Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 01:05, реферат
Театрально-декорационное искусство - это вид изобразительного искусства, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, то есть созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра.
Театрально-декорационное искусство - это вид изобразительного искусства, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, то есть созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра.
Элементы театрально-
Существовавший уже в античности принцип симультанной декорации (рассчитанной на одновременный показ всех мест действия) стал характерным для европейского средневекового театра, где первоначально роль фона при исполнении мистерий выполнял интерьер, а затем - наружная стена церкви. Для средневековых представлений было создано несколько типов сценических площадок, статичных или передвижных; наряду с объемными декорациями (например, «раем» в виде беседки и «адом» в виде пасти дракона) использовались и живописные декорации (например, изображения звездного неба). Во многих странах средневековой Азии (в том числе государствах Индокитая, в Китае и Японии) господствовали методы условно-символического оформления сцены, согласно которым отдельные детали лаконично обозначали место действия.
В XV - начале XVI вв. в Италии,
где к театрально-
В эпоху классицизма
В XVII - XVII веках в странах
Азии кризис феодальной идеологии привёл
и к нововведениям в
Великая французская революция
оказала значительное воздействие
на театральное искусство. На сценах парижских
«театров бульваров» высокое искусство
театральных машинистов позволяло воспроизводить
сцены кораблекрушений, пожаров и т. д.;
распространились так называемые пратикабли
(объёмные детали оформления, изображавшие
скалы, мосты и т. д.). В первой четверти
XIX в. Л. Ж. М. Дагер во Франции, Ч. Баркер в Великобритании
демонстрировали панорамы и диорамы в
сочетании с новшествами газового освещения
(вводится в 1820-е гг.). Представители романтизма выдв
Огромное воздействие на театрально-декорационное искусство 1870-80-х годов оказала деятельность Мейнингенского театра, режиссёры которого, стремясь преодолеть традиции итальянской кулисно-арочной системы, придавали сценическому рельефу многообразие, в изобилии применяя пратикабли и различные архитектурные формы. В изобразительных решениях мейнингенцев сказалось влияние немецкой исторической живописи XIX века (П. фон Корнелиуса, В. Каульбаха и др.).
В концу 1870-х годов с критикой идеализированных, самоцельно-феерических декораций выступил Э. Золя, призвавший к «точному воспроизведению социальной среды» (его последователями в сценическом натурализме были режиссёры А. Антуан во Франции и О. Брам в Германии). Борьбу с натурализмом возглавил театр французского символизма (художники М. Дени, П. Серюзье, А. де Тулуз-Лотрек, Э. Вюйяр, объединившиеся вокруг режиссёров П. Фора и О. М. Люнье-По и создававшие упрощённые, изысканно-стилизованные декорации, по образному строю близкие искусству «модерна»).
Последняя четверть XIX века - эпоха расцвета русского театрально-декорационного искусства. В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель утверждали в театральной декорации принципы целостной поэтической трактовки спектакля, используя композиционные приёмы станковой живописи. Огромное влияние на мировое театрально-декорационное искусство оказала реалистическая реформа Московского Художественного академического театра (индивидуализированное оформление каждой постановки, психологическая «жизненность» обстановки, расширение планировочных возможностей и органичная их связь с игрой актёра). Высокая живописная культура, тончайшее умение передать стиль и характер искусства различных эпох были свойственны мастерам театральной живописи, принадлежавшим к группировке «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих и др.); участвуя в организованных С. П. Дягилевым гастролях русской оперы и балета в Париже (так называемые Русские сезоны за границей), эти мастера вывели русское театрально-декорационное искусство на мировую арену. Большое значение для русского театра имело также творчество А. Я. Головина, добивавшегося особой, парадной декоративности образных решений.
Режиссёры А. Аппиа в Швейцарии и Г. Крэг в Великобритании выдвинули в начале ХХ века идею «философского театра» с абстрагированными вневременными декорациями, в которых видоизменение монументальных стереометрических форм (кубы, площадки, ступени) достигалось бы светом (принципами «философского театра» руководствовались польский писатель, художник и декоратор С. Выспяньский, немецкий режиссёр Г. Фукс). Немецкий режиссер М. Рейнхардт совместно с художниками (Э. Мунк, Э. Орлик, Э. Стерн и др.) разработал разнообразные приёмы оформления: от почти иллюзионистических объёмных декораций, трансформируемых с помощью вращающегося сценического круга, до обобщённых неподвижных установок, от оформления «в сукнах» до грандиозных массовых зрелищ на арене цирка. В России В. Э. Мейерхольд, разрабатывая принципы «условного театра», ввёл (совместно с художниками Головиным и Н. Н. Сапуновым) приёмы художественной стилизации, повлиявшие на становление сценического конструктивизма.
