоставление цветовых сочетаний в одежде порождает гармоничное созвучие смежных тонов, созданное умелым подбором соотношений площадей этих цветов.
К
сожалению, остается нерешенным вопрос,
как возник этот новый тип женской одежды,
как они создавали столь сложные костюмы,
что предшествовало ему, почему он погиб,
почему он никак не повлиял на греческий
костюм последующих эпох. Но, как и все
изобразительное крито-микенское искусство,
женский костюм привлекает нас своей необычностью
и какой-то странной и неразгаданной близостью
к современному.
Костюм мужчин был прост и состоял из набедренной повязки, пояса и головного убора. В некоторых случаях (предположительно у царя) головным убором была корона и венец, украшенные длинными перьями. И только на знаменитом клинке так называемого "меча Миноса", инкрустированного золотом (сцена охоты на львов), на трех охотниках (с кольями) изображены не набедренные повязки, а короткие, подобные современным мужским трусам, штаны.
Крито-микенские
раскопки открыли миру замечательное
ювелирное искусство XVIII—XV веков
до н.э. Все предметы из чистого золота
отличает высокохудожественная работа.
Греческий костюм больше, чем костюм любого другого народа связан с выражением эстетического общественного идеала. Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка - основа античного греческого костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды.
Пластика
драпировки и осанка фигуры ценились
гораздо выше стоимости ткани
и красоты орнамента. Ритм, расположение
и форма складок драпировок диктовались
основной архитектурной формой эпохи:
высокой мощной каннелированной колонной
дорического ордера. Они же должны были
наиболее эффектно подчеркивать движения
человеческого тела. «Драпировка оживляет
мертвую ткань, придавая эстетическую
цельность фигуре. Складки, в свою очередь,
аккомпанируя движению тела, свисают с
рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают
статичное тело. Застывшие в мгновении
покоя, они начинают двигаться вместе
с телом, выявляя движение в большом или
малом напряжении его». Одновременное
ношение двух одежд создавало ясно выраженную
гармонию ритмов, объединяющую ансамбль.
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптуре, а также образцам поздних греческих тканей, представленным в Государственном Эрмитаже.
Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.
Волокнистый
состав греческих тканей — шерсть
или лен. К хлопку греки отнеслись
с удивлением, увидев его впервые
в Индии во время похода Александра
Македонского; они называли его «шерстью
дерева». Основной интерес греков привлекала
не конструктивная, а живописно-пластическая
сторона костюма. Ткани с рисунком, распространенные
в период греческой архаики, в классический
период (V—IV вв. до н. э.) были вытеснены
одноцветными синими, красными, пурпурными,
зелеными, желтыми, коричневыми и особенно
белыми тканями. Черный цвет не использовался
в греческом костюме. Траурные цвета —
серый и коричневый. Одноцветные ткани
украшались каймой вышивки, аппликации
или раскраски. Узоры орнамента связаны
с природой, носят стилизованный геометрический
или растительный характер. Это — меандр,
критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен,
раппорт строится по горизонтали. В сочетании
с вертикальным направлением линий драпировки
это делает складки особенно четкими и
выразительными, подчеркивает красоту
и пластику движений.
Мужская
одежда состояла из двух частей: хитона
и гиматия. В соответствии с нашими
представлениями хитон был
Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7х4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Один из применяемых способов драпировки был такой: «...один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз — кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука. В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.
Еще
одним видом плаща была хламида
— прямоугольный кусок плотной
шерстяной ткани, который набрасывали
на плечи и скрепляли на одном
плече или на груди фибулой. Военачальники
носили хламиды пурпурного цвета.
Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее. Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5).
Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий. Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.
Так же как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.
Спартанки
носили хитон — пеплос; его правые
боковые срезы оставляли
Верхней
одеждой гречанок был гиматий, который
драпировался различными способами. Женский
гиматий был меньше мужского, но
гораздо богаче орнаментирован.
Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей — наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи.
В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы. Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.
Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.
Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке. Короткие стрижки украшали обручем или лентой. Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни. Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.
В
античной Греции было высоко развито
ювелирное искусство, представленное
в женском костюме
Обувь греков повторяла форму ступни; изготовлялась на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать. Декоративное значение сандалий в костюме повышалось благодаря использованию цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом.