Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:32, реферат
Режиссура - своеобразный вид художественного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно- тематического замысла произведения одного из "зрелищных иск-в" с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают Р. драмы, муз. театра (оперы, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлении и массовых праздников.
Режиссура - своеобразный вид художественного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно- тематического замысла произведения одного из "зрелищных иск-в" с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают Р. драмы, муз. театра (оперы, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлении и массовых праздников. Театрализованное действие - творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами направленная к достижению жизненной духовной цели. Студент — будущий режиссер, специалист по художественной организации и разработке театрализованных массовых праздников, должен хорошо знать их историю, их сущность и функциональное значение в жизни нашего общества.
Принципы режиссуры праздников и зрелищ: 1. Принцип подбора главнейших динамических моментов действительности (Мейерхольд). 2. Принцип поэтического повествования действительности (Условный театр). 3. Принцип каранавализации (Условный театр) 4. Принцип монтажа и эпизодного построения (Условный театр). 5. Принцип художественного и документального материала. 6. Принцип поляризации жанров.
Режиссерский ход – соединение эпизодов, материала в единое целое. Прием – способ реализации хода.
Режиссерско-постановочный план – это документ, помощник режиссера в осуществлении своей задумки. Сначала формируется замысел, а потом пишется сценарий.
Постановочный план – немного шире, это и есть режиссерский замысел. Режиссерская экспликация – это и есть разработка замысла на бумаге. Постановочный план включает: 1. работу реж-ра со сценографом, композитором и звукачом, костюмерной, гримерщиками, световиком.
Замысел – задумка, неосуществленное решение.
Осн.компоненты реж.замысла: 1. мотивировка выбора произведения, 2. идейно-тематический анализ (тема, идея, конфликт), 3. действенное содержание (сверхзадача, сквозное действие, контрдействие), 4. событийный ряд.
Этапы реж-ра в процессе выполнения замысла: 1. застольный – фундаментальный, корректировка замысла реж-ра актерами, первые читки актеров. 2. репетиция в выгородке – разводка, замена декораций подручными материалами, поиск мизансцен, первые формы реж-их заданий: - словесное объяснение, - подсказ, - показ. 3. работа на сцене – шлифовка, все сводится воедино. Далее – прогоны (черновой, монтировочный, генеральный). Разбор полетов.
Впервые сформировал функции режиссера Немирович-Данченко: Режиссер – это существо трех - ликое – 1лик – толкователь, токовать можно пьесу, своими идеями и задумками заразить весь творческий коллектив. Любой спектакль начинается с токования роли, замысла художника; он же – показывающий как играть, так что можно назвать его режиссером - актером или режиссером – педагогом.
2 лик – режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера. Нужно найти подход к каждой индивидуальности всей творческой группы. Подсказать и показать законы актерского и режиссерского мастерства.
3 лик - режиссер-организатор. Смочь раствориться в каждой профессии творческой группы. Организаторские качества режиссера: уметь соединить отдельные сцены и акты, режиссер должен быть агитатором и пропагандистом своего дела, должен быть рационалистом во времени, сроках и т.д. Также режиссер - эрудит, разбирающийся во многих областях и сферах, трезвомыслящий (должен брать в работу осуществимые, реальные вещи). Воля и настойчивость – добиваться своего любыми способами. Терпение, работоспособность (в жару, в холод, ночью, днем, в любых условиях), режиссер должен быть дипломатом.
Театрализованное представление и праздник: Общее: 1. Обе формы культуры 2. И то и др. организуется по законам театра: наличие Действа (конфликта).
Различия: Праздник - не имеет границ места и времени, - несколько очагов действия, - не ограничен топографически, - не ограничен во временном отрезке, - не возможно полностью отрепетировать, - нет деления на зрителя и участников.
Театрализованный праздник - время и место определены, - одно место действия (сцена-зритель), территориально ограничено, ограничено по времени, необходим ряд репетиций, - деление на зрителей и участников, - явл-ся частью праздника.
Театрализованное действо – это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. Театрализованное действо – всегда продукт повседневности, жизненных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме.
Таким образом, театрализованное действо – это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном материале, созданном путем преобразования этой реальности. Театрализованное действо явл-ся одной из составляющих духовной и худ-ой культуры как этноса, так и общества.
«Театрализация» - явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, худ-ое творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства.
«Действо» - развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.
Особенности таетр-го действа:
1. В основе его сценария лежит документальный материал (документальный объект внимания сценариста)
2. Таетр-ое действо подразумевает не создание психологии вымышленных героев, а создание психологии ситуаций, в кот-ых действуют и развиваются реальные силы.
3. Тетр-ое действо полифункционально и решает след-ие задачи: дидактическую (назидательную), информац-ую (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистичес-
кую (получение удовольствия) и коммуникативную.
4. Театр-ое действо, как правило, одноразово и сущ-ет как бы в единственном экземпляре.
5. Театр-ое действо отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.
Если театр-ое представление – это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сцен. площадке, не требующее непосредственного участия в нем зрителя, то праздник и обряд суть театр-ые действа, в кот-ых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего
Психолого-педагогические методы преподавания специальной дисциплины «Режиссура театрализованных представлений и праздников».
1. Цели и задачи: - Раскрыть термин «театрализация», из чего состоит профессия режиссера театрализованных представлений. - Ознакомить с определениями: театрализация. Рассмотреть ее место в театрализованных представлениях. - Попробовать на практике применить полученный материал. - С помощью практических упражнений раскрыть определение театрализации. - Раскрыть проблему актуальности театрализованных праздниках (концертах). Возможно всем известных программ. День города, день учителя и т.д. – на этих праздниках высказать все плюсы, и минусы такого жанра как театрализация. Литература: Конович А.А. «Театрализованные праздники и обряды в СССР», 1990, Тихомиров «Беседы о реж-ре театр-ых представлений» 1977, Шароев Н.Г. «Реж-ра массовых театралз. Представлений» 1980, Жарков А.Д. «Организация культурно-просветительской работы», 1989, 2. Изложение (+ задачи и цель): Дать определение понятиям: - метод, - режиссура театрализованных представлений (в сравнении с классической реж-ой), - театрализация, - научное понимание метода театрализации (педагогическое значение, воспитательное, способ худож-ой организации, эмоционально-художественная деятельность). Рассмотреть метод театрализации в: - концерте,- церемонии, - шествии, - конкурсной программе и .д. Более того, найти общее черты театрализации во всех видах и подвести итог. Предоставить видеоматериал какого-либо театрализованного представления и при просмотре особый акцент сделать на театрализацию. После этого – вопросы по изученной теме. 3. Заключительная часть. Подведение итогов по А.А. Коновичу – разработка театрализованного представления. Проговорить домашнее задание - посмотреть театрал-ое представ-ие и выявить какое значение выполнила в нем театрализация. Какие функции она в нем выполнила. Далее – ответ на возникшие вопросы у студентов. 4. Практическое занятие: придумать театрализацию (тему, образ) к: - детскому новогоднему утреннику, - 9 мая на площади, - спартакиаде на стадионе, дню книг в парке и т.д. Составить план-сценарий: - к празднику с реальным героем, - детскому празднику, - молодежному и .д. Задание на составление эпизодов сценария при помощи разных видов монтажа. 5. Вопросы для проверки: - определение режиссуры театрализ-ых представлений, - определение метода, - определение театрализации, - какое значение может иметь театрализация в представлении,- виды монтажа.
Под театрализованным
действом мы понимаем театрализованное
представление, праздник или обряд. Театрализованное
действо - это осо¬бый способ удовлетворения
духовных потребностей людей, особый вид
искусства.
Театрализованное действо - всегда дитя
повседневности, жизнен¬ных реалий, необходимости
их одухотворения и существования в иной
|эмоционально-образной форме.
Таким образом, театрализованное действо
- это органическое соче¬тание реальности,
связанной с бытом, социальными отношениями,
рели¬гиозными воззрениями, идеологическими
и политическими склонностями людей, и
художественности, заключенной в эмоционально-образном
(ху¬дожественном) материале, созданном
путем преобразования этой реаль¬ности.
Безусловно и то, что театрализованное
действо является одной из составляющих
духовной и художественной культуры как
этноса, так и общества. Когда мы говорим
«театрализация», мы имеем в виду явление,
принадлежащее области искусства, обращение
к эмоционально-образной сфере человеческого
восприятия, художественное творчество
или его элементы с использованием выразительных
средств театрального искусства. Когда
мы говорим «действо», мы имеем в виду
развитие определенной реальности в ее
противоречиях, ибо эти противоречия и
есть тот движитель, благодаря которому
реаль¬ность приобретает присущий ей
динамический и диалектический харак¬тер,
необходимый для создания действия в театрализованном
представлении, празднике или обряде.
Следует отметить характерные особенности
театрализованного действа, отличающие
его от других видов художественного творчества.
1. В основе сценария театрализованного
действа всегда лежит доку-
ментальный материал, который мы называем
документальным объектом внимания сценариста.
2. Театрализованное действо подразумевает
не создание психологии
вымышленных героев (персонажей), но создание
психологии ситуаций, в которых действуют
и развиваются реальные (документальные)
силы
3. Театрализованное действо полифункционально
и решает следующие задачи: дидактическую
(назидатель-ную), информационную (позвательную),
эстетическую, этическую, гедонистическую
(получение удовольствия) и коммуникативную
4. Театрализованное действо, как правило,
одноразово и существует
как бы в единственном экземпляре.
5. Театрализованное действо отличает
многообразие форм, пространственных
и стилевых.
Театрализованное представление, праздник
и обряд далеко не исчерпывают возможности
использования театрализованного действа
в различных вариантах и с различными
целями.
Если театрализованное представление
- это прежде всего зрелище, происходящее
на той или иной сцениче-ской площадке,
не требующее
непосредственного участия в нем зрителей,
то праздник и обряд суть театрализованные
действа, в которых при-сутствующие сами
становятся активными участниками происходящего.
Исключение составляет театрализованная
конкурсно-игровая программа, в которой
сочетаются театрализованное представление
и элементы непосред-ственной активизации
зрителей с вовлечением их в сценическое
действие.