В 1910-х годах в театрально-
В целом в театре ХХ века
необычайно обогатилась сценическая
техника: используются синтетические
материалы, люминесцентные краски, коллажи, фото- и кинопроекции, системы
зеркал, сложнейшие световые партитуры
и т. д. В 1960-е годы большое внимание почти
повсеместно уделялось «внесценной» декорации,
сцене-арене. 1970-е годы характеризуются
всё более интенсивным применением мотивов,
навеянных народным искусством (обрядовых
масок-гримов, костюмов марионеток, кукол,
иногда достигающих гигантских размеров
и становящихся органической частью декорации).
Однако стремление создать на драматургической
канве независимое сценическое произведение,
во многом являющееся свободной фантазией
режиссёра или художника-декоратора, приводит
многих мастеров театрально-декорационного
искусства к разрушению целостного театрального
образа. Этим тенденциям, усугубляемым
влиянием сюрреализма, абстракт
После революции 1917 года в
России утвердились функции художника-
Итак, театрально-декорационное искусство (сценография) - вид изобразительного искусства, связанный с оформлением театральных постановок. К произведениям театрально-декорационного искусства относятся декорации, обозначающие место действия спектакля, костюмы и грим актеров, бутафория, реквизит, освещение. Все эти элементы сценографии должны образовывать единое целое, выражать замысел театрального действия. Основой сценографии является декорация, включающая в себя изобразительное решение сценического пространства: задник, кулисы, занавесы, ширмы, драпировки. В классических театральных постановках обычно использовались живописные задники, которые вместе со сценическими конструкциями создавали иллюзию единой пространственной среды, где происходит действие спектакля. Воплощению декорации чаще всего предшествуют выполненный художником эскиз и макет сценографии. Важным дополнением пространственного решения сцены становится освещение, также проектируемое художником, мастером по свету. Используя различную степень освещенности можно добиться не только точной передачи времени суток, атмосферных явлений, но и создать эмоционально-психологическую атмосферу. В единстве с декорациями разрабатываются и костюмы действующих лиц. Они призваны подчеркнуть характеры героев, их индивидуальные особенности. Сценографическое решение зависит от многих составляющих, оно обусловлено не только характером спектакля, режиссерским замыслом, но и эпохой, в которую создается спектакль, техническими возможностями театра и даже устройством сцены.
Различают два рода декораций - активную, чисто-архитектоническую, состоящую в изящном расчислении необходимых частей сооружения и к которой относятся, например, карнизы, консоли, тяги, лопатки, цельные "архитектурные" сооружения (макеты) и т. п., и пассивную, чисто-орнаментальную, применяемую для оживления стен, потолков и т. д. С древних времен важное значение получила и декоративная живопись.
Чаще всего декорации представляют собой либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий. Они пишутся клеевыми красками на холсте, сшитом из полотнищ и затем загрунтованном клеем с белилами. Главные составные части каждой театральной декорации - завеса и кулисы. Первая вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину и изображает все то, что в воспроизводимом пейзаже или перспективе находится на дальнем плане; кулисы же - суть куски полотна, более узкие, в сравнении с завесой, натянутые на деревянный переплет и вырезанные с одного края надлежащим образом; они помещаются по бокам сцены в два, три и несколько рядов, одна за другой, и представляют более близкие предметы, например, деревья, скалы, дома, пилястры и другие части сцены. Дополнением декораций служат поддуги - куски полотна, протянутые вверху через всю сцену и изображающие куски неба, верхние ветви деревьев, потолочные своды и т. п., а также пратикабли - различные замаскированные расписанным полотном деревянные подмостки и примостки, помещаемые на сцене и представляющие, например, камни, мосты, отроги скал, висячие галереи, лестницы и т. д